семинар практикум для воспитателей
методическая разработка по развитию речи

Пшенникова Анастасия Борисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Сказка» г.Елизово, Камчатский край

Воспитатель: Пшенникова Анастасия Борисовна

Семинар практикум для воспитателей детского сада

Тема: «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»

Почему мы берем задачу по обучению детей рассказыванию. Дети умеют пересказывать литературные произведения, но при пересказе у них отсутствует выразительность, эмоциональность, живость, сила голоса (говорят тихо, не внятно).

Причины: педагоги слабо владеют теми методами и приемами, используемые при пересказе литературных произведений, не придумывают планирование учебно-воспитательной работы.

Цель: стимулировать познавательную активность педагогов. Знание педагогами методов и приемов, используемых при пересказе литературных произведений. Умение воспитателями сравнивать один вариант ответа с другим, выбирать логически верный ответ. 

Ход проведения:

Воспитатели делятся на 2 подгруппы (используя картинки 2-х видов). Выбирается капитан. Капитанам прикрепляются отличительные знаки. Капитаны берут задания и посоветовавшись со своей командой дают ответы.

Карточка №1

Что такое пересказ?

  1. Связное, развернутое изложение литературного произведения.
  2. Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи.
  3. Интерпретация литературного произведения.
  4. Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения.

Карточка №2

Какими должны быть произведения для пересказа?

  1. Доступными, небольшими по объёму, описательного характера.
  2. Доступными, короткими, эмоциональными.
  3. Близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с чёткой композицией, высокохудожественными.
  4. Небольшого объёма, с содержанием близким опыту детей, сюжетными, с чёткой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

Карточка №3

Какие приёмы можно использовать для помощи детям во время их пересказов?

  1. Зачитывание отрывков из произведения, показ портрета писателя, подсказка.
  2. Наводящий вопрос, подсказка, копирование правильной речи ребёнка.
  3. Зачитывание отрывков, показ иллюстраций, указание.
  4. Наглядный план произведения (модель), указание, наводящий вопрос.

 

Карточка №4

Каков алгоритм построения занятия по пересказу?

  1. Беседа по поводу предстоящего чтения. Чтение с установкой на запоминание. Беседа по произведению. Повторное чтение. Образец пересказа воспитателя. Пересказы детей.
  2. Подготовка к пересказу текста. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание. Работа над текстом произведения. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Пересказ детей.
  3. Выразительное чтение произведения. Вопросы по произведению, направленные на его запоминание, осмысление и выделение его выразительных средств. Чтение отрывков по выбору детей. Пересказы детей.
  4. Подготовка детей к пересказу. Повторное чтение с установкой на пересказ. Упражнение детей в пересказе.

Карточка №5

Какому новому виду пересказа обучаются дети 7-го года жизни?

  1. Инсценирование произведения.
  2. Отраженному пересказу.
  3. Пересказ от лица героя.
  4. Совместный пересказ.
  5. Пересказ по частям.

Карточка №6

Задание: определите правильность ниже предложенных положений, поставив значок в соответствующей колонке.

Положения:

  1. Пересказ является средством и методом развития у детей связной и монологической речи.
  2. Для пересказа детей (особенно на начальном этапе обучения) подбираются произведения описательного характера.
  3. Перед первичным чтением произведения не следует давать установку на запоминание текста для будущего пересказа.
  4. Работа над текстом является ответственным этапом, поскольку от её эффективности зависит качество детских пересказов.
  5. Обработка интонационной выразительности в передаче отдельных фрагментов текста-дополнительное средство запоминание произведения.
  6. Планом для пересказов детей может служить картина-схематичная модель.
  7. Наиболее эффективным приёмом обучения старших дошкольников пересказыванию-является отраженный пересказ.
  8. В подготовительной группе вводится новый вид пересказ-совместный.
  9. Наиболее сложным для детей является пересказ от лица героев.
  10. Прежде, чем прочитать произведение, нужно подготовить детей к его восприятию, оживив имеющиеся у них жизненный опыт или организовав усвоение нового.

