Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг. «Речевая мозайка»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Леонгардт Наталья Сергеевна

Цель:  развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую речь детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  2. Формировать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.
  3. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
  4. Продолжать развивать умение  детей слушать сказки, рассказы; помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
  5. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
  6. Обогащать активный и пассивный словарь.
  7. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_v_starshey_gruppe_rechevaya_mozayka.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг.

«Речевая мозайка»

Воспитатель: Леонгардт Наталья Сергеевна

2020год

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего, наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

В средней группе мы наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредствам языка.

Цель:  развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую речь детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  2. Формировать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.
  3. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
  4. Продолжать развивать умение  детей слушать сказки, рассказы; помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
  5. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
  6. Обогащать активный и пассивный словарь.
  7. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность: 20 минут.

Форма организации детей: подгрупповая

Форма организации деятельности: образовательная ситуация (дидактическая игра)

Срок реализации программы: 28 недель.

В содержание  включены следующие виды деятельности:

- дидактические игры;

- составление описательного рассказа;

- пересказ сказок;

- чтение сказок, рассматривание сюжетных картинок.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Решение задач позволит спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

  • Ребенок сможет рассказать о содержании сюжетной картины, описать предмет, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
  • Ребенок будет проявлять интерес к чтению книг, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
  • Ребенок эмоционально откликается на переживания персонажей сказок и историй.
  • Ребенок может инсценировать с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
  • Ребенок  будет владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам.
  • У ребѐнка сформируется плавность и интонационная выразительность речь.

Список литературы

  1. О.Н. Иванищина, Е.А.Румянцева (Развитие связной речи детей для среднего возраста), №694
  2. Степанов В.А., Сказочные загадки/В.А.Степанов. – М.:Фламинго
  3. Степанов В.А. Азбука в загадках/В.А.Степанов. – М.:Омега
  4. Степанов В.А. Чтение/В.А.Степанов. – М.: Фламинго (учебник для малышей)
  5. Ткаченко Т.А. Речь и моторика / Т.А.Ткаченко. – М.: Эксмо
  6. Толоконников Н.Н. Книга загадок / Н.Н.Толоконников; худож. Б.А.Гомон. – М.:СТ Самоцвет: МИКО «Коммерческий вестник»

Тема, дата

Программные задачи

Методы и приемы

Литература

Диагностика уровня речевого развития детей (начало года)

Диагностическая методика «Кукла»

(октябрь№1)

Диагностическая методика «Мяч»

(октябрь№2)

Дидактическая игра «Принеси игрушку, какую захочешь»

(октябрь№3)

Пересказ сказки «Репка», дидактическая игра «Найди героев сказки «Репка»

(октябрь№4)

Дидактическая игра «Принеси игрушку, которую назову»

(ноябрь№1)

Дидактическая игра «Исправь ошибку» (ноябрь№2)

Дидактическая игра «Нарисованные отгадки»

(ноябрь№3)

Дидактическая игра «Подбери слова к игрушке» (ноябрь№4)

Дидактическая игра «Назови и объясни»

(декабрь№1)

Чтение сказки «Снегурочка»

(декабрь№2)

Составление рассказа «Как дед Мороз искал дорогу в детский сад», дидактическая игра «Подбери слово к предмету»

(декабрь№3)

Дидактическая игра «Разложи правильно», составление рассказа «Как сказочные звери встречали Новый год в лесу» (декабрь№4)

Дидактическая игра «Найди игрушку по моей подсказке» (январь№1)

Рассматривание сюжетной картинки «Катаемся на санках» (январь№2)

Составление рассказа по сюжетной картинке «Едем на автобусе»

Дидактическая игра «Что умеют делать дети»

(февраль№1)

Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка» (февраль№2)

Дидактическая игра «Что умеют делать животные»

Сюжетная картинка «Кролики»(февраль№3)

Дидактическая игра «Подбери слова к игрушке» Составление рассказа «Приключение Маши в лесу» (февраль№4)

Пересказ сказки «Колобок» (март№1)

Составление описательного рассказа о мамах. Дидактическое упражнение «Волшебный букет для наших мам» (март№2)

Дидактическая игра «Принеси игрушку, которую назову»

(март№3)

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

(март№4)

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке» (апрель№1)

Дидактическая игра «Подбери слова к игрушке» (апрель№2)

Дидактическая игра «Что умеет делать животное»

(апрель№3)

Дидактическая игра

«Угадай по описанию»

(апрель№4)

Диагностика уровня речевого развития детей (конец года)

Дидактическая методика «Сюжетная картина «Собака  со щенятами»

Диагностическая методика «Развитие связной речи»

1.Выявить уровень речевого развития.(Р)

2.Выявить  у детей представление  о кукле, частей тела, знакомство с сезонными предметами одежды, последовательностью ее одевания.(Р)

1.Выявить  умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.(Р)

2.Выявить особенности активного словаря детей: умение обозначать словом название предметов их строение.(Р)

 

1.Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составлять совместный описательный рассказ об игрушках.(Р)

2.Закреплять правила обращения с игрушками.(П)

3.Развивать  внимание.(С)

1.Формировать представление о народной сказке, умение пересказывать знакомую сказку «по цепочке».(Р)

2.Развивать логическое мышление, память.(П)

3.Воспитывать умение слушать, внимательно следить за повествованием.(С)

1.Формировать умения рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составлять описательный рассказ об игрушках.(Р)

2.Развивать память, слуховое внимание.(П)

3.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.(С)

1.Формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию.(П)

2.Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.(Р)

3.Воспитывать умение оказывать взаимопомощь.(С)

1.Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животного. (Р)

2.Формировать представление об особенностях народных сказок _ наблюдательности.(П)

3.Воспитывать выдержку детей.(С)

1.Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы.(Р)

2.Упражнять в подборе признаков к животному, глаголов, обозначающих характерные действия животных.(П)

3.Воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории.(С)

1.Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и назначение, составлять совместный с воспитателем рассказ о «специальных»  машинах.(Р)

2.Активизировать в речи название «специальных» машин.(П)

3.Воспитывать умение оказывать помощь друг другу.(С)

1. Формировать умение отвечать на вопросы, навыки словоизменения.(Р)

2.Развивать диалогическую речь детей.(Р)

3.Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.(Р)

1.Формировать умение составлять коллективный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания.(Р)

2.Развивать воображение детей.(П)

3.Воспитывать желание поделиться с близкими историей о любимом герое.(С)

1.Формировать умение составлять совместный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания.(Р)

2.Развивать умение находить ошибки и исправлять их.(П)

3.Активизировать  словарный запас  по теме.(Р)

1.Формировать умение сравнивать похожие игрушки, подбирать существенные признаки и действия к предметам, составлять описательный рассказ об игрушки.(Р)

2.Развивать сосредоточенность, внимание.(П)

3.Воспитывать взаимопомощь в случае затруднений.(С)

1.Формировать умение рассматривать персонажей картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию, включаться в совместно с воспитателем рассказывание.(Р)

2.Поощрять стремление к самостоятельным высказыванием.(П)

3.Развивать внимание, умение слушать, соблюдать правила игры.(С)

1.Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию.(Р)

2. Активизировать в речи слова, обозначающие действия.(Р)

3.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

1.Закреплять представление о жанре «сказки».(Р)

2.Развивать внимание детей.(П)

3.Способствовать созданию выразительных образов героев сказки.(С)

1.Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание.(Р)

2.Поощрять стремление к самостоятельному рассказыванию.(Р)

3.Развивать внимание.(П)

1.Формировать умение составлять совместно с воспитателем рассказ, самостоятельно пересказывать придуманный рассказ.(Р)

2.Упражнять в подборе глаголов, обозначающих характерные действия животных.(П)

3.Развивать умение соблюдать правила игры.(С)

1.Продолжать приучать детей слушать сказки.(Р)

2.выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, помогать логично и понятно высказывать суждение.(Р)

3.упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.(Р)

 

1.Формировать умение эмоционально воспринимать предложенную сказку, осмысливать ее содержание, составлять описательный рассказ о маме.(Р)

2.Побуждать детей делать выводы.(П)

