Система работы по развитию связной речи дошкольников
консультация по развитию речи

Черепинова

Система работы по развитию связной речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Система работы по развитию связной речи дошкольников

Учитель-логопед

Черепинова Л.Г.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть этим сложным видом речевой деятельности.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование правильной, хорошей устной речи, с учётом их возрастных возможностей.  Речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух главных формах – диалог и монолог. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.   Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом и лексико- грамматическим строем.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому.

На третьем году жизни ребенка быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старшем возрасте применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.   

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактические и подвижные игры, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Если одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом, то монологическая речь развивается в обучении детей.

Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития ребенка. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Выделяют основные типы монологов:

Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ- осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким для детей сюжетом). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл ежик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о семье, о том, как провели выходные дни, о любимой игрушке).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз»), о средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет.

В старшей группе детей учат включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучают к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

В подготовительной группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.

Приёмы работы по формированию связной речи.

 1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

 2. Чтение рассказов или сказок. Взрослый может задать вопросы по содержанию.

 3. Беседы по различным темам.

4. Составление описательного рассказа. Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
6. 
Составление рассказа по сюжетной картине. Необходимо предложить ребенку придумать название картины.  

Также можно использовать такие приемы:

- коллективное составление рассказа, преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети;

- составление рассказа по частям, можно спросить большее количество детей;

- окончание детьми рассказа, начатого воспитателем;

- подсказка вариантов;

- указание, каким должен быть рассказ.

7. Пересказ. В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы.

Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:

 - Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

 - Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

 - Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

 - Пересказ без опоры на наглядность.

К каждому из заданий, требующих от детей связной монологической речи, воспитатель должен умело подбирать основные приемы обучения.

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Список литературы

1.  Д.Б. Эльконин. Развитие речи. М. 1964 год.

2.   Е.И.Тихеева. Развитие речи детей. М. 1964 год.

3.   Ф.А.Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. 1984 год.

4. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи. М. 1994 год.

5.   Н.С.Жукова. Формирование устной речи. М. 1994 год.

6.   А.М.Бородич. Методика развития речи детей. М. 1981 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

система работы над развитием связной речи в процессе организованной образовательной деятельности у детей с ЗПР

обобщён материал об особенностях формирования связной речи у детей с ЗПР, показана система работы по коррекции и формированию связной речи у детей данной категории....

Система работы по развитию связной речи по методике Лалаевой Р.И.

Методическая  литература  под редакцией Лалаевой Р.И. и ее соратников  отражают систему работы по развитию связной речи младших школьников с нарушением интеллекта, с ЗПР, систему работы...

Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе

Методическая разработка системы работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....