Путешестие к тетушке Сове
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кисленкова Марина Александровна

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по обучению грамоте. Содержит задания для детей по развитию фонематического слуха, умению делить слова на слоги, знакомит детей со звуком "С". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы  «Детский сад  № 9»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Путешествие к тетушке Сове»

(знакомство с согласным звуком «С»)

Разработала и провела

воспитатель 1 квалификационной категории

Кисленкова М.А.

 2021

Дата проведения: 27.02.2021 г.  

ФИО педагога:  Кисленкова Марина Александровна

Возрастная группа воспитанников: старшая  

Направленность группы: комбинированного вида

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности по речевому развитию: «Лесная школа»

Цель НООД:  Знакомство с буквой «С» и твердым согласным звуком «с», закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Образовательные задачи: 

-  познакомить с буквой «С» и твердым согласным звуком «с»

-  закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные.

-  упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги.

Развивающие задачи: 

-   развивать   устную речь детей.

-   развивать у детей внимание, память, фонематический слух, умение слышать звук «с» в словах и выделять его.

Воспитательные  задачи:

воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу 

- воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающему миру.

Оздоровительные задачи:

-обеспечить соблюдение существующих требований к нагрузке детей за счет выполнения временных нормативов и смены видов деятельности при проведении НООД.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие,  физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная (взаимодействие  со сверстниками), познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная.

Форма организации детей: подгрупповая

Форма организации обучения: непосредственно организованная образовательная деятельность

Материал и оборудование: «слоговой поезд», буквы, мнемотехнические таблицы характеристики звуков, домики (звуковой и буквенный), картинки с лесными животными, карточки со следами совы, набор с фишками для звукового анализа слов, игрушка « Сова», конверт с письмом, таблички с названиями станции, домик Совы, коробочка с медальками.

Планируемый результат: дети имеют представления о звуке  «с», выделяют его в словах, делают звуковой анализ слова с этим звуком, различают букву «С» среди других букв, умеют давать характеристику звука с опорой на мнемотаблицы.  

Предварительная деятельность с воспитанниками:  артикуляционная гимнастика «Горка», « Санки» для подготовки язычка к произношению звука «с», знакомство с тетушкой Совой, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, работа с мнемотехническими модулями характеристики звуков.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Подробно описываются методы и приемы по организации образовательной деятельности: задает вопросы   детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям, осуществляет совместные игровые действия

Деятельность детей

Описывается деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности: отбирают необходимый материал из предложенного, высказывают свои предположения, определяют последовательность выполнения задания.

Способы поддержки детской инициативы

1 часть – вводная

Цель: введение в предстоящую деятельность

   

Создание образовательной ситуации

 Заходит вместе с детьми в группу. Предлагает поздороваться с гостями.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями,  

 

 

Создает ситуацию общения  

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? Давайте же его откроем и всё узнаем:

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

-Здравствуйте, дорогие ребята!  Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы. Мне нужна ваша помощь. Я потеряла вывеску над своим домом «Сова».  Пока путешествовала на поезде, все буквы рассыпались.

 

Дети слушают обращение, высказывают предположения.

Создает ситуацию общения.

Поощряет высказывания детей

2 часть - основная

Цель: определение цели, принятие ее детьми, реализация поставленной цели,

 

Формирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Воспитатель:

-Что мы будем делать? На чем отправимся к тетушке Сове?

-Садитесь в волшебный поезд, поедем к тетушке Сове.

Загудел паровоз.
И вагончики повез.
Чох, чох, чу-чу-чу!
Я далеко укачу!

Дети  определяют цель, повторяют слова про поезд.

 

Поддерживает инициативу детей

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми

      Первая станция «Лесная». Детей встречает лесные звери, они ждут поезд, чтобы отдать тетушке Сове букву, которую они нашли на станции.

-Какая это буква, ребята? «О».

-А какой звук живет в букве «О»? Он гласный или согласный? Почему?

-Ребята, лесные звери тоже поедут с нами и покажут нам дорогу. Только не могут определиться, в каком вагоне они поедут. Давайте поможем им. В 1 вагоне должны ехать звери, название которых состоит из 1 слога. Во 2- из 2 слогов, в 3- из 3 слогов.

-Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию.

Загудел паровоз.
И вагончики повез.
Чох, чох, чу-чу-чу!
Я далеко укачу!

    Вторая станция «Звукобуквенная». Смотрите, здесь 2 домика: в одном не видно жильцов, а в другом живут буквы. Как вы думаете, кто живет в 1 домике? Чем отличаются буквы от звуков? Около домика букв дети находят букву «С».

– На что похожа эта буква? В этой букве живет 1 звук слова «Сова». Что это за звук? Давайте определим, какой это звук. (Картинка «мнемотехника» о гласных и согласных звуках.) Как вы думаете, этот звук согласный или гласный? Куда встает язычок при его произношении? Какая преграда возникает во рту, из чего она состоит? (Язычок и зубы). Правильно, этот звук согласный. А как он звучит, твердо или мягко? Молодцы ребята, вы правильно определили, что этот звук твердый согласный. Какую букву мы нашли?

-Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию.

Загудел паровоз.
И вагончики повез.
Чох, чох, чу-чу-чу!
Я далеко укачу!

      Третья станция «Загадкино». Смотрите, сколько здесь следов, наверное, это тетушка Сова оставила. Что будем делать? Под первым следом задание «Поймай звук»

-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши. Сова, дуб, лиса, ель, рябина, сорока, медведь, скворец, клен, лес. - Молодцы!

Под следующими следами-загадки: 

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что же это? (Самолёт)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы. (Санки)

Если дождик, мы не тужим —

Бойко топаем по лужам.

Будет солнышко сиять —

Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный —

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз — погоди.

А зелёный — проходи. (Светофор)

-С какого звука начинаются отгадки? Молодцы, вы хорошо запомнили новый звук.

А что это за буква под последним следом? «А».

А какой звук живет в букве «О»? Он гласный или согласный? Почему?

Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию.

            Четвертая станция – «Играйкино». Пусть лесные звери с нами тоже поиграют.

Физкультминутка « У медведя складки, складки, складки складочки везде…»

Какое животное в физкультминутке было лишнее? (зебра). Почему?

Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию.

   Вот мы и приехали к тетушке Сове. Сова здоровается с ребятами. Спрашивает, что они ей привезли, с кем приехали, где нашли буквы. Все ли буквы дети знали? С какой познакомились?

Дети помогают Сове приладить вывеску над домиком, правильно располагают буквы, называют их.

 

 Дети отвечают на вопросы

Дети делят слова на слоги и помещают лесных зверей в вагончики.

Дети повторяют слова про поезд.

Дети говорят, что звуки невидимы. Рассказывают по картинке «мнемотехнике» о буквах и звуках.

Дети отвечают на вопросы

Дети определяют, что это согласный звук, по картинке-модулю дают характеристику звуку, называют букву.

Дети повторяют слова про поезд.

Дети высказывают предположения.

Дети хлопают, когда слышат звук

Дети отгадывают загадки, выделяют первый звук в слове.

 

Дети отвечают.

Дети повторяют стихи  про  поезд.

Дети выполняют движения по тексту физкультминутки

Дети рассказывают про путешествие. Вспоминают все станции и задания, которые выполняли.

Предоставляет возможность высказаться каждому ребенку, подбадривает неуверенно отвечающих детей

Поддерживает и хвалит детей

 

Помогает сделать правильные выводы.

Хвалит детей.

Побуждает к высказыванию. Предоставляет возможность высказаться каждому ребенку, подбадривает неуверенно отвечающих детей

Этап осуществления самостоятельной  продуктивной

деятельности детей

 

Тетушка Сова предлагает детям разобрать слово «сова» на звуки. Дети говорят, что они уже повторили характеристику каждого звука и теперь могут выложить их фишками.

-Для выполнения задания  подойдем к столам и разделимся на 2 команды. Дети по группам выкладывают фишками слово, Сова проверяет правильность выполнения задания. Сколько в слове гласных, согласных звуков?

Лесные звери благодарят детей за путешествие и предлагаю приезжать к ним в лесную школу еще.

 

 Дети подходят к столам, делают звуковой анализ слова

Предоставляет возможность высказаться каждому ребенку, подбадривает неуверенно отвечающих детей

 

3 часть - заключительная

Цель: подведение итога занятие, оценка деятельности детей, формирование начал  анализа собственной деятельности и самооценки.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка

результатов деятельности детей

Тетушка Сова награждает детей медальками за старания.

«Спасибо вам большое ребята, вы мне помогли. Я всегда с радостью буду ждать вас в гости. До скорых встреч!»

Воспитатель  предлагает вернуться в детский сад.

-Пора возвращаться в детский сад.

- Садитесь в вагончики, дети.

 Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы справились с заданиями  и вернули буквы тётушке Сове. Молодцы!

Прощаются.

Дети повторяют слова  про  поезд.

Дети делятся впечатлениями.

 

 

Воспитатель хвалит всех детей, отмечает наиболее активных

Дает положительную оценку работы  детей на занятии.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Воспитатель предлагает попрощаться с гостями.  Дает пластилин и предлагает слепить самостоятельно букву «С».

Дети  прощаются с гостями, выбирают пластилин, лепят букву.

Помогает детям, дает рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Задания тетушки Совы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению и закреплению правил безопасности в быту,на улице,дома....

НОД по ФЭМП «В гостях у тетушки Совы».

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе....

"В гостях у тетушки Совы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы...

НОД "Путешествие с тетушкой Совой"

Конспект НОД «Путешествие с тетушкой Совой» Цель: расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.Задачи:1.    Закреплять и систематизировать знани...

Путешествие с тетушкой Совой

НОД для старшей группы.Цель:расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах....

Сценарий осеннего праздника в младшей группе "В гостях у тетушки Совы"

Сценарий осеннего праздника в младшей группе «В гостях у тетушки Совы»В гостях у Тетушки совы!Цель:Познакомить детей с временем года осеньюЧто происходит в это время года с окружающим миром.Дети заход...