Конспект ООД в подготовительной логопедической группе по формированию лексико-граматических средств языка "Поможем Фее Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мухаметшина Эльвира Адиповна

Конспект занятия по формированию лексико-граматических средств языка.

задачи: Познакомить детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; формировать умение определять картинку-символ.

Упражнять в выделении повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Уточнить понятие «предложение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_fei_grammatiki.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема: «Составление повествовательных, вопросительных

и восклицательных предложений».

               Цель:

Развитие восприятия интонации речи

               Коррекционно-образовательные цели:

Познакомить детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; формировать умение определять картинку-символ.

Упражнять в выделении повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Уточнить понятие «предложение».

Упражнять в выполнении звукового анализа слова «Зима».

             Коррекционно-развивающие цели:

Развивать слуховое внимание.

Развивать творческое воображение.

            Коррекционно-воспитательные цели:

Формировать положительную установку на участие детей в занятии. 

           Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, презентация с изображением Снежной королевы, Феи грамматики и т.д.

Демонстрационный материал: схемы предложений, точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Раздаточный материал: схемы предложений, точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Становитесь, дети в круг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. За стол сядут те , чьи имена начинаются на А…и т.д.

Логопед: Дети, сегодня я получила письмо от Феи Грамматики, которая живет в Стране красивой и правильной речи. 

«Дорогие дети, Снежная королева похитила трёх жителей Страны красивой и правильной речи. Без них мы не можем красиво говорить. Помогите их спасти! В помощь я вам высылаю свою волшебную палочку.» Дети, поможем Феи Грамматики?

Тогда в путь. С помощью волшебной палочки мы сможем быстро очутиться в царстве Снежной Королевы. Чтобы волшебная палочка заработала, нужно назвать гласные звуки.

Дети: А, И, У, И, О

Логопед: А почему вы думаете, что эти звуки гласные?

Дети: они поются; когда их произносишь – во рту ничего не мешает.

Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем гласные буквы?

Дети: Кружком красного цвета.

Логопед: Если вы действительно правильно назвали гласные звуки, то палочка поможет нам очутиться в царстве Снежной Королевы. Раз, два, три, волшебная палочка, помоги!

Вот мы уже в царстве Снежной королевы. Какое здесь время года?

Дети: Зима.

Логопед: Сколько слогов звуков в слове ЗИМА? Сколько звуков в слове зима? Какой первый звук? Возьмите карточки и выполните звуковой анализ слова ЗИМА.

Звуковой анализ слова ЗИМА

Логопед: Что-то холодно мне стало, давайте согреемся.

Дыхательная гимнастика (по Сахаровской О.П.)

Вдохни носом. Открой широко рот и на выходе гуди: «А!»

Вдохни носом. Губы вытяни трубочкой и на выходе гуди: «У!»

Вдохни носом. Губы вытяни бубликом и на выходе гуди: «О!»

Вдохни носом. Открой рот, губы вытяни улыбкой и гуди: «Э!»

Артикуляционная гимнастика

 

Логопед: Посмотрите, а вот и ледяные замки. Наверное, там находятся в заточении похищенные жители. Волшебная палочка, помоги расколдовать первый замок.

Раз, два, три, волшебная палочка, помоги! 

Посмотрите, дети, в этом замке находится точка и послание от Снежной Королевы. Если выполним ее задание, то она отпустит Точку.

Задание 1. Составьте схему предложения: СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА САМАЯ КРАСИВАЯ. (дети работают с раздаточным материалом. Один из детей выполняет задание у доски. Для завершения схемы предложения не хватает точки)

Логопед: Чтобы схему завершить, нужна точка. Снежной Королеве придется отдать её. (Точка исчезает с экрана и появляется в руках у логопеда) А вот и точка. Схема выполнена. Давайте проверим. (дети хором проговаривают предложение)

Логопед: Волшебная палочка, помоги расколдовать второй замок. Раз, два, три, волшебная палочка, помоги!

Задание 2. Снежная Королева просит её похвалить.

А этого жителя Страны красивой и правильной речи я знаю – это восклицательный знак. Повторите, дети.

Чудак – восклицательный знак. Спокойно он не говорит.

он громко хвалится и удивляется, и кричит, и возмущается!

Открою один секрет, если восклицательный знак поставить в конце предложения вместо точки, то это предложение станет восклицательным. И его нужно произносить громко, радостно и даже торжественно. Поэтому, Снежная Королева, тебе придется отдать нам восклицательный знак. Послушайте, как я произнесу теперь предложение: СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА САМАЯ КРАСИВАЯ!

А если опять поставить точку в конце предложения, то нужно говорить спокойно. Я предлагаю вам, дети, сделать свои предложения восклицательными. Как это сделать? А как нужно будет произнести предложение? Произнесите. (Хоровые и индивидуальные ответы)

Логопед: Осталось освободить третьего жителя. Раз, два, три, волшебная палочка, помоги!

Задание 3. Спросить у волшебного зеркальца, действительно ли Снежная Королева самая красивая на свете?

Логопед: Этого жителя я тоже знаю – это вопросительный знак.

Это кривоносый вопросительный знак,

Задаёт  вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

Дети, чтобы задать вопрос, нам нужен вопросительный знак. Если его поставить в конце предложения вместо точки, то предложение нужно произносить вот так: СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА САМАЯ КРАСИВАЯ? Теперь вы сделайте свои предложения вопросительными. Как вы это сделаете? Как будете произносить предложение? (Хоровые и индивидуальные ответы). Снежная Королева, тебе придется вернуть третьего жителя, иначе мы не сможем задать вопрос волшебному зеркальцу. (Вопросительный знак исчезает на экране и появляется в руке логопеда)

Логопед: Все задания Снежной Королевы мы выполнили, жителей Страны красивой и правильной речи освободили. Пора возвращаться в группу. Раз, два, три, волшебная палочка, помоги!

Логопед: Посмотрите, дети, Фея Грамматики говорит вам СПАСИБО.

Дети, назовите, каких жителей мы сегодня освободили? Давайте похвалим себя и составим схему предложения ДЕТИ ГРУППЫ ПОДСОЛНУХ МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе по формированию целостной картины мира и конструированию по теме «Мебель»

Задачи:Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов,...

Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».

Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет  работу по профилактики оптичес...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений "Тайна волшебной коробочки"

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной логопедической группе, на котором дети за 30 минут  должны будут открыть 4 "замочка "волшебной коробочки, чтобы узнать что в ней находится, т...