су-джок терапия и разные виды гимнастики для развития речи у детей
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Грибанова Анна Борисовна

В календарно-тематическом планировании использованы следующие формы работы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • самомассаж пальцев кистей рук;
  • пальчиковые игры;
  • игры с использованием нестандартного оборудования;
  • упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
  • развивающие игры: с прищепками, пуговицами, карандашами, щеточками.

  В своей работе я последовательно использую схему «от простого к сложному», систему, включающую в себя пальчиковую гимнастику, а также игры с предметами.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой и артикуляционной моторики у детей с целью – выявить уровень развития.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok_terapiya_dlya_detey_3-4_let.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение1.

Перспективное планирование   

В календарно-тематическом планировании использованы следующие формы работы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • самомассаж пальцев кистей рук;
  • пальчиковые игры;
  • игры с использованием нестандартного оборудования;
  • упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
  • развивающие игры: с прищепками, пуговицами, карандашами, щеточками.

  В своей работе я последовательно использую схему «от простого к сложному», систему, включающую в себя пальчиковую гимнастику, а также игры с предметами.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой и артикуляционной моторики у детей с целью – выявить уровень развития.

1 занятие(_________________)

   

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».

Массаж пальчиков карандашами.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Ознакомление с речевым аппаратом.

Шестигранные карандаши, су-джок шарики, схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

Навык катания карандаша по всей длине пальцев.

Д.и

«Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика).

2 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».

Массаж пальчиков карандашами.

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Закрепление строения речевого аппарата.

Развитие мелкой моторики.

Ознакомление с органами зрения.

Шестигранные карандаши, су-джок шарики, схемы артикуляционной гимнастики.

Игровой персонаж.

Д.и

«Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика).

Навык катания карандаша по всей длине пальцев.

3 занятие  (_________________)

Самомассаж су-джок шариком «Осень». Пальчиковая гимнастика «Дождик бегает по крыше».

Артикуляционная гимнастика.

Побуждение к общению. Развитие органов артикуляционного аппарата. Обогащение словаря.

Су-джок шарики, схемы артикуляционной гимнастики. Наглядный материал по теме.

Игровой персонаж.

4 занятие (_________________)

Самомассаж су-джок шариком «Осень». Пальчиковая гимнастика «Дождик бегает по крыше».

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для глаз «Осень».

Побуждение к общению. Развитие органов артикуляционного аппарата. Обогащение словаря. Тренировка глазных мышц.

Су-джок шарики, схемы артикуляционной гимнастики. Наглядный материал по теме.

Игровой персонаж.

5 занятие (_________________)

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Профессии».

Игры с пробками. Физминутка.

Развитие моторики рук. Расширение пассивного словаря. Развитие сенсорного восприятия форм. Развитие двигательной памяти.

Шестигранные карандаши. Пробки разных размеров и цветов.

Игровой персонаж.

6 занятие (_________________)

Массаж пальчиков карандашами Пальчиковая гимнастика «Профессии».

Игры с пробками. Гимнастика для глаз.

Развитие моторики рук. Расширение пассивного словаря. Развитие сенсорного восприятия форм. Развитие двигательной памяти.

Шестигранные карандаши. Пробки разных размеров и цветов.

Игровой персонаж.

Навык катания карандаша по всей длине пальцев.

7 занятие (_________________)

Массаж пальчиков грецким орехом.

Самомассаж ладоней щеточками «Лошадка».

Гимнастика для глаз «Мяч».

Физминутка «Игрушки».

Развитие моторики рук. Расширение пассивного словаря. Воспитание слухового внимания. Уточнение артикуляции гласных звуков.

Грецкие орехи.

Щеточки. Наглядность по теме «Игрушки».

Игровой персонаж.

Пропевание гласных звуков самостоятельно.

8 занятие (_________________)

Массаж пальчиков грецким орехом.

Самомассаж ладоней щеточками «Лошадка».

Гимнастика для глаз «Мяч».

Физминутка «Игрушки»

Обучение пониманию обобщающих слов. Расширение активного словаря.

Развитие двигательной памяти.

Грецкие орехи.

Щеточки. Наглядность по теме «Игрушки».

Игровой персонаж.

Пропевание гласных звуков самостоятельно.

9 занятие (_________________)

Самомассаж сосновыми шиками.

Самомассаж су-джок шариками «Осень».

Логопедическая распевка «Осень».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика «Подуй на листок».

Обучение играм с природным материалом. Развитие моторики рук. Расширение пассивного словаря. Развитие сенсорного восприятия форм. Развитие двигательной памяти. Развитие продолжительного выдоха.

Сосновые шишки.

Су-джок шарики. Схемы артикуляционной гимнастики. Платочки.

10 занятие (_________________)

Самомассаж сосновыми шиками.

Самомассаж су-джок шариками «Осень».

Логопедическая распевка «Осень».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика «Подуй на листок».

Развитие моторики рук. Продолжение работы по расширение пассивного словаря. Активация в речи слов. Развитие двигательной памяти. Развитие продолжительного выдоха.

Сосновые шишки.

Су-джок шарики. Схемы артикуляционной гимнастики. Платочки.

11 занятие (_________________)

Самомассаж су-джок шариком «Крыжовник колючий», «Ходит еж в саду по травке».

Массаж щеточками «Сморидина».

Гимнастика для глаз «Яблоко».

Развитие моторики рук. Расширение пассивного словаря. Развитие двигательной памяти. Развитие глазных мышц.

Су-джок шарики.

Щеточки.

Штриховка «Фрукты».

12 занятие (_________________)

Самомассаж су-джок шариком «Крыжовник колючий», «Ходит еж в саду по травке».

Массаж щеточками «Сморидина».

Гимнастика для глаз «Яблоко».

Развитие моторики рук. Развитие слухового внимания. Расширение пассивного словаря. Развитие двигательной памяти. Развитие глазных мышц.

Су-джок шарики.

Щеточки.

Штриховка «Фрукты».

13 занятие (_________________)

.Пальчиковая гимнастика «Капуста»,

«Овощи-фрукты». Самомассаж пальцев с помощью бельевых прищепок «Морковка».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Развитие моторики рук. Развитие слухового внимания. Расширение пассивного словаря. Развитие двигательной памяти Формирование длительного ротового выдоха.

Бельевые прищепки. Схемы артикуляционной гимнастики.

Умение самостоятельно использовать в игре нестандартное оборудование.

14 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»,

«Овощи-фрукты». Самомассаж пальцев с помощью бельевых прищепок «Морковка».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Обогащение речи прилагательными. Развитие моторики рук. Развитие слухового внимания. Расширение пассивного словаря. Развитие двигательной памяти Формирование длительного ротового выдоха

Бельевые прищепки. Схемы артикуляционной гимнастики.

Умение самостоятельно использовать в игре нестандартное оборудование

15 занятие (_________________)

Массаж пальчиков «Сильные пальчики» Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Ежик», «Еж и ежата».

Разбери бусины по цвету.

Пальчиковые шаги «Ежики»

Артикуляционная гимнастика.

Развитие тонкой моторики пальцев рук. Расширение пассивного словаря. Развитие двигательной памяти. Активизация движений артикуляционного аппарата

Резиновый мячик. Бусины разные по цвету.

Су-джок шарики. Дорожки для пальчиковых шагов.

Умение самостоятельно нанизывать бусины на шнурок.

16 занятие (_________________)

Артикуляционная гимнастика.

Массаж пальчиков «Сильные пальчики» Пальчиковая гимнастика «серый ежик», «Ежик», «Еж и ежата», «Ходит ежик без дорожек».

Разбери бусины по цвету.

Пальчиковые шаги «Ежики»

Воспитание правильного умеренного темпа речи (путем подражания педагогу). Активизация движений артикуляционного аппарата Развитие тонкой моторики пальцев рук. Расширение пассивного словаря. Развитие двигательной памяти.

Резиновый мячик. Бусины разные по цвету.

Су-джок шарики. Дорожки для пальчиковых шагов.

Умение самостоятельно нанизывать бусины на шнурок.

17 занятие (_________________)

Игры с платочками: «Стираем вместе с мамой», «Кошки-мышки», «Улитка», «Проглот», «Снежок», «Прятки», «Рыбки».

Артикуляционная гимнастика. Физминутка.

Обучение пониманию и выполнению многоступенчатых инструкций.

Развитие внимания, мышления.

Платочки.

Умение складывать платок.

Воспроизводить выученные стихи.

18 занятие (_________________)

Игры с платочками: «Стираем вместе с мамой», «Кошки-мышки», «Улитка», «Проглот», «Снежок», «Прятки», «Рыбки».

Артикуляционная гимнастика. Физминутка.

Обучение пониманию и выполнению многоступенчатых инструкций.

Развитие внимания, мышления. Координация речи с движением.

Платочки

Умение складывать платок.

Воспроизводить выученные стихи.

19 занятие (_________________)

Самомассаж «Котята», Пальчиковая гимнастика «Котик», «Пять телят», «Мышиная семья».

Артикуляционная гимнастика «Котенок». Дыхательная гимнастика.

Развитие инициативности, подражательности, имитационных способностей. Активизация движений речевого аппарата.

Колечки из су-джок шариков Схемы артикуляционной гимнастики.

20 занятие (_________________)

Самомассаж «Котята», Пальчиковая гимнастика «Котик», «Пять телят», «Мышиная семья».

Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Котик выпил молока».

Дыхательная гимнастика.

Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация движений речевого аппарата.

Схемы артикуляционной гимнастики. Колечки из су-джок шариков. Игровой персонаж.

21 занятие (_________________)

Массаж пальчиков грецким орехом.

Массаж щеточками «Ежик в бане вымыл ушки». Массаж пальцев рук бельевыми прищепками «Белкин обед».

Гимнастика для глаз «Заяц».

Пропевание гласных звуков.

Формирование умения заканчивать фразу, договаривать слова и словосочетания в знакомых потешках, стихах. Развитие глазных мышц. Развитие подражания речевым звукам.

Грецкие орехи. Бельевые прищепки. Игровой персонаж.

22 занятие (_________________)

Массаж пальчиков грецким орехом.

Массаж щеточками «Ежик в бане вымыл ушки». Массаж пальцев рук бельевыми прищепками «Белкин обед».

Гимнастика для глаз «Заяц».

Пропевание гласных звуков.

Развитие слухового внимания. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать слова и словосочетания в знакомых потешках, стихах. Развитие глазных мышц. Развитие подражания речевым звукам.

Грецкие орехи. Бельевые прищепки. Игровой персонаж.

23 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Массаж ладоней щеточками «Кто живет в моей квартире», «Кто приехал?»

Д.и «тихо – громко»

Развитие мелкой моторики. Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Щеточки. Мячики. Игровой персонаж.

Умение контролировать силу голоса.

24 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Массаж ладоней щеточками «Кто живет в моей квартире», «Кто приехал?»

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Совершенствование мелкой моторики. Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация движений речевого аппарата. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания .

Щеточки. Мячики. Игровой персонаж.

Правильный выдох.

25 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Супчик», «Наш обед».

Д.и «Продукты питания».

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики. Развитие активного словаря.

Активизация движений речевого аппарата.

Наглядный материал по теме.

Колечки от су-джок шариков. Игровой персонаж.

26 занятие (_________________)

Д.и «Продукты питания».

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Супчик», «Наш обед».

Артикуляционная гимнастика.

Закрепление в речи детей названия продуктов питания. Совершенствование мелкой моторики. Развитие активного словаря.

Активизация движений речевого аппарата.

Наглядный материал по теме.

Колечки от су-джок шариков. Игровой персонаж.

27 занятие (_________________)

Упражнение «Пить –есть». Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Супчик», «Наш обед».

Расширение и уточнение словаря. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов. Совершенствование мелкой моторики.

Наглядный материал по теме.

Колечки от су-джок шариков. Игровой персонаж.

Д.и. «Накроем на стол».

28 занятие (_________________)

Упражнение «Пить –есть». Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Супчик», «Наш обед».

Физминутка «Каша»

Расширение и уточнение словаря. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов. Совершенствование мелкой моторики.

Координация речи с движением.

Наглядный материал по теме.

Колечки от су-джок шариков. Игровой персонаж.

Д.и. «Накроем на стол».

29 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика с платочками «Снежок», «Снежок» с щеточками. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик»

Речедвигательная гимнастика «Мишка спит».

Физминутка «Солнце землю греет слабо».

Формирование интереса к объектам и явлениям природы. Обогащение словарного запаса.

Платочки, щеточки. Игровой персонаж. Наглядный материал по теме.

30 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика с платочками «Снежок», «Снежок» с щеточками. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик»

Речедвигательная гимнастика «Мишка спит».

Физминутка «Солнце землю греет слабо».

Закрепление представлений о смене времен года. Формирование умения взаимодействовать.

Платочки, щеточки. Игровой персонаж. Наглядный материал по теме.

31 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».Пальчиковая гимнастика с щеточками «Елочка», пальчиковая гимнастика с колечками «Подарки Деда мороза».

Дыхательная гимнастика.

Физминутка «Мороз красный нос»

Формирование словаря по теме. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового внимания. Развитие силы и динамики голоса.

Щеточки, колечки из су-джок шарика, игровой персонаж.

32 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».Пальчиковая гимнастика с щеточками «Елочка», пальчиковая гимнастика с колечками «Подарки Деда мороза».

Артикуляционная гимнастика.

Физминутка «Мороз красный нос».

Расширение и уточнение словаря по теме. Пополнение словаря за счет прилагательных. Развитие мелкой моторики. Развитие двигательных способностей.

Щеточки, колечки из су-джок шарика, игровой персонаж.

33 занятие (_________________)

Массаж су-ждок шариком «Сколько на елочке шариков цветных», «На нашей елке Дед мороз».

Пальчиковая гимнастика «Новый год».

Гимнастика для глаз «Снег да снег кругом ложится»

Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи. Развитие зрительного восприятия. Развитие глазных мышц.

Су-джок шарики. Игровой персанаж.

34 занятие (_________________)

Массаж су-ждок шариком «Сколько на елочке шариков цветных», «На нашей елке Дед мороз».

Пальчиковая гимнастика «Новый год».

Гимнастика для глаз «Снег да снег кругом ложится».

Физминутка «Елочка».

Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Развитие глазных мышц. Развитие координации движений.

Су-джок шарики. Игровой персанаж.

35 занятие (_________________)

Массаж пальчиков карандашами.

Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».

Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

Артикуляционная гимнастика.

Закрепление понимания слов, обозначающих признаки предметов. Развивать эмоционально – выразительные жесты и мимику.Шестигранные карандаши, бельевые прищепки. Тара с фасолью. Схемы артикуляционной гимнастики.

36 занятие (_________________)

Разберем счетные палочки по цвету.

Массаж пальчиков карандашами.

Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».

Дыхательная гимнастика.

Развитие подражания речевым звукам. Разучивание песенок, потешек, стишков. Формирование правильного выдоха.

Счетные палочки. Шестигранные карандаши, бельевые прищепки. Схемы артикуляционной гимнастики.

37 занятие (_________________)

Массаж пальчиков грецким орехом. Речедвигательная гимнастика «Снигирек».

Самомассаж су-джок колечками «Десять птичек», «Птички».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Подвижная игра «Ворона».

Формирование интереса к объектам и явлениям природы. Обогащение словарного запаса. Совершенствование мелкой моторики. Активизация движений речевого аппарата. Координация речи с движением.

Грецкие орехи. Колечки из су –джок шариков. Схемы артикуляционной гимнастики.

38 занятие (_________________)

Массаж пальчиков грецким орехом. Речедвигательная гимнастика «Снигирек».

Самомассаж су-джок колечками «Десять птичек», «Птички».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Подвижная игра «Воробей»

Развитие и обогащение словарного запаса. Формирование интереса к объектам и явлениям природы Совершенствование мелкой моторики. Активизация движений речевого аппарата. Координация речи с движением.

Грецкие орехи. Колечки из су –джок шариков. Схемы артикуляционной гимнастики.

39 занятие (_________________)

Массаж с су-джок шариком «Экскурсия», «Веселая поездка», «Поезд и самолет».

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Формирование словаря по теме. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового внимания. Развитие силы и динамики голоса.

Су –джок шарик.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж. Иллюстрации по теме.

40 занятие (_________________)

Массаж с су-джок шариком «Экскурсия», «Веселая поездка», «Поезд и самолет».

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для глаз «Мы очень любим город свой».

Обогащение словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Развитие глазных мышц. Развитие координации движений. Снятие зрительного напряжения.

Су –джок шарик.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж. Иллюстрации по теме.

41 занятие (_________________)

Массаж пальчиков карандашами. Игра «Найди, что спряталось в фасоли». Игра «Угадай, кто это»

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики. Развитие воображения. Расширение и уточнение словаря. Развитие силы и динамики голоса.

Шестигранные карандаши. Тара с фасолью. Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

42 занятие (_________________)

Игра «Найди, что спряталось в фасоли». Игра «Угадай, кто это». Массаж пальчиков карандашами.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Формирование грамматического строя речи, подбор к прилагательному существительного. Развитие воображения. Расширение и уточнение словаря. Развитие силы и динамики голоса.

Шестигранные карандаши. Тара с фасолью. Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж

43 занятие (_________________)

Массаж су-джок колечками «Лежали на полке», «Маша шла, шла, шла», «Игрушки».

Массаж щеточками «Я люблю свою лошадку». Массаж карандашами «Юла».

Гимнастика для глаз «Мяч».

Упражнение «Покажи». Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики. Развитие активного словаря.

Активизация движений речевого аппарата. Развитие оптико-пространственной функции, обучение соотнесению предмета с его словесным обозначением.

Колечки из су-джок шарика. Щеточки. Шестигранные карандаши. Игровой персонаж. Схемы артикуляционной гимнастики.

44 занятие (_________________)

Массаж су-джок колечками «Лежали на полке», «Маша шла, шла, шла», «Игрушки».

Массаж щеточками «Я люблю свою лошадку». Массаж карандашами «Юла».

Гимнастика для глаз «Мяч». Игра «Что прибавилось?»

Развитие мелкой моторики. Развитие активного словаря.

Активизация движений речевого аппарата. Развитие зрительного восприятия и внимания. Тактильных ощущений, пополнение словаря по теме.

Колечки из су-джок шарика. Щеточки. Шестигранные карандаши. Игровой персонаж. Схемы артикуляционной гимнастики.

45 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Первые цветы».

Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?»

Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и  горох).

Массаж пальчиков «Катаем ежики ». Массаж пальчиков грецким орехом.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация движений речевого аппарата. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания .

Су-джок шарики.

Тара с фасолью. Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

46 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Первые цветы».

Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?»

Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и  горох).

Массаж пальчиков «Катаем ежики ». Массаж пальчиков грецким орехом.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Совершенствование мелкой моторики. Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация движений речевого аппарата. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания.

Су-джок шарики.

Тара с фасолью. Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

47 занятие (_________________)

Массаж су-джок шариками «Солдатик», «Часовой», «Парад», «Почему играют марши?»

Упражнение «топай как я».

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики. Развитие слухового внимания, чувства ритма. Формирование внимания к неречевым звукам. Обучение выполнению движений в заданном ритме.

Су –джок шарик.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

48 занятие (_________________)

Массаж су-джок шариками «Солдатик», «Часовой», «Парад», «Почему играют марши?», «Солдатики».

Упражнение «топай как я».

Артикуляционная гимнастика.

Совершенствование мелкой моторики. Развитие слухового внимания, чувства ритма. Формирование внимания к неречевым звукам. Обучение выполнению движений в заданном ритме.

Су –джок шарик.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

49 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».

Пальчиковая гимнастика с платочками «Помощник», «Весна». Массаж су-джок шариком «Ежиха-мама». «это мамин день», «Мамин портрет».

Подвижная игра «Подарок маме».

Гимнастика для глаз.

Обогащение словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Координация речи с движением, совершенствование умения договаривать словосочетания, двигаться по кругу, взявшись за руки, выполнять движения в общем для всех темпе.

Платочки. Су –джок шарик.

Чтение стихов наизусть.

50 занятие (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».

Пальчиковая гимнастика с платочками «Помощник», «Весна». Массаж су-джок шариком «Ежиха-мама». «это мамин день», «Мамин портрет».

Подвижная игра «Подарок маме».

Гимнастика для глаз.

Закрепление словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Координация речи с движением, совершенствование умения договаривать словосочетания, двигаться по кругу, взявшись за руки, выполнять движения в общем для всех темпе.

Платочки. Су –джок шарик.

Чтение стихов наизусть.

51 занятие     (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки », «Кот Мурлыка».

«Собери бусы».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Массаж пальчиков «колечками». Гимнастика карандашами «Гном Скрут», «Игрушки», «Десять птичек».

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания.

Колечки из су-джок шарика. Шестигранные карандаши.

Рассказ стихов с движениями.

52 занятие     (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки », «Кот Мурлыка».

«Собери бусы».

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Массаж пальчиков «колечками». Гимнастика карандашами «Гном Скрут», «Игрушки», «Десять птичек».

Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания.

Колечки из су-джок шарика. Шестигранные карандаши.

Рассказ стихов с движениями.

53 занятие     (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Гномий дом».

Ритмическое упражнение «Погремушка». Игра с прищепками «Новое платье».

Дидактическое упражнение «Нанизывание бусин на ниточку».

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение понимать характер музