Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте
статья по развитию речи (старшая группа)

Терентьева Наталья Петровна

Переход к внеситуативному общению в дошкольном возрасте, усложнение деятельности и расширение социальных контактов стимулируют речевое развитие детей. Начинают развиваться коммуникативная и планирующая функции речи, которая становится орудием мышления.

В дошкольном возрасте происходят качественные и количественные изменения в составе словаря ребенка. Количественный рост словаря зависит от условий воспитания детей, что обусловливает наличие значительных индивидуальных различий. В младшем дошкольном возрасте в словаре ребенка в среднем насчитывается 1200 слов, а активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста достигает 3000-3500 слов.

При этом части речи в составе словаря дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативных навыков представлены неодинаково. Так, у детей с доминирующей ситуативно-деловой формой общения в словаре есть большое количество существительных, прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства объектов (цвет и размер), почти все глаголы обозначают только конкретные действия. У детей с доминирующей внеситуативно-познавательной формой общения больше слов, отражающих качества окружающих предметов; есть прилагательные, определяющие эстетические, этические и эмоциональные свойства, и глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия. Общая закономерность развития словарного запаса заключается в том, что сначала дети овладевают названиями наглядно представленных групп предметов, свойств и отношений, что обусловлено наглядно-образным характером мышления дошкольников. Абстрактных понятий в словаре дошкольника почти нет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте

Переход к внеситуативному общению в дошкольном возрасте, усложнение деятельности и расширение социальных контактов стимулируют речевое развитие детей. Начинают развиваться коммуникативная и планирующая функции речи, которая становится орудием мышления.

В дошкольном возрасте происходят качественные и количественные изменения в составе словаря ребенка. Количественный рост словаря зависит от условий воспитания детей, что обусловливает наличие значительных индивидуальных различий. В младшем дошкольном возрасте в словаре ребенка в среднем насчитывается 1200 слов, а активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста достигает 3000-3500 слов.

При этом части речи в составе словаря дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативных навыков представлены неодинаково. Так, у детей с доминирующей ситуативно-деловой формой общения в словаре есть большое количество существительных, прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства объектов (цвет и размер), почти все глаголы обозначают только конкретные действия. У детей с доминирующей внеситуативно-познавательной формой общения больше слов, отражающих качества окружающих предметов; есть прилагательные, определяющие эстетические, этические и эмоциональные свойства, и глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия. Общая закономерность развития словарного запаса заключается в том, что сначала дети овладевают названиями наглядно представленных групп предметов, свойств и отношений, что обусловлено наглядно-образным характером мышления дошкольников. Абстрактных понятий в словаре дошкольника почти нет.

Дети дошкольного возраста постепенно учатся строить словосочетания и предложения в соответствии с правилами грамматики. Уже к младшему дошкольному возрасту ребенок использует основные грамматические закономерности: изменяет слово по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, использует простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Постепенно ребенок овладевает системой морфологических средств оформления грамматических категорий, типами склонений и спряжений, способами словоизменения и словообразования, учится строить более сложные предложения. Тем не менее речь детей характеризуется большим количеством грамматических ошибок.

Для речи дошкольников характерным является словотворчество, которое выражает недостаточный уровень овладения разнообразными грамматическими формами родного языка и в котором проявляются способности детей создавать неологизмы. Выделяют три основных принципа, в соответствии с которыми дети образуют новые слова:

  • • часть слова выступает в качестве целого слова;
  • • к корню одного слова добавляется окончание другого слова;
  • • слово составляется из элементов двух других слов.

К старшему дошкольному возрасту словотворчество начинает ослабевать, так как ребенок уже хорошо усваивает грамматические формы и свободно ими оперирует.

Практический пример

К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" приводит примеры детского словотворчества: "У лысого голова – босиком", "Пойдем в этот лес заблуждаться", "Да что ты от меня все ухаживаешь?", "Муж стрекозы – стрекозел", "Дым трубится", "Давайте лопатить снег", "Смотри, как натужил дождь!", "Отскорлупай мне яйцо!", "Я уже начаепился", "Мама сердится, но быстро удобряется".

В дошкольном возрасте интенсивно развивается синтаксическая сторона речи (табл. 9.5). В речевых высказываниях младших дошкольников преобладают простые предложения, в начале предложений они часто используют частицы "а", "и", "вот". Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения употребляются чаще только при дословном пересказе. Используются также элементарные сложноподчиненные предложения, союзная связь в которых часто заменяется интонацией. В среднем дошкольном возрасте в речи также преобладают простые предложения, но более сложные по структуре, встречаются предложения с однородными членами. В сложносочиненных предложениях могут использоваться вводные слова, союз "не". В сложноподчиненных предложениях появляются придаточные предложения причины, сравнительные и реже условные. В среднем дошкольном возрасте дети могут использовать в речи обобщающие слова и однородные дополнения. В речи старших дошкольников увеличивается количество распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и возрастает объем простых и сложных предложений. В конце дошкольного возраста ребенок использует почти все союзы, однако в речи большинства детей доминируют простые предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА младшего дошкольного возраста

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы ...

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи.

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи, направлено на все разделы речевой системы и проходит определенные этапы.  На всех этапах  коррекция реч...

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста

Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей доволь...

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Если Вас заинтересовала информация, размещенная на сайте, возникли вопросы, то  пишите на электронную почту shmatkov.2018@yandex.ru...

Родительский клуб «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте».

Консультация для родителей в рамках родительского клуба "Домашний логопед"....

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста

Каждый родитель мечтает, чтобы малыш побыстрее заговорил, чтобы его речь была понятной, правильной и красивой. Ведь речь ребенка - это важный показатель правильного развития малыша. У родителей возник...