 

 

Карточка №7

Конспект по обучению детей средней группы пересказу художественных произведений.

Ход занятия: Ребята, сегодня я вам принесла интересную книгу. Её написал Л.Н.Толстой. Некоторые рассказы из этой книги мы уже читали. Но сегодня я вам прочту рассказ, который вы еще не знаете. Слушайте внимательно и постарайтесь его запомнить, чтобы потом мне пересказать.

Чтение рассказа: После чтения детям предлагается пересказать (одному начать, другому продолжить и третьему закончить). В конце занятия воспитатель хвалит детей за то, что они внимательно и хорошо пересказали текст.

Назовите ошибки, допущенные воспитателем при обучении пересказу.

  1. Если текст не знаком, то перед его чтением воспитатель должен подготовить детей к восприятию этого текста. Здесь же воспитатель сразу читает текст.
  2. Воспитатель не сказал название рассказа.
  3. Воспитатель дал установку на запоминание текста перед чтением, что делать нельзя, т.к. дети основное внимание сосредотачивают на запоминание текста и могут не понять его содержание. Установку на запоминание нужно давать перед вторым чтением рассказа.
  4. Воспитатель прочитал текст один раз, а не два.
  5. Не была проведена беседа по содержанию текста, воспитатель не выявил, поняли ли дети смысл произведения.
  6. Для пересказа было вызвано три ребенка, текст же пересказали один раз, а этого

не достаточно.

 

Горизонталь

1.Атрибут, используемый для пересказа в лицах (маска)

2.Приём, помогающий при пересказе произведения на начальном этапе обучения (подсказка)

3 и 4.Требование к детским пересказам (осмысленность; выразительность)

5.Недостаток, встречающийся в пересказах у детей, нарушающий ритм воспроизведения текста (пауза)

Вертикаль

6.Творческое воспроизведение литературного   текста (пересказ)

7.Приём, используемый для анализа текста (вопрос)

8.Приём, направляющий пересказ ребенка (указание)

9.Жанр литературного произведения, используемый для пересказа (сказка)

10.Корректирующий приём (оценка)

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

8

 

9

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Сказка» г.Елизово, Камчатский край

Воспитатель: Пшенникова Анастасия Борисовна

Семинар практикум для воспитателей детского сада

Тема: «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»

Почему мы берем задачу по обучению детей рассказыванию. Дети умеют пересказывать литературные произведения, но при пересказе у них отсутствует выразительность, эмоциональность, живость, сила голоса (говорят тихо, не внятно).

Причины: педагоги слабо владеют теми методами и приемами, используемые при пересказе литературных произведений, не придумывают планирование учебно-воспитательной работы.

Цель: стимулировать познавательную активность педагогов. Знание педагогами методов и приемов, используемых при пересказе литературных произведений. Умение воспитателями сравнивать один вариант ответа с другим, выбирать логически верный ответ.  

Ход проведения:

Воспитатели делятся на 2 подгруппы (используя картинки 2-х видов). Выбирается капитан. Капитанам прикрепляются отличительные знаки. Капитаны берут задания и посоветовавшись со своей командой дают ответы.

Карточка №1

Что такое пересказ?

  1. Связное, развернутое изложение литературного произведения.
  2. Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи.
  3. Интерпретация литературного произведения.
  4. Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения.

Карточка №2

Какими должны быть произведения для пересказа?

  1. Доступными, небольшими по объёму, описательного характера.
  2. Доступными, короткими, эмоциональными.
  3. Близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с чёткой композицией, высокохудожественными.
  4. Небольшого объёма, с содержанием близким опыту детей, сюжетными, с чёткой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

Карточка №3

Какие приёмы можно использовать для помощи детям во время их пересказов?

  1. Зачитывание отрывков из произведения, показ портрета писателя, подсказка.
  2. Наводящий вопрос, подсказка, копирование правильной речи ребёнка.
  3. Зачитывание отрывков, показ иллюстраций, указание.
  4. Наглядный план произведения (модель), указание, наводящий вопрос.

Карточка №4

Каков алгоритм построения занятия по пересказу?

  1. Беседа по поводу предстоящего чтения. Чтение с установкой на запоминание. Беседа по произведению. Повторное чтение. Образец пересказа воспитателя. Пересказы детей.
  2. Подготовка к пересказу текста. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание. Работа над текстом произведения. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Пересказ детей.
  3. Выразительное чтение произведения. Вопросы по произведению, направленные на его запоминание, осмысление и выделение его выразительных средств. Чтение отрывков по выбору детей. Пересказы детей.
  4. Подготовка детей к пересказу. Повторное чтение с установкой на пересказ. Упражнение детей в пересказе.

Карточка №5

Какому новому виду пересказа обучаются дети 7-го года жизни?

  1. Инсценирование произведения.
  2. Отраженному пересказу.
  3. Пересказ от лица героя.
  4. Совместный пересказ.
  5. Пересказ по частям.

Карточка №6

Задание: определите правильность ниже предложенных положений, поставив значок в соответствующей колонке.

Положения:

  1. Пересказ является средством и методом развития у детей связной и монологической речи.
  2. Для пересказа детей (особенно на начальном этапе обучения) подбираются произведения описательного характера.
  3. Перед первичным чтением произведения не следует давать установку на запоминание текста для будущего пересказа.
  4. Работа над текстом является ответственным этапом, поскольку от её эффективности зависит качество детских пересказов.
  5. Обработка интонационной выразительности в передаче отдельных фрагментов текста-дополнительное средство запоминание произведения.
  6. Планом для пересказов детей может служить картина-схематичная модель.
  7. Наиболее эффективным приёмом обучения старших дошкольников пересказыванию-является отраженный пересказ.
  8. В подготовительной группе вводится новый вид пересказ-совместный.
  9. Наиболее сложным для детей является пересказ от лица героев.
  10. Прежде, чем прочитать произведение, нужно подготовить детей к его восприятию, оживив имеющиеся у них жизненный опыт или организовав усвоение нового.

Карточка №7

Конспект по обучению детей средней группы пересказу художественных произведений.

Ход занятия: Ребята, сегодня я вам принесла интересную книгу. Её написал Л.Н.Толстой. Некоторые рассказы из этой книги мы уже читали. Но сегодня я вам прочту рассказ, который вы еще не знаете. Слушайте внимательно и постарайтесь его запомнить, чтобы потом мне пересказать.

Чтение рассказа: После чтения детям предлагается пересказать (одному начать, другому продолжить и третьему закончить). В конце занятия воспитатель хвалит детей за то, что они внимательно и хорошо пересказали текст.

Назовите ошибки, допущенные воспитателем при обучении пересказу.

  1. Если текст не знаком, то перед его чтением воспитатель должен подготовить детей к восприятию этого текста. Здесь же воспитатель сразу читает текст.
  2. Воспитатель не сказал название рассказа.
  3. Воспитатель дал установку на запоминание текста перед чтением, что делать нельзя, т.к. дети основное внимание сосредотачивают на запоминание текста и могут не понять его содержание. Установку на запоминание нужно давать перед вторым чтением рассказа.
  4. Воспитатель прочитал текст один раз, а не два.
  5. Не была проведена беседа по содержанию текста, воспитатель не выявил, поняли ли дети смысл произведения.
  6. Для пересказа было вызвано три ребенка, текст же пересказали один раз, а этого

не достаточно.

Горизонталь

1.Атрибут, используемый для пересказа в лицах (маска)

2.Приём, помогающий при пересказе произведения на начальном этапе обучения (подсказка)

3 и 4.Требование к детским пересказам (осмысленность; выразительность)

5.Недостаток, встречающийся в пересказах у детей, нарушающий ритм воспроизведения текста (пауза)

Вертикаль

6.Творческое воспроизведение литературного   текста (пересказ)

7.Приём, используемый для анализа текста (вопрос)

8.Приём, направляющий пересказ ребенка (указание)

9.Жанр литературного произведения, используемый для пересказа (сказка)

10.Корректирующий приём (оценка)

6

1

7

8

9

2

3

10

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...