Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
картотека по развитию речи

Аджиева Ольга Дмитриевна
Картотека д/и для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

для детей раннего возраста

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. Оборудование: ткани разной фактуры (пары пластин оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой) Содержание: на столе находятся пары ткани (пластин). Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани (пластины) и найти парные.

«Определи на ощупь»

Игровое развивающее пособие состоит из 6 или более карточек, изготовленных из разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые).

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;

- развитие тонкой пальцевой моторики;

- развитие внимания, наблюдательности, памяти;

- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;

- развитие пространственных представлений;

- развитие математических представлений и счетных умений;

- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.

В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

«Узнай фигуру»

Цель: нахождение одинаковых по фигуре предметов. Оборудование:  Содержание: на столе находятся пары ткани (пластин). Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани (пластины) и найти парные.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найди предмет указанной формы».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит)

«Какая фигура лишняя?»

Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (они встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.

Ребёнку предлагается несколько полосок, например:

на 1-ой: 4 больших круглых пуговицы и 1 маленькая круглая пуговица;

на 2-ой: 3 фигуры красного цвета и 1 зеленая;

на 3-й: 2 квадрата и 1 треугольник.

Педагог спрашивает:

— Какая фигура является здесь лишней? Почему?

Применяются полоски с признаками различия формы и величины.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

Цель игры: формировать умение сравнивать предметы по высоте, обозначать

результаты сравнения соответствующими словами.

Материал: иллюстрации с изображением домов, деревьев, разных по высоте.

«Самая длинная, самая короткая»

Цель игры: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий»«длиннее — короче», развивать воображение, мышление.

Материал: ленточки разной длины.

«Разноцветные кружочки»

Цель : Учить детей различать и называть цвета, Воспитывать память внимание и логическое мышление.

  

Вот это заготовки которые я сделала на половину а другую половину должны выложить дети, как вы видите присутствует 4 основных цвета это синий, зеленый, красный, желтый.

Детям эта игра очень нравится

У них развивается внимание, память, мышление, прежде чем играть воспитатель должен показать как правильно выложить кружочки, дети уже видя как воспитатель правильно выложил он уже начинает понимать. В эту игру можно играть не только в саду но и дома, закреплять цвета, учить детей называть их правильно, не путать. А так же можно добавлять картинки с другими цветами, чем старше группа новый цвет.

Девочки играли и запомнили все цвета что были предложены, но нам еще помогали родители которые занимались с детьми дома, и мы на занятиях с остальными детьми закрепляли все цвета

«В какую коробку?»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям,  что в какую баночку полошить.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Собери гирлянду»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход игры:

На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

«Какого цвета предмет?»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность иди неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Материал. Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый), - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный : такой же, но меньшего размера.

Ход работы. Педагог расставляет на наборном полотне цветки четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки должны найти свои цветы - сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Дети рассматривают цветы и бабочек, педагог еще раз отмечает, что их цвета должны совпадать. Затем дети выполняют задание самостоятельно. В конце работы дети с помощью педагога называют цвет бабочек и цветков: «Желтая бабочка села на желтый цветок, она спрятал ась, ее не видно, потому что она такого же цвета», и т.д.

 «Какого цвета не стало?»

Цель. Выделение и название цвета.

Оборудование. Несколько флажков разного цвета.

Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Пирамидки в гостях у малышей»

Цель: упражнять детей  в умении  собирать  пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

 «Волшебные ладошки»

Дидактический материал: бумажные (ламинированные) ладошки разных цветов, форм и размеров.

Игра направлена на развитие фантазии, сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Цели игры.

Образовательные:

- учить сравнивать и выбирать ладошки по цвету, форме, величине;

Развивающие:

- развивать воображение, логическое мышление, внимание, речь;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать самостоятельную игровую деятельность.

Воспитательные:

- создать эмоциональный положительный настрой ;

- воспитывать интерес к игре;

- развивать умение работать совместно, коллективно.

Работа с ладошками приносят много радости; общение взрослых и детей становится более тесными; дети становятся более открытыми, доброжелательными, активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста ОО "Познавательное развитие"

В данном материале изложены дидактические игры по познавательному развитию...

"Картотека дидактических игр для детей раннего возраста"

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами....

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы...

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

Варианты дидактических игр для детей 1,5- 2 лет...