«Формирование речевого этикета как средство развития речи»
методическая разработка (старшая группа)

Вторушина Татьяна Викторовна

метод тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка

Вариативная часть программы

тема:

«Формирование речевого этикета

как средство развития речи»

Воспитатель: Татьяна Викторовна Носова

с. Леуши

Богатство общества складывается

из многообразия составляющих его

индивидов, потому что высшая цель

воспитания - сам человек.

В. А. Сухомлинский

Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - всего это для ребенка имеет большое значение».

Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения. Между тем, каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться неправильным, ошибочным.

Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:

•        Думай, кому говоришь.

•        Думай, что говоришь.

•        Думай, где говоришь.

•        Думай, зачем говоришь.

•        Думай, какие из этого будут последствия?

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, в детском саду взрослому необходимо всегда приветствовать любого гостя группы, доброжелательно к нему относиться. Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.

 Исходя из всего выше сказанного, я определила для себя следующую тему самообразования «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста» и поставила проблему: определить содержание и педагогические условия формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.

Цель работы состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию этикетного речевого поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

  • Познакомить детей с понятием этикет.
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
  • Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
  • Учить детей поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • Помочь быть внимательными.

Используемые методы: наблюдение, беседа, анализ литературы, тестирование, анкетирование.

Формы работы работа с семьей и с педагогами: деловые игры, сообщения, анкетирование, дискуссии, беседы, педагогические ситуации и т.д. что также отражено в плане программы.

Срок реализаций: 2017-2021 г.

Ожидаемые результаты систематической работы над темой:

  • Развитие у детей навыков взаимодействия с окружающим    миром;
  • Умение эмоционально откликаться на различные проявления окружающего мира;
  • Развитие у детей самостоятельности, самоуважения, толерантности по   отношению друг к другу;
  • Умение выражать свои мысли;
  • Приобретение словарного запаса, в соответствии с возрастными нормами и этикетного речевого выражения;
  • Развитие личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей.
  • Осуществление интеграций различных видов деятельности взрослых и детей;
  • Расширение взаимодействия всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей социума).

При составлении календарного планирования указываются темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями.

Вся работа строится на основе подробного, тщательного ее анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различ...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...

Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей

Пособие  лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей...