Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения
проект по развитию речи

Курбатова Нина Михайловна

Аннотация проекта:

Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Он может быть использован в обучении грамоте, автоматизации звуков.

Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, ребусы, способствующие переключению внимания детей  и более эффективному использованию времени занятия. 

Применение информационных технологий  в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ребенка в отдельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по развитию лекиско -грамматического строя речи, обучению грамоте и коррекции звукопроизношения Учитель – логопед Курбатова Нина Михайловна

Слайд 2

Автор проекта: учитель-логопед Курбатова Н.М. Руководитель проекта: старший воспитатель Аркадьева И.В. Город: Якутск Место проведения: МБДОУ Д/с № 52 «Белочка», группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Адрес организации: г. Якутск, ул. _____, ______, телефон: __________ Участники проекта: педагоги и дети старшего дошкольного возраста Возраст детей: 5-7 лет. Вид проекта: исследовательско-творческий , долгосрочный Сроки реализации: 2020 – 2021 год Образовательные области: с оциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Слайд 3

Аннотация проекта: Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Он может быть использован в развитии лексико-грамматического строя речи, обучении грамоте, автоматизации звуков. Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую тему, где включены анимационные эффекты, ребусы, способствующие переключению внимания детей и более эффективному использованию времени занятия. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ребенка в отдельности.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор педагогам для новшеств и внедрения в жизнь собственных идей. Одним из доступных средств, позволяющих педагогу активизировать пассивных детей, является компьютер. Творческий подход к занятию с применением ИКТ способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала, расширению словарного запаса, развитию речи воспитанников, заучиванию новых букв. Кроме того, занятие, подготовленное с использованием ИКТ, вызывает только положительные эмоции.

Слайд 5

Повышение качества обучения через использование цифровых образовательных ресурсов. Цель проекта : Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению. Развитие речевой компетентности детей. Создание банка цифровых образовательных ресурсов к занятиям по развитию лексико-грамматического строя, обучению грамоте, включающих систему упражнений для эффективного запоминания букв, а так же по коррекции звукопроизношения . Задачи проекта :

Слайд 6

Проект предполагает создание : условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции образовательного процесса; электронных учебников для обучения детей дошкольного возраста; медиотеки компьютерных игр развивающего характера; учебно - методических пособий на цифровых нросителях "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса, разработки программы обучения детей дошкольного возраста.

Слайд 7

Содержание проекта: Данная работа представляет собой авторские разработки презентаций занятий, ребусов на изучаемую тему, подборка картинного материала, стихов, загадок. Проведение занятий в нетрадиционной форме с использованием данных разработок направлено на изучение новой буквы, на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию поставленных звуков, основных видов речевой деятельности, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе дошкольника. С применением ИКТ дети с нетерпением ждут следующего занятия.

Слайд 8

Ожидаемый результат: Компьютерные дидактические игры для дошкольников на развитие всех компонентов речи. Использование ИКТ в ДОУ позволят: - сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; - сокращению времени для контроля и проверки знаний детей; - активизировать познавательную деятельность дошкольников; - проводить занятия на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); - индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания.

Слайд 9

Привлечение родителей к поиску информации из различных источников о букве, звуке, стихи, загадки, ребусы, рисунки, сказки. Подбор, иллюстраций. Предварительная работа. Повторение пройденного материала, подбор картинок с изображением различных предметов. Заучивание стихов, упражнений на координацию речи с движением, развитие чувства рифмы, ритмического слуха, интонационно-выразительной речи. Сотрудничество с родителями:

Слайд 10

Краткое содержание проекта: II этап. Основной. Реализация проекта. I этап. Подготовительный. - Пополнение развивающей среды. - Подбор методической и художественной литературы по теме. - Разработка занятий. План-график осуществления проекта Оборудование. Диагностирующие материалы, методические материалы, компьютер , сканер , проектор, электронная доска, презентации, принтер, бумага.

