Сценарий организации образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Рассказывание по серии картинок Н.В. Нищевой "Воришка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Образовательная деятельность носит развивающий характер, построена с использованием технологий ТРИЗ, РТВ, включает в себя богатый иллюстративный материал, ярко выраженную проблемную ситуацию, многообразие форм работы, а также словесно-дидактических игр, в том числе - игру на развитие творческого воображения "Три кошачьи мечты".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

организации образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Тема: «Рассказывание по серии картинок Н.В. Нищевой «Воришка»

Название:  «Как кот-хитрюга на рыбалке был»  

Программные задачи:

  1. Активизировать, пополнять словарь дошкольников по теме «Пресноводные рыбы».
  2. Продолжать работу над правильностью грамматического строя речи детей (образование притяжательных прилагательных, формы В.п. существительных).
  3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение  понимать, восстанавливать последовательность сюжета.
  4. Способствовать формированию целостного впечатления об изображённом на серии картинок, совершенствовать навыки составления рассказа по ним.
  5. Развивать творческое воображение, произносительную и интонационную стороны речи.
  6. Воспитывать любознательность, интерес воспитанников к книгоиздательству, желание всегда совершать только честные поступки.

Форма проведения: традиционная

Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ

Методы и приёмы:  

  • создание проблемной ситуации;
  • рассматривание картинок;
  • беседе по картинкам;
  • вопросы к детям;
  • использование картинного плана;
  • рассказывание по серии картинок;
  • сочинение продолжения истории;
  • словесные дидактические игры;
  • пальчиковая гимнастика;
  • создание ситуации письменной речи.

Задания, направленные на развитие творческого воображения:

игра «Три кошачьи мечты».

Особенности ООД:

  • развивающий характер;
  • богатый иллюстративный материал;
  • ярко выраженная проблемная ситуация;
  • многообразие форм работы, словесных дидактических игр.

Виды деятельности:

Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Материал: 

1. Буквоежка (игрушка или ребёнок младшей группы);

2. Серия картинок «Воришка» Н.В. Нищевой;

3. Предметные картинки с изображениями пресноводных рыб;

4. Магнитная доска, игрушки: удочка, мяч.

Сценарий

На этот раз гостем дошкольников становится Буквоежка. Недавно он открыл настоящее книжное издательство, и теперь дети из детских садов и школ с удовольствием присылают ему свои сказки, рассказы, стихотворения и иллюстрации к ним. А один конверт попал под дождь. Чернила, которыми была написана история, произошедшая с маленьким Ваней – автором этого письма, расплылись, сохранились только рисунки. Буквоежка просит мальчиков и девочек помочь ему составить по ним интересный рассказ.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Воспитатель расставляет на доске в произвольном порядке картинки, предлагает детям рассмотреть их и расположить в нужной последовательности.

Рассматривание картинок и беседа по ним

Воспит.: Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

1-й реб.: Мальчик рыбачит.

2-й реб: Из-за куста на него смотрит хитрый кот. Он хочет полакомиться рыбкой.

Воспит.: О чём нам рассказывает вторая картинка?

3-й реб: Мальчик кладёт рыбу, которую он поймал в ведёрко.

4-й реб: А кот прячется за кустами.

5-й реб:  На третьем рисунке мальчик снова забрасывает удочку.

6-й реб: Хитрый кот уже подобрался к ведру.

Воспит.: Что произошло дальше? (рис.4)

7-й реб: Мальчик тащит вторую рыбку.

8-й реб: А кот собирается съесть первую.

Воспит.: Чем заканчивается история?

9-й реб: Мальчик подходит с рыбой к ведёрку и с удивлением обнаруживает, что оно пустое.

Буквоежка: Весёлая рыбалка у мальчика получилась. Вот бы нам тоже с удочкой к реке отправиться.

Воспит.: А это, Буквоежка, даже проще простого.

Буквоежка: Как это проще? Где же мы реку сейчас возьмём? Кто нас в лес отпустит без мамы и без папы?

Воспит.: А мы с вами отправимся на «Словесную рыбалку» (передавая игрушечную удочку одному из дошкольников).  на этой рыбалке поймает…

☺: … окуня (в В.п.).

Удочка передаётся дальше.

Воспит.: ☻…

☻: … плотвичку.

Воспит.: А ☺…

☺: … карпа.

Игра сопровождается показом предметных картинок и продолжается до тех пор, пока не будут перечислены все известные детям названия пресноводной рыбы. Воспитатель с целью расширения тематического словаря воспитанников может «поймать» судака, форель, налима и т.д.

Воспит.: Поиграли немножко − пора за дело приниматься. Ведёрки приготовили? Рыбки тоже готовы (складывает ладони вместе, дети повторяют за ним).

Пальчиковая гимнастика  «Рыбка плавает в водице…»

Рыбка плавает в водице,                       Изобразить, как плавает рыбка.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,                        Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.                       Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,                        Ещё раз показать, как плавает рыбка.

Крошку хлебную взяла,                        Сделать хватательное движение двумя руками

Рыбка хвостиком махнула,             Снова изобразить, как плавает рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

                

Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Воспит.: Уплыла наша рыбка, ушла в глубину. Все только и видели, как мелькнул под водой хвост щуки. Значит, чей хвост?

1-й реб:  Щучий.

Воспит.: Усы сома.

2-й реб:  Сомовьи усы.

Воспит.: Голова судака.

3-й реб:  Судачья голова.

Воспит.: Туловище окуня.

4-й реб:  Окуневое туловище.

Воспит.: Молодцы! Понравилась тебе наша рыбалка, Буквоежка?

Буквоежка: Конечно, понравилась. Жаль только, что мы так и не сделали то, ради чего я сюда пришёл: не составили рассказ по этим замечательным картинкам.

Воспит.: Обязательно составим, Буквоежка, и начнём с того, что придумаем для него название.

Дети озвучивают свои варианты.

Кроме того, прежде чем приступить к рассказыванию, воспитатель предлагает дошкольникам придумать имя для мальчика и кличку для кота. (Словесное упражнение «Назови героев»).

Рассказывание по серии картинок «Воришка»

Это может быть работа по цепочке, по кругу или парами (когда один ребёнок ведёт повествование о мальчике, а другой – о коте).

На рыбалке

Однажды Саша отправился на рыбалку. Кот Василий пошёл за ним. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведёрко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил рыбку в ведёрко и снова принялся рыбачить. Тем временем Василий подкрался к ведёрку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом ел рыбку. Саша подошёл к ведёрку, чтобы положить туда окуня, и с удивлением обнаружил, что оно пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался.

Воспит.: Какой замечательный рассказ получился.

Буквоежка: Плохо только, что его нельзя будет напечатать в моей новой книге.

Воспит.: Почему, Буквоежка?

Буквоежка: Она ведь называется «Волшебные истории». А разве в нашем рассказе есть какое-нибудь волшебство?

Воспит.: Ну, это, Буквоежка, легко исправить. Давайте мы с вами представим, что рыбка, которой решил полакомиться кот, оказалась золотой: говорящей, исполняющей любые желания. Что мог попросить у неё Василий?

Игра на развитие творческого воображения «Три кошачьи мечты»

Воспит.: Каким в этом случае будет финал нашего рассказа?

Ответы детей.

Подведение итога

Дети все вместе выбирают самый удачный из сочинённых ими вариантов волшебной истории, а потом надиктовывают его Буквоежке (создание ситуации письменной речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...

Рабочая программа по организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с детьми группы общеразвивающей направленности "Акварельки" на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа (далее - Программа) – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности группы «Акварельки» общеразвивающей направленности от 3...

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ» организации образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Поможем птицам вернуться домой»

Тема (проект. событие): «Поможем птицам вернуться домой»Возрастная группа: подготовительнаяФорма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по картеФорма организации (г...