3.Поощрять самостоятельные высказывания, реплики, желание порадовать маму необычным подарком.(С)

1.Упражнять детей в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным.(Р)

2.Закреплять правила обращения с игрушками.(П)

3.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.(С)

1.Формировать умение соотносить предмет с его описанием, сравнивать предметы между собой, называя точно их признаки.(Р)

2.Активизировать  словарный запас по теме «одежда».(Р)

3. Развивать внимание детей.(П)

1.Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию.(Р)

2.Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картинки.(Р)

3.Развивать память, внимание.(П)

1.Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания.(Р)

2.Упражнять в подборе признаков к животному, глаголов, обозначающих характерные действия животных.(Р)

3,Воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории.(С)

1.Упражнять в подборе глаголов, обозначающих характерные действия животных.(Р)

2.Поощрять здоровое соперничество.(С)

3.Развивать чувство юмора, внимание.(С)

1.Закреплять умение рассматривать предметы, выделяя их признаки и назначение.

(Р)

2.Воспитывать чувство  взаимопомощи.(С)

3.Развивать умение соблюдать правила игры.(С)

1.Выявить   умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.(Р)

2.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.(Р)

1.Выявить  правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения.(Р)

2.Выявить навыки связной описательной речи.(Р)

Игровая ситуация, знакомство с куклой и демонстрация воспитателем одежды для куклы, вопросы детям, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, показ двух мячей  и вопросы детям, сравнивание двух мячей, называют обобщающие слова, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, рассматривание игрушек (показ игрушки лисы), опрос всех детей, составление рассказа об игрушках, ситуативное общение «правильно – неправильно», подведение итогов, уборка игрушек со стола на полочки в игровой уголок, поощрение детей.

Игровая ситуация,  дидактическая игра «Найди героев сказки «Репка» ( дети по одному выбирают карточки и откладывают их в сторону), дидактическая игра «Расскажи сказку «по цепочке» (дети по желанию рассказывают), подведение итогов ,поощрение детей.

Игровая ситуация, рассматривание игрушек (легковая машина), составление детьми рассказа о машине, игра с детьми «Слушай внимательно, убирай старательно», подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, рассматривание сюжетной картинки «Кошка с котятами», вопросы детям, словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка», составление детьми рассказа по картинке, поощряя их попытки к рассказыванию,  подведение итогов.

Игровая ситуация, загадывание загадок детям, ответы детей, чтение сказки «Рукавичка», вопросы по сказке, пересказ сказки по желанию, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация (в центре круга на стульчике игрушка – лиса), воспитатель бросает мяч детям, дети по очереди называют все признаки лисы, все действия лисы, аналогично проводиться игра с игрушкой – зайцем, подытоживают ответы детей, поощрение детей.

Игровая ситуация. Рассматривание детьми картинок с изображением машин, составление рассказа о машинах, аналогично дети под руководством воспитателя рассказывают о других игрушках,  проведение игры «Какой машины не стало», подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация. Слушание сказки, показ иллюстраций, отгадывание загадок,  вопросы по содержанию сказки, физминутка, вопросы детям по теме «зима», подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, показ картинки с изображением елочки, вопросы детям, аналогично проводиться работа с картинками с изображением Деда   Мороза, Снеговика, конфеты, составление рассказа совместно с воспитателем. Самостоятельный пересказ по желанию, коллективное раскрашивание рисунка «Новогоднее настроение», подведение итогов, поощрение детей (конфета от Деда Мороза).

Игровая ситуация, раскладывание на стол карточек с изображением животных, дети выполняют задание, составление детьми рассказа совместно с воспитателем, самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя (по желанию детей), подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, воспитатель ставит игрушки: большой красный и маленький зеленый мячи. Лису и медведя, синюю и разноцветные пирамидки, кукол, вопросы детям, дети сравнивают похожие игрушки, аналогично проводиться работа с другими игрушками, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация. Показ картинки, вопросы по содержанию. Дидактическое упражнение «Составление рассказа по картинке», дидактическая игра «Смотри-думай-говори!». Подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, рассматривание сюжетной картинки. Вопросы по содержанию, составление рассказа по картинке, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, чтение сказки, рассматривание иллюстраций и вопросы по содержанию сказки; мини-этюд «Кто лучше покажет», дети изображают, пересказ сказки по цепочке, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, отгадывание загадок, рассматривание сюжетной картинки, вопросы по содержанию, дидактическое упражнение «Кто делает так же?», составление рассказа по картинке, вопросы детям, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация.  Составление рассказа совместно с воспитателем, самостоятельный рассказ детей по вопросам воспитателя, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация. Слушание сказки, вопросы по содержанию сказки, отгадывание загадок, физминутка, пересказ сказки детьми, подведение итогов, поощрение детей.

Разговор на тему «Кто настоящий волшебник». Слушание небольшой сказки,  вопросы детям, выводы детей по теме, составление описательного рассказа о мамах, дидактическое упражнение «Волшебный букет для мам», подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, рассматривание игрушек (легковая машина), составление детьми рассказа о машине, игра с детьми «Слушай внимательно, убирай старательно», подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация (на столе 4/6 кукол в разной одежде), вопросы детям,  дети сравнивают кукол, затем детям предлагается сравнить две куклы, аналогично так проводиться с другими парами кукол, дети рисуют куклу (которая есть дома, или с которой они любят играть в группе), подведение итогов, рассматривание рисунков детей, поощрение.

Игровая ситуация, показ сюжетной картинки, составление рассказа по картинке детьми с помощью воспитателя, вопросы детям, составление рассказов детьми  по желанию, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация (в центре круга на стульчике игрушка – лиса), воспитатель бросает мяч детям, дети по очереди называют все признаки лисы, все действия лисы, аналогично проводиться игра с игрушкой – зайцем, подытоживают ответы детей, поощрение детей.

Игровая ситуация,  вопросы детям,  составление рассказа совместно с воспитателем (воспитатель говорит начало предложения, а дети его заканчивают),  

Воспитатель зарисовывает фрагменты рассказа, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация (на столе 4/6 кукол в разной одежде), вопросы детям, дети сравнивают кукол, затем детям предлагается сравнить две куклы, аналогично так проводиться с другими парами кукол, дети рисуют куклу (которая есть дома, или с которой они любят играть в группе), подведение итогов, рассматривание рисунков детей, поощрение.

Игровая ситуация, показ картинки, воспитатель обобщает по теме, вопросы детям, сравнение детьми собаки и щенка, ответы детей, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, воспитатель демонстрирует куклу, вопросы детям, ответы детей, аналогично повторяет с мячом и игрушечной собакой, дети придумывают рассказ, перечисляют качества и действия, называют 2-3 слова, подведение  итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, показ картинки, воспитатель обобщает по теме, вопросы детям, сравнение детьми собаки и щенка, ответы детей, подведение итогов, поощрение детей.

Игровая ситуация, воспитатель демонстрирует куклу, вопросы детям, ответы детей, аналогично повторяет с мячом и игрушечной собакой, дети придумывают рассказ, перечисляют качества и действия, называют 2-3 слова, подведение  итогов, поощрение детей.

№694, с.228

№694, с.230

№694, с.10

№694, с.11

№694, с.15

№694, с.18

№694,с.23

№694,с.31

№694,с.33

№694,с.144

№694.с.60

№694,с.68

№694,с.73

№694,с.77

№694,с.92

№694,с.97

№694,с.124

№694,с.131

№694,с.136

№694,с.89

№694,с.15

№694,с.48

№694,с.39

№694,с.31

№694,с.119

№694,с.48

№694,с.231

№694,с.233


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")

В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....

Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)

Цель работы кружка:Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседн...

Рабочая программа кружковой работы по патриотическому воспитанию в средней группе «Вишенки» «Краевичок»

В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. Занятия кружка направлены на формирование у детей средней группы целостных представлений об окружа...

Рабочая программа кружковой работы по развитию речи в первой младшей группе.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный откл...

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...

Кружковая работа по развитию речи в средней группе "Грамотейка"

   Дополнительная  общеобразовательная  программа  «Грамотейка» является модифицированной и составлена на основе  авторской  программы  Е.В. ...