Слайд 11

№ Мероприятия Участники Сроки Подготовительный этап I Диагностика Старшие и подготовительная к школе группа Сентябрь II Определение проблемы, постановка цели. Воспитатели Октябрь Основной этап III Сбор информации и материалов для подготовки презентаций. Мастер - класс по созданию презентаций. Воспитатели Ноябрь Обмен опытом в секторе МО учителей-логопедов . Логопеды и воспитатели сектора Декабрь Обмен опытом на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи» Логопеды, воспитатели, специалисты ДОУ города и республики 26 января 2021 г. Конкурс рисунков «На что похожа буква?» Дети посещающие логопункт Октябрь-март Сочинение мини - сказок на лексические темы: «Дикие животные наших лесов», «Перелетные птицы». Родители и дети посещающие логопункт Март - май IV Создание отдельных блоков презентаций с использованием собранных материалов. Учитель - логопед Сентябрь- май Итоговый этап V Широкое использование созданных материалов. Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ Октябрь - май VI Проведение диагностики Учитель - логопед Май

Слайд 12

Преимущества использования ИКТ на занятиях : - повышение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; - позволяет использовать большой объем учебного материала; развивает речевые компетентности детей. В результате использования предложенных материалов педагог может: - организовать и провести интересные занятия для старших дошкольников в нетрадиционной форме; - поддерживать на занятии атмосферу оживленного общения; - сэкономить время педагога для подготовки к занятию. I I I этап. Заключительный. Результативность

Слайд 13

Продукт проектной деятельности: Обмен опыта на городском МО учителей-логопедов . Распространение опыта на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи» Пополнение развивающей среды: В нашем детском саду создать компьютерно-игровой комплекс, подобрать и проанализировать коллекции компьютерных игр, разработать систему групповых занятий с их использованием. Для каждой компьютерной игры рекомендуется составить “Паспорт”, в котором отразить все мини-игры с описанием необходимых игровых действий, задачами, которые помогает решить данная мини-игра и возможностями ее использова ния.



Предварительный просмотр:

Проект
Создание компьютерных дидактических  игр для дошкольников
по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения

  • Автор проекта: учитель-логопед Курбатова Н.М.
  • Руководитель проекта: Старший воспитатель Аркадьева И.В.
  • Город Якутск
  • Место проведения: МБДОУ Д/с № 52 «Белочка», группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
  • Адрес организации: г. Якутск, ул. ______________, телефон: ______________
  • Участники проекта: педагоги и дети старшего дошкольного возраста
  • Возраст детей: 5-7 лет.
  • Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный
  • Сроки реализации: 2019 – 2022 год.
  • Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка.
  • Аннотация проекта:
  • Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Он может быть использован в обучении грамоте, автоматизации звуков.
  • Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, ребусы, способствующие переключению внимания детей  и более эффективному использованию времени занятия.  
  • Применение информационных технологий  в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ребенка в отдельности.
  • Актуальность
  • выбранной темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор педагогам для новшеств и внедрения в жизнь собственных идей.
  • Одним из доступных средств, позволяющих педагогу активизировать пассивных детей, является компьютер.
  • Творческий подход к занятию с применением ИКТ способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала, расширению словарного запаса, развитию речи учащихся, заучиванию новых букв. Кроме того, занятие, подготовленное с использованием ИКТ, вызывает только положительные эмоции.
  • Цель проекта:  

     Повышение качества обучения  через использование цифровых образовательных ресурсов.

  • Задачи проекта:
  1. Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению.
  2. Развитие речевой компетентности детей.
  3. Создание банка цифровых образовательных ресурсов к занятиям по обучению грамоте, включающих систему упражнений для эффективного запоминания букв, а так же по коррекции звукопроизношения.

Проект  «Создание компьютерных дидактических  игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения» предполагает создание:

  • условий для интеллектуального развития дошкольников;
  • интеграции образовательного процесса;
  • электронных учебников для обучения детей дошкольного возраста;
  • медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
  • учебно  -  методических пособий на компакт-дисках
  • "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
  • разработки программы обучения детей дошкольного возраста.
  • Содержание проекта:

     Данная работа представляет собой авторские разработки презентаций занятий, ребусов на изучаемую букву, звук,  подборка материалов «на что похожа буква», стихи. Проведение занятий в нетрадиционной форме с использованием данных разработок направлено не только на изучение новой буквы, но и на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию поставленных звуков,  основных видов речевой деятельности, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе школьника.

С применением ИКТ  дети с нетерпением ждут следующего занятия.

  • Ожидаемый результат: 

Компьютерные  дидактические игры для дошкольников на все звуки и буквы

Использование ИКТ в ДОУ позволят:

- сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

- сокращению времени для контроля и проверки знаний детей;

- активизировать познавательную деятельность дошкольников;

- проводить занятия на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания.

  • Предварительная работа. Повторение пройденного материала (Согласные и гласные звуки), игра «Составь слоги правильно», подбор картинок с изображением различных предметов. Заучивание стихов о буквах, упражнений на координацию речи с движением, развитие чувства рифмы, ритмического слуха, интонационно-выразительной речи.
  • Сотрудничество с родителями: Привлечение родителей к поиску информации из различных источников о букве, звуке: стихи, загадки, ребусы, рисунки, сказки. Подбор, иллюстраций. 
  • Краткое содержание проекта:

I этап. Подготовительный.    
- Пополнение развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка занятий.

II этап. Основной. Реализация проекта. 

План-график осуществления проекта

Мероприятия

Участники

Сроки

Подготовительный этап

I

Диагностика

Старшие и подготовительная к школе группа

Сентябрь

II

Определение проблемы, постановка цели.

Воспитатели

Сентябрь

Основной этап

III

Сбор информации и материалов для подготовки презентаций.

Мастер – класс по созданию презентаций.

Воспитатели

Октябрь

Обмен опытом на кустовом МО логопедов.

Логопеды и воспитатели куста

Ноябрь 2013 г

Обмен опытом на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи»

Логопеды, воспитатели, специалисты ДОУ города и республики

6-7 февраля 2014г.

Конкурс рисунков «На что похожа буква?»

Дети посещающие логопункт

Октябрь-март

Сочинение мини - сказок на изученную букву.

Родители и дети посещающие логопункт

Март - май

IV

Создание отдельных блоков презентаций с использованием собранных материалов.

Учитель - логопед

Сентябрь- май

Итоговый этап

V

Широкое использование созданных материалов.

Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ

Октябрь февраль

VI

Проведение диагностики

Учитель - логопед

Май

Оборудование. Диагностирующие материалы, методические материалы, компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат, проектор, экран, презентации, принтер, бумага.

III этап. Заключительный. 

  • Результативность 

Преимущества использования ИКТ на занятиях по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения:

- повышение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

- позволяет использовать большой объем учебного материала;

- развивает речевые компетентности детей.

В результате использования предложенных материалов педагог может:

- организовать и провести интересные занятия для старших дошкольников в нетрадиционной форме;

- поддерживать на занятии атмосферу оживленного общения;

- сэкономить время педагога для подготовки к занятию.

Анализируя работу над проектом «Создание компьютерных дидактических  игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения», можно сказать, что проект:

- актуален для модернизации ДОУ;

- востребован педагогами ДОУ и города;

- результативен – учитель-логопед делятся опытом работы на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи»

- продуктивен – возможность использования методических материалов на занятиях (презентации, ребусы, стихи, загадки, сказки, рисунки).

Вместе с положительными моментами выявлен ряд проблем:

- отсутствие технического оснащения в группах ДОУ;

- ограничен доступ  Интернет ресурсов.

  • Продукт проектной деятельности:

  • 2018 г. Распространение педагогического опыта работы среди участников Школы молодого логопеда» «НОД по автоматизации звука «Л» с применением триггера PowerPoint»        . Сертификат
  •   2018 г. Фестиваль мастер-классов «35 лет – с Юбилеем, Ласточка!» «Открытый показ мастер-класса для педагогов ДОО».         Сертификат
  • 2019 г. II летняя методическая школа педагогических работников РС (Я) «Импульс» Авторские, наглядно-дидактические  игр для детей дошкольного возраста по развитию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте  и коррекции звукопроизношения. Сертификат. МКУ «Вилюйское улусное управление образованием», Министерство образования и науки РС (Я), Академия наук РС (Я)
  •   2019 г. Авторский семинар для учителей-логопедов «Применение компьютерных технологий в коррекционной логопедической работе». Мастер-класс «Применение триггера в создании дидактических электронных пособий». Сертификат
  •   2019 г. Курсы в ДПО ИРО и ПК им. С.Н, Донского – II «Компьютерные дидактические игры для формирования слоговой структуры слова». Сертификат
  • 2021 г.        Педагогические чтения посвященные 40-летию ДОУ. Проект
  • «Создание компьютерных дидактических  игр для дошкольников по развитию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте  и коррекции звукопроизношения». Диплом
  •   2021 г. Логопедический месячник «Развитие фонематических процессов у детей ст. дошкольного  и мл. школьного возраста посредствам пособий и дидактических игр» «Сборник электронных дидактических игр на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста». Справка
  •   2021 г. Семинар «Развитие фонематических процессов у детей ст. дошкольного  и мл. школьного возраста посредствам пособий и дидактических игр». «Сборник электронных дидактических игр на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста». Сертификат
  •   2021 г. Республиканское мероприятие, посвященное Дню воспитателя и дошкольного работника в РС(Я). «Использование игрового оборудования «Ожившие картинки» в совместной работе воспитателя и логопеда с детьми в группе компенсирующей направленности». Сертификат
  • 2021 г. Региональная научно-практическая конференция «Родной язык – дыхание души ребенка». «Интерактивные игры как инструмент учителя-логопеда в развития речи детей дошкольного возраста». Сертификат
  • Пополнение развивающей среды:
  • В нашем детском саду создать компьютерно-игровой комплекс, подобрать и проанализировать коллекции компьютерных игр, разработать систему групповых занятий с их использованием.
  • Для каждой компьютерной игры мы рекомендуем составить “Паспорт”, в котором отразить все мини-игры с описанием необходимых игровых действий, задачами, которые помогает решить данная мини-игра и возможностями ее использования.  

Мною были составлены электронные пособия для воспитателей и воспитанников:

  • Авторские компьютерные игры и дидактические пособия:
  • Дидактические пособия: «Рычалки в словах, в стихах и загадках», «Звуки [З], [З'] и буква Зз», «Звуки [Л], [Л'] и буква Лл», «Звуки [Р], [Р'] и буква Рр», «Звуки [С], [С'] и буква Сс», «Дифференциация звуков [С-З]», «Дифференциация звуков [С-Ш]», «Дифференциация звуков [Ш-Ж]».
  • Интерактивные игры: «Формирование слоговой структуры слова», «Развитие логического мышления», «Сборник игр на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста».
  • Интегрированные занятия: «Дикие животные наших лесов», «Мой веселый мяч», «Моя родина Россия», «Моя Якутия», «Мульти-пульти викторина», «Одежда», «Путешествие в Африку», «Спасли ежа», «В гости к Каркуше», «Наша родина - Россия», «Комнатные растения», «Труд на селе зимой», «Москава – столица России», «Столица Якутии – мой город Якутск»
  • Презентаци: «Обучаем детей связной речи», «Использование тематической картотеки физминуток в совместной работе логопеда и педагогов ДОУ по коррекции речи детей», «Содержание коррекционно-логопедической работы в рамках ФГОС», «Нормы развития речи и диагностика», «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения», «Дыхательная гимнастика», «Роль системного подхода в логопедической работе для воспитания здорового дошкольника», «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР», «Здоровье сберегающие технологии логопеда», «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики», «Мониторинг. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями», «Применение компьютерных технологий в коррекционной логопедической», «Развитие творческих способностей дошкольников», «ФЭМП в логопедической работе», «Особенности современных форм  и методов по развитию речи в условиях ФГОС ДО»
  • Проекты
  • «Кошка – домашнее животное». Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах
  • «Моя семья»
  •  «Создание компьютерных дидактических  игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения»
  •  «Звуки [Р], [Р'] и буква Рр»
  • «Сказка о Веселом Язычке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"

презентация является приложением к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

Компьютерно - обучающие игры для старших дошкольников при обучении грамоте

В работе представлена презентация и краткое описание содержание слайдов:задачи старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. методическое пособие, используемое на занятиях и подробн...