Однажды весной…
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Орлова Надежда Алексеевна

Логопедическое занятие в подготовительной группе

 

Цель:

- пополнение и систематизация знаний о весне, ее приметах;

- создание условий для развития связной речи детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

− развивать связную речь детей, совершенствовать умения составлять предложения с опорой на наглядность и по представлению;

− активизировать словарь детей, пополнять словарь словами: первоцветы, проталины, подснежники, крокусы, ландыши, мать-и-мачеха, медуница; расширять словарь признаками (теплое, ласковое, яркое, желтое, весеннее, круглое, лучистое), действиями (светит, тает, появляются, прилетают, набухают); − закрепить согласование существительных с числительными;

− закрепить обобщающие понятия «первоцветы», «насекомые», «дикие животные»; приметы ранней весны в неживой природе;

− закрепить умение деления слов на слоги.

 Коррекционно-развивающие задачи:

 − развивать у детей общеречевые навыки, мелкую и артикуляционную моторику;

− развивать наблюдательность, словесно-логическое, словесно-схематическое мышление, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;

 − формировать умение выполнять задания по инструкции педагога. Коррекционно-воспитательные задачи:

− воспитывать у детей умение работать в группах, парами, распределять между собою обязанности, умение договариваться;

 − воспитывать чувство сплоченности, желание помочь другим людям;

− воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Однажды весной…

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Цель:

- пополнение и систематизация знаний о весне, ее приметах;

- создание условий для развития связной речи детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

− развивать связную речь детей, совершенствовать умения составлять предложения с опорой на наглядность и по представлению;

− активизировать словарь детей, пополнять словарь словами: первоцветы, проталины, подснежники, крокусы, ландыши, мать-и-мачеха, медуница; расширять словарь признаками (теплое, ласковое, яркое, желтое, весеннее, круглое, лучистое), действиями (светит, тает, появляются, прилетают, набухают); − закрепить согласование существительных с числительными;

− закрепить обобщающие понятия «первоцветы», «насекомые», «дикие животные»; приметы ранней весны в неживой природе;

− закрепить умение деления слов на слоги.

 Коррекционно-развивающие задачи:

 − развивать у детей общеречевые навыки, мелкую и артикуляционную моторику;

− развивать наблюдательность, словесно-логическое, словесно-схематическое мышление, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;

 − формировать умение выполнять задания по инструкции педагога. Коррекционно-воспитательные задачи:

− воспитывать у детей умение работать в группах, парами, распределять между собою обязанности, умение договариваться;

 − воспитывать чувство сплоченности, желание помочь другим людям;

− воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.

Используемое оборудование:

Электронная презентация; 4 сюжетные картинки с изображением времен года: зима, весна, лето, осень; предметные картинки: верблюд, енот, слон, носорог, арбуз; буквы алфавита, фишки для звукового анализа; шарики «Су-Джок»; картинки для составления предложений: солнце, снег, сосульки, птицы, размытая дорога, подснежники, заяц (беляк и русак, медведь).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

 -Добрый день, уважаемые педагоги. Я и дети логопедической группы приглашаем вас на наше занятие. Только проходить оно будет не в детском саду, а в необычной школе.

 На лесной опушке

Большое оживление

Повесил кто-то на заре

Такое объявление:

«Эта школа для зверят.

С утра открыты двери.

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам!

И ровно к 9 часам

Сбегается лесная детвора:

Лисичка, белочка, зайчонок,

Ёжик, волчонок, медвежо - нок (Логопед устраивает переполох, оглядывается по сторонам, ищет медвежонка-его нет: - А где медвежонок? Медвежонка не видели?)

Тигренок, олененок,

Енотик и барсук.

(Логопед по ходу стихотворения раздает детям эмблемы с изображением зверят)

Учитель - Мудрая Сова.

Зверята, это я». (академическая шапочка на голове)

– Ребята, сегодня мы поговорим о… Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте стихотворение:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

(Михаил Пляцковский)

– Вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне)

– Правильно! Мы сегодня с вами будем говорить о весне, о весенних изменениях в природе.

2. Мотивационная часть

Открывается презентация, на слайде медвежья берлога, заваленная снежными комьями

– Ребята, посмотрите сколько снега.

- Как вы думаете, что там под снегом?

(Варианты ответов детей)

Случилась беда: с высокой горы упали большие снежные комья и закрыли вход в медвежью берлогу. Когда медведь проснется, не сможет выйти из своей берлоги. Надо помочь медведю. Скажите, что нужно для этого сделать? (Убрать комья)

– А как мы можем убрать их? (Варианты ответов детей: убрать вручную, растолкать трактором-бульдозером и т.д.)

– Эти комья не простые, а волшебные – каждый несет в себе задание, которое мы должны выполнить, только тогда вход в берлогу будет открыт. Поможем медведю? Тогда вперед…

(Ответы детей)

3. Основная часть

Задание первого камня:

-Назовите самые первые признаки весны в природе.

(Дети по очереди называют: ярче светит солнце, тает снег, появляются проталины, прилетают перелетные птицы, на деревьях набухают почки, появляются первые весенние цветы-первоцветы: подснежники, крокусы, ландыши, мать-и-мачеха, медуница).

- Весной, дети, погода переменчивая.

-Какая еще может быть погода? Как можно сказать? (снежная, холодная, может выпасть снег). И тогда можно встретить в лесу заснеженные…поляны. (Педагог обращает внимание детей на «поляну», на которой лежат «снежинки») 

Дыхательная гимнастика

-  Посмотрите, зима никак не хочет уходить. Давайте попробуем сдуть все снежинки. Делаем вдох носом, губы складываем трубочкой и выдыхаем на снежинки. (Часть снежинок улетело, часть осталось на поляне, педагог предлагает подумать, что еще может помочь растопить снег).

- А что нам еще могло бы помочь, растопить снежинки? Солнце.

- А оно у меня есть. Посмотрите ребята, какое оно красивое, но чего тут не хватает? Солнечных лучей.

- Давайте поможем солнцу вернуть лучи. Прикрепите лучи — прищепки к солнцу. Прикрепляя прищепку, нужно подобрать слова, характеризующее весеннее солнце, солнце какое? (теплое, ласковое, яркое, желтое, весеннее, круглое, лучистое …)

– Молодцы! Первый камень исчез. (На слайде «исчезает» первый камень)

– А сейчас –задание второго камня:

На магнитную доску вывешиваются четыре сюжетные картинки: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО и ОСЕНЬ

– Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года.

- На какой по счёту картинке изображена весна.

Дети подходят к доске, рассматривают картинки, высказываются.

– Молодцы, угадали.

Вот и второй камень исчез (На слайде «исчезает» второй камень)

Артикуляционная гимнастика 

- А сейчас послушайте весеннюю сказку, которую расскажет наш непослушный, но очень веселый Язычек.

 «Весенняя сказка весёлого язычка» 

- Наступила весна, и в небе ярко засветило солнце.

(Открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 раза в др.).

- От его лучей звонко закапала капель. (Цокать языком).

- Всё пело и оживало в весеннем лесу. Вскоре привела тропинка язычка на чудесную поляну («Блинчик») 

- Сел язычок на пенёк («Грибок»)

- И огляделся («Часики»)

- На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими

 «Улыбка»)

Задание третьего камня:

На магнитную доску поочередно вывешиваются картинки Верблюд, Енот, Слон, Носорог, Арбуз, а на столе лежат буквы алфавита и фишки (цветные сигналы) для звукового анализа.

– Выделите только первый звук в названии картинки. На столе найдите нужную букву и прикрепите ее под картинкой (Верблюд – В, Енот – Е, Слон – С, Носорог – Н, Арбуз - А)

– Какое слово получилось? Давайте прочитаем: ВЕС – НА.

- На какой звук начинается слово? (ВЬ)

– Сколько звуков в слове ВЕСНА?

- Сколько гласных (согласных) звуков в слове? 

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

- Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим и зеленым)

- Назовите буквы (звуки) в слове ВЕСНА.

– А теперь, возьмите фишки и составьте цветную схему слова ВЕСНА.

– Разделите слово ВЕСНА на слоги (прохлопайте).

Сколько слогов в этом слове? Почему в слове 2 слога? (Два слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов)

-Назовите 1-й слог, 2-й слог.

– Вы все правильно сделали, молодцы! (На слайде «исчезает» третий камень)

Задание четвертого камня:

– Мы с вами уже знаем, что весной оживает природа, и просыпаются насекомые и звери. Вот уже и Ёжик проснулся.

 Логопед обращает внимание детей на шарики Су-Джок. Дети берут по одному шарику, садятся на ковер и выполняют массаж ладоней.

СУ-ДЖОК – ТЕРАПИЯ «СКАЗКА ПРО ЁЖИКА»

- В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони

- Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

 Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком

- Однажды захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

 Катать шарик по ладони вперед-назад

- Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки.

 Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против

- А через реку был переброшен тонкий мостик. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег!

 Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого

- А там поляна – большая, круглая, красивая!

 Круговые движения шариком по ладони

- На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и-мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка

- Ежику очень понравилась поляна, он её обошел.

 Круговые движения шариком по ладони

- Потом Ежик опять ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвертый, пятый и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого

- Быстро побежал Еж по дорожке и добрался до своего домика!

 Катать шарик по ладони вперед-назад

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!

Зажать шарик в ладошке

– Вот и еще один камень убрали от берлоги (На слайде «исчезает» четвертый камень)

Нас ждет задание пятого камня:

- Пригрело ласковое солнышко и стали просыпаться различные насекомые.

-Где прятались насекомые? (под корой деревьев).

Слайд «поваленное дерево»

- Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)

- Давайте попробуем их пересчитать.

Упражнение «Считай и называй» (Работа парами, для каждой пары карточки разные, с разным количеством насекомых).

– Молодцы! Посмотрите сколько мы уже выполнили пять заданий, и почти освободили вход в берлогу (На слайде «исчезает» пятый камень)

Задание шестого камня:

Логопед раздает детям картинки с приметами наступившей весны.

– Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки.

– Давайте составим предложения о весне. Предложение свое начните так«ВЕСНОЙ…»

Дети составляют предложенияВесной ярко светит солнцеВесной тает снегВесной с крыш свисают сосульки. Весной из теплых краев прилетают птицы. Весной появляются первые весенние цветы. Весной на дорогах много ручейков. Весной многие животные меняют свою шубку. Весной просыпается медведь. Весной на деревьях появляются зеленые листочки.

– Молодцы! Какие красивые предложения у нас получились о весне.

- А давайте составим «живое» предложение – Ве-сной та-ет снег.

- Теперь прочитаем его.

- Сколько слов в предложении?

- Что стоит в конце предложения?

Вот последний камень упал и освободил вход в берлогу (На слайде «исчезает» шестой камень. Теперь хорошо видна берлога, а в ней медведица с медвежонком)

– Ребята! А в берлоге-то у нас не медведь, а… (Медведица и медвежонок)

– Правильно! Мы с вами спасли медведицу с медвежонком. Вот почему медвежонка не было на нашем занятии, но, несмотря ни на что, они целы и в безопасности.

На следующем слайде презентации – проснувшиеся медведица и медвежонок, медведица говорит детям: «Спасибо!»

– Вот мы и выполнили все задания, освободили вход в медвежью берлогу. Смотрите –медведица говорит вам всем«Спасибо!»

III. Заключительная часть

– Ребята скажите, что мы делали сегодня на занятии(Спасали медведицу с медвежонком, убирали камни от берлоги)

– А как мы их убирали? (Выполняли разные задания)

– Трудными показались вам задания?

-У вас было желание помогать медведице с медвежонком?

-  Что вы чувствовали, когда освобождали берлогу медведицы от снежных комьев?

–Что понравилось вам больше всего? (Дети отвечают)

– Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли все задания!

Я вам очень благодарна и примите от меня небольшое угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего возраста «Однажды в лесу»

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего возраста  «Однажды в лесу»...

Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»

Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....

"Как однажды из муки,испекли мы колобки"

Конспект занятия предусматривает эксперименты с мукой....

"Однажды осенним днем"

Поделка на осеннюю тематику, сопровождаемая стихотворением...

Познавательное занятие в старшей группе "Однажды в зимнем лесу".

Познавательное занятие в старшей группе. Цель данного занятия уточнить и закрепить знания детей о зимнем образе жизни диких животных.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект коррекционно- развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Однажды весной"

Конспект предназначен для использования  учителями - логопедами воспитателями, работающими с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста....