Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)

Торговцева Ирина Валентиновна

Развитие у детей фонематического слуха с помощью логопедических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._ffr.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок 1

Проблема:

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. 

Цель:  

Показать роль и значение формирования фонематического слуха  и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                     

Задачи:  

1. Повысить собственный уровень знаний  путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в  интернет ресурсах по изучаемой теме.

  1. Разработать перспективный план работы с детьми.
  2. Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у  детей старшего дошкольного возраста.
  3. Подготовить и провести консультации для педагогов на темы:

«Игровые приемы, используемые при подготовке детей к обучению грамоте», «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ».

  1. Принять участие в ПМПк,  педсоветах и методических объединениях.
  2. Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
  3. Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
  4. С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.
  5. При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

Содержание работы

Сроки

(начало и окончание)

Практический выход

Подготовительный этап

Сентябрь - октябрь

- Изучение методической литературы

- Изучение проблемы в теории и практике логопедии.

- Повысить педагогическую грамотность родителей  и воспитателей по данной теме.

Робота с детьми

Октябрь - апрель

Выделение неречевых звуков

Различение речевых звуков

Различение гласных звуков                                      А) определение первого согласного в слове                                                                 Б) определение последнего звука в слове                                                                               В) определение последовательности всех звуков в слове

Работа с родителями

Ноябрь - декабрь

Консультации через родительский уголок «Фонематический слух - основа правильной речи», «Фонематический слух – основа обучения грамоте»

Работа с педагогами

Октябрь

Семинар –практикум

«Формирование фонематического восприятия у детей на занятиях по грамоте».

Самореализация

Сентябрь, май

- Обобщение результатов работы               - Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме                    

- Подготовить сравнительный мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

Практический выход

- Создание картотеки игр по формированию фонематического восприятия у детей. 

- Презентация  по проекту.

Прогнозируемый результат:

Для детей: Совершенствование фонематического слуха, способствующего развитию фонематических систем языка.

Для педагогов: знания, необходимые для проведения работы по развитию звукового анализа и синтеза в речевой деятельности ребенка и упражнения детей в дифференциации оппозиционных звуков.

Список методической литературы:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
  2. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников – СПб., 2005.
  3. Ефимова В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, - № 8.
  4.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс обследование звукопроизношения детей. - М., 2001.
  5. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Доклад на общем родительском собрании"Развитие ритмического и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома"

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. Определить уровень развития фонематического с...

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Автором представлены игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста....