ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все брать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно с давних времен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Пятаева Анна Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №25
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все брать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно с давних времен.
Учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Существует много способов развития мелкой моторики с использованием игры и творчества: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор, «пазлы», шнуровки. Все эти игры очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства и эмоции, но также эта деятельность эффективна для развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями. Наилучшим средством, на мой взгляд, являются нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, я ставлю перед собой цель создавать благоприятные условия для развития мелкой моторики рук у дошкольников. Для получения положительных результатов я придерживаюсь следующих задач:
Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющей на развитие мелкой моторики дошкольников;
Развивать и укреплять мелкую моторику.
В своей работе использую разнообразные формы и методы:рисование и лепка;дидактические игры;подгрупповая и индивидуальная деятельность;театрализация.
Все это способствует: развитию моторики рук; обогащению сенсорного впечатления; обогащению словаря; развитию мыслительной деятельности; развитию аккуратности и усидчивости.
Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, поэтому я создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:«Парикмахерская » - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.«Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора. «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.
В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра «Покорми свинку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок»), группирование различных круп по виду, вкладывание пуговиц в узкие отверстия, мягкие лепбуки со шнуровкой, пуговицами, тряпочными дверками и окнами и т.д.; «Рисование манкой». Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.
Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:рисование. Рисование дает возможность для развития творческих способностей дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук ( пальчиками, ладошками). Лепка (пластилин, глина, снег, соленое тесто). Поделки из бросового, природного материала.Игры с песком и водой. Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки) из разных видов мозайки. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей, например: магнитные конструкторы). Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки. Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их наощупь). Наполнение бутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Катание массажных шариков. Дети катают шарики между ладоней.
Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и делает «дождик», высыпая полоски из коробки. Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?». Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.
Процесс вкладывания: вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием; вставлять кубы в отверстие коробки; размещать плоские квадратные, треугольные вкладки в гнездах фигурной доски. Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук. Деревянный планшет для нанизывания резинок. Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов. Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку, а уже потом собирать ее.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например: выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять его в видоизмененных обстоятельствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418507-1394643076.jpg)
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-578054-1424182071.jpg)
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612876-1427221876.jpg)
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-622748-1540754010.jpg)
Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» - Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/15/picture-1269171-1600180576.jpg)
«СенсориУМ новая предметно-пространственная развивающая среда в поддержке исследовательского поведения детей раннего возраста в ДОУ»
Новый вид детской деятельности – исследовательского конструирования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-1407567-1666545137.jpg)
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...