Кружковая работа по развитию речи в средней группе "Грамотейка"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Шинкаренко Светлана Геннадьевна

     Дополнительная  общеобразовательная  программа  «Грамотейка» является модифицированной и составлена на основе  авторской  программы  Е.В. Колесниковой «От звука к букве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_razv.rechi_5.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Содержание программы:

-принципы построения и реализации программы;

 –пед. Технологии;    

–особенности возрастной группы;

 –способы и формы работы с детьми;

-режим занятий;

 –формы занятий и способы их реализации;

 –прогнозированные результаты

3.Перспективное планирование

4.Мониторинг

5.Взаимодействие с семьей:

6.Список литературы

Пояснительная записка.

     Дополнительная  общеобразовательная  программа  «Грамотейка»

является модифицированной и составлена на основе  авторской  программы  Е.В. Колесниковой «От звука к букве».

       Дополнительная  общеобразовательная  программа  «Грамотейка»

опирается  на  федеральный  Закон  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»№273-ФЗ от 29.12.2012г.  и составлена в соответствии с  Приказом Минобрнауки России  от  29.08.2013г  №  1008  «Об  утверждении  Порядка  организации  и осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным общеобразовательным  программам»,    Письмом  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006г. №06-1844  «О  примерных  требованиях  к  программам  дополнительного образования  детей»,    требованиями  ФГОС  дошкольного  образования  (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) ( п. 1,3,4), нормами СанПин 2.4.4.3172-14 .

       В  Программе  используется  системный,  комплексный,  личностный  и

деятельный подход к развитию детей.

       При  системном  подходе  рассматриваются  пути  освоения  ребёнком  языка  в единстве сознания и деятельности.

      Комплексный  подход  требует  взаимодействия  разных  наук

(психолингвистики, педагогики, языкознания)

      Теоретический  подход  основывается  на  представлении  о  закономерностях речевого развития дошкольников.

     При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

       Как известно, ребенок развивается в деятельности. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные  возможности.  Поэтому  важнейшим  условием успешной реализации речевого развития детей является деятельностный подход.  

       Актуальность  программы  базируется  на  анализе  предыдущего

педагогического опыта и определяется запросом  со стороны детей и родителей на программы  для подготовки к школе младших и старших дошкольников в области развития речи и обучения их первоначальному чтению и письму.

        Дополнительная  общеобразовательная  программа «Грамотейка»  основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и  развитию  ребёнка.  Программа  является  интегрированной,  включает  в  себя обучение  первоначальному  чтению,  развитие  речи,  развитие  первоначальных графических навыков.

 Цель  программы: Развитие у детей предпосылок к формированию универсальных учебных действий на основе подготовки к чтению и письму

       Задачи программы.

Образовательные:

-Формирование и развитие фонематического слуха

-Развитие произносительных умений

-Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

-Знакомство со слоговой структурой слова

-Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение

-Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

-Расширение словарного запаса детей

-Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

-Подготовка руки  ребёнка к письму

Воспитательные:

-  воспитывать  нравственные  качества,  а  именно  терпимость,

доброжелательность по отношению к окружающим;

-  формировать культуру речевого общения;

-  формировать положительную самооценку;

-  формировать  потребность  в  самоорганизации:  трудолюбие,  основы

самоконтроля, самостоятельность;

-  воспитывать внимание;

-  воспитывать организованность и самостоятельность;

-  воспитывать интерес к чтению.

Развивающие:

-  развивать связную речь;

-  развивать  умение  использовать  в  своей  речи  разные  части  речи  в

точном соответствии с их значением и целью высказывания;

-  развивать мелкую моторику, глазомер;

-  развивать интерес к познавательной деятельности.

                 Дополнительная  общеобразовательная программа   «Грамотейка»»   является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с  первоначальными  элементами  грамоты.  Программа  предоставляет  систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,  словами, которые помогут детям  сформировать  мыслительные  операции,  научит  понимать  и  выполнять учебную  задачу,  овладеть  навыками  речевого  общения,  а  также  способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

         В  программе  соблюдается  преемственность  с  предыдущими  знаниями  и опытом детей и с последующим обучением.

       Для  того  чтобы  научиться  читать,  ребенку  нужно  сделать  два  важных открытия:  сначала обнаружить, что  речь «строится» из звуков,  а потом  открыть отношения  звука  и  буквы.   За  основу  построения  программы  взят  исходный принцип  системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой  формы  слова,  зависит  не  только  усвоение  грамоты,  но  и  всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). Именно этому посвящён  данный год обучения.

          Так же в программе кружка « Грамотейка» используются следующие  принципы построения и реализации программы:

-  Концентрический принцип построения каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущее, раскрывая его на уровне сложности.

- Принцип систематичности и последовательности.

-Блочно- тематический принцип планирования содержания.

- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

-Принцип научного подхода

-Принцип наглядности

-Принцип доступности

        Основные применяемые пед. технологии:

  Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие  технологии  в  настоящее  время  пронизывают  всю

систему  обучения  и  воспитания, особенно  в  дошкольном  возрасте.  Динамичные физкультминутки,  музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения  для рук,  для  глаз  применяются  на  всех занятиях.  Смена  видов  деятельности  так  же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.

          В  соответствии  с  требованиями  СанПина  кабинет  для  занятий  ежедневно проветривается. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.

  Личностно-ориентированное  обучение  предполагает  максимальное

развитие  индивидуальных  познавательных  способностей  детей,  способствует пробуждению  интереса  детей  к  знаниям.  На  занятии  для  малышей  создаётся спокойная,  благоприятная  обстановка,  детям  даются  посильные  задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

  Игровые  технологии  обладают  средствами,  активизирующими

деятельность  детей.  В  5-6  летнем  возрасте  преобладающим  видом  деятельности детей  является  игра.  Именно    игра  помогает  детям  ощутить  себя  в реальной ситуации.  Именно в игре  развиваются творческие способности личности.  Во все занятия  включены  всевозможные  игры  по  развитию  речи,  занимательные упражнения,  фонетические,  лексические,  грамматические,  графические  и  даже подвижные  игры.  Часто  вводятся  игровые  ситуации,  сказочные  персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

  Технология  деятельностного  подхода  -   это  организация

учебного  процесса,  в  котором  главное   место  отводится  активной  и

разносторонней,  в  максимальной  степени  самостоятельной

познавательной деятельности учащихся.

         Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие  у  детей  познавательного  мотива  (желания  узнать,  открыть,

научиться)  и  конкретной  учебной  цели  (понимания  того,  что  именно

нужно выяснить, освоить);  

- выполнение  учащимися  определённых  действий  для  приобретения

недостающих знаний;  

- выявление  и  освоение  учащимися  способа  действия,  позволяющего

осознанно применять приобретённые знания;

- включение  содержания  обучения  в  контекст  решения  значимых

жизненных задач

   Решающая  роль  при  усвоении  программы  принадлежит  деятельности ребенка,  материал  изучается  с  учетом  индивидуальных  психофизиологических особенностей ребенка.

          В 4-5 летнем возрасте  заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000  слов.  Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения,  когда  ребёнок  в  одном  звукосочетании  правильно  произносит звуки, а в другом- неправильно.

       Вместе  с  тем  дошкольники  4-5  лет  отличаются  особой  чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.

        У  дошкольников  4-5  лет  формируется  осознание  своих

произносительных умений, поэтому  работа  по развитию  фонематического  слуха строится  с  учётом  психических  и  физических  особенностей  детей  и подготавливает  ребёнка  к  следующему  этапу-  развитию  звуко-буквенного анализа.

       В  усвоении  грамматического  строя  речи  происходят  значительные

изменения: дети учатся  согласовывать названия предметов с прилагательными в роде,  числе  и  падеже,  ориентироваться  в  окончаниях  слов,  начинают  активно использовать предлоги.

      Речь  становится  связной  и  последовательной.  Происходит  переход  от ситуативной  речи  к  контекстной.  Развивается  как  диалогическая  речь,  так  и монологическая.  Дети  могут  участвовать  в  коллективной  беседе,  пересказывать сказки  и  короткие  рассказы,  составлять  рассказы  по  картинкам  или  используя игрушки.

       

         

       

 Перспективное планирование кружковой деятельности

№не-дели

Тема

Цели

Сентябрь

1

Мониторинг

2

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», понимать,что слова бывают разные.

Познакомить с многообразием слов.

Познакомить с простейшим моделированием - слово можно нарисовать виде прямоугольника.

Учить рисовать короткие, отрывистые линии.

3

Знакомство с многообразием слов, моделированием,

Нахождение различий в двух похожих рисунках

.

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».

Учить моделировать слово ввиде прямоугольника.

Знакомить с разнообразием слов.

Учить находить различия в двух похожих рисунках.

4

Сравнение слов по звучанию , знакомство с протяженностью слов

(длинные и короткие) , моделированием, рисование иголок ежикам

Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие).

Продолжать знакомить с многообразием слов. Учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Учить рисовать короткие линии (иголки ежикам).

Октябрь

1

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко , громко , тихо ;

Рисование солнышка

Продолжать знакомить со звучащим словом.

Упражнять в различении близких по звучанию слов.

Учить сравнивать слова по звучанию (громкие,звонкие,тихие).

Учить рисовать округлые и прямые линии(солнце)

2

 Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

Рисование иголок на елках

Продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже.

Учить делить слова на слоги.

Закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии(иголки на елке).

3

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

Нахождение различий в двух похожих рисунках

Продолжать знакомить с протяженностью слов(короткие и длинные). Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя схему слова. Учить подбирать слово к схеме. Учить находить различия в двух похожих рисунках

4

Знакомство с многообразием слов, игра«Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках

Продолжать знакомить с многообразием слов,

знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные). Учить находить несоответствия в рисунке.

  Ноябрь

1

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

Рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского

Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные). Учить выразительно читать стихотворение.

2

Звуки«С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), знакомство

с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе,

Заучивание стихотворения Г . Сапгира

Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.

Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ »в игровых упражнениях. Учить интонационно выделять звуки«С-СЬ » в словах, во фразовой речи. Учить закрашивать листочки на березе.

3

Звуки«3-ЗЬ» («песенки большого комара и маленького комарика»),

Знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание

стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчикам

Познакомить со звуками «3-ЗЬ ».

Продолжать знакомить с протяженностью слов(короткие и длинные). Учить выразительно читать стихотворение. Рисовать овалы (уши зайчикам).

4

Звук«Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира

Учить различать и произносить звук «Ц» в словах, во фразовой речи. Учить читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Декабрь

 

1

Звук«Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки

Учить интонационно выделять звук«Ш» в словах. Продолжать знакомить с термином «согласный звук» , называть первый звук в словах. Развивать графические навыки.Учить выразительно читать потешки

2

Звук«Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей,

Заучивание стихотворения И.Солдатенко

Учить произносить твердый согл. звук«Ж » («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Учить выразительно читать стихотворение. Развивать графические навыки .

3

Звуки«Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек,

повторение стихотворений

Развивать умение различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.

Продолжать знакомить с моделированием. Учить воспринимать стихотворение. Развивать графические навыки

4

Звук«Щ» , моделирование, рисование щеток, разучивание

стихотворения С.Михалкова

Учить интонационно выделять согласный звук«Щ» в словах.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.

Развивать графические навыки.

Учить выразительно читать стихотворение

Январь

1

Звук«Ч», моделирование, рисование предметов

Учить выделять согласный звук«Ч » в словах. Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги, пользоваться схемой слова.

Развивать графические навыки

2

 Звуки«Ч-Щ» , моделирование, нахождение различий в двух похожих

рисунках, заучивание потешки

Развивать фонематический слух, различать согласные звуки«Ч-Щ».

Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.

Учить выразительно читать потешку.

3

Звуки«Р-РЬ», закрашивание предметов,

заучивание стихотворения О.Высотской

Познакомить с согласными звуками«Р-РЬ »(«песенки большого и маленького мотора»). Учить выделять звуки«Р-РЬ » в словах. Учить выразительно читать стихотворение,

Февраль

1

Звуки«Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание

стихотворения Е.Александровой

Учить различать согласные звуки «Л-ЛЬ». Учить выразительно читать стихотворение. Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова. Развивать графические навыки

2

Звуки«М-МЬ» , рисование мишки , заучивание стихотворения

Т.Шорыгиной

Познакомить со звуками«М-МЬ».

Учить интонационному выделению звуков«М-МЬ»в словах.

Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные) .Учить выразительно читать стихотворение. Развивать графические навыки.

3

Звуки«Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира,

Рисование бус

Учить интонационно выделять звуки«Б-БЬ » изолированно, в словах, во фразовой речи.

Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.

Учить выразительно читать стихотворение. Развивать графические навыки

Март

1

Звуки«К-КЬ», закрашивание овощей,

Заучивание стихотворения Д.Хармса

Познакомить со звуками«К-КЬ».

Учить интонационному выделению звуков«К-КЬ» в словах. Учить выразительно читать стихотворение. Развивать графические навыки

2

Звук«Г»,нахождение различий в двух похожих рисунках,

заучивание стихотворения Г.Сапгира

Учить называть изолированно звук«Г». Учить выразительно читать стихотворение,.

Развивать графические навыки

3

Звуки«Г-К»,моделирование, закрашивание предметов,

Заучивание стихотворения Т.Шорыгиной

Способствовать развитию фонематического слуха, различать звуки«Г-К». Учить соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит. Развивать графические навыки

Продолжать учить выразительно читать стихотворение

Апрель

1

Звуки«Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов,

Заучивание стихотворения М.Дружининой

Способствовать развитию фонематического слуха,учить различать звуки«Д-ДЬ».

Учить называть изолированно звуки«Д-ДЬ».

Способствовать развитию графических навыков

2

Звуки«Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика ,

Заучивание стихотворения В.Берестова

Познакомить со звуками «Т-ТЬ» .

Учить выделению звуков«Т-ТЬ »в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов ( длинные и

короткие.) Продолжать учить делить прямоугольник на столько частей, сколько слог в в слове.

Способствовать развитию графических навыков.

3

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика ,

Повторение стихотворений

Закреплять умение различать и правильно произносить звуки

«Д-ДЬ»,«Т-ТЬ» . Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова. Развивать графические навыки. Учить выразительно читать стихотворение

4

Закрепление пройденного материала. Звуки«3-ЗЬ»,«Ж»,«С-СЬ»,

Повторение стихотворений, штриховка

Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Способствовать развитию фонематического слуха

Закреплять умение называть первый звук в словах. Учить выразительно читать стихотворение. Способствовать развитию графических навыков.

Май

1

Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ»,«Ш»,

моделирование, раскрашивание предметов

Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие. Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова. Способствовать развитию графических навыков.

2

Закрепление пройденного материала

Обобщение полученных знаний, умений, навыков

3

Мониторинг

Итого:32 занятия

Прогнозируемые результаты:

Ребёнок к концу года обучения знает:

  содержание народных сказок ( 4-5);

  наизусть потешки, песенки, загадки, небольшие стихотворения.

  авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского,

К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера, Г. Сапгира

Ребёнок к концу года умеет:

  произносить   звуки   изолированно, в словах, во фразовой речи;

  различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и

тихие;

  определять и называть первый звук в слове;

  произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

  рисовать  прямые  вертикальные  и  горизонтальные  линии,  округлые

линии, штриховать несложные предметы;

  выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

  составлять 2-3 предложения по картине;

  пересказывать простые сказки;

  отвечать  на  вопросы  по  содержанию  сказки,  рассказа  с  помощью

простых предложений;

  заучивать небольшие стихотворения.

         Способы определения результативности

         Для выяснения      результатов  образовательного  процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные    виды контроля. Контроль несёт проверочную,   обучающую,  воспитательную,  организующую   и коррекционную функции и   делится на :

  Входной контроль  проводится 1 нед.сентября  в группах каждого года

обучения.

  Итоговый мониторинг проходит в мае

       По  итогам  прохождения  отдельных  разделов  и  тем  проводится

текущий контроль знаний.

           Формы подведения итогов

   Дидактические игры

  Конкурсы

  Выставка

  Конкурс чтецов

  Практические работы

         Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие

тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения .

Мониторинг  по кружковой деятельности

 детей  средней  группы на 2014-2015 год

 

Ф.И.ребенка

Понима-ние того, что речь состоит из слов

 Умение произносить слова, интонационно подчёркивая в них нужные звуки

Умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные

Умение опреде-лять место звука в слове

Умение самостоя-тельно выделять слова с заданным звуком

Ср. балл

Взаимодействие с семьей:

-Знакомство родителей с содержанием Программы кружка «Грамотейка»;

 -Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет;

-Беседы: «Советы родителям по обучению детей грамоте», «Упражнения для развития речи дошкольников»;

 -Итоговое открытое  занятие;

-Родительское собрание . Проектный отчёт по работе кружка «Грамотейка»

Список литературы

1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников

элементам грамоты» . Рекомендовано учебно-методической лабораторией

педагогики начального образования Московского института открытого

образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2009г

2.  Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку».

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство ЮВЕНТА , Москва 2012г

3. Л.Е.Журова «Подготовка к обучению детей 4-5 лет грамоте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")

В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...

Рабочая программа кружковой работы по развитию речи в первой младшей группе.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный откл...

Кружковая работа по развитию речи "Будем говорить правильно"

Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором; учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры....

Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг. «Речевая мозайка»

Цель:  развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благо...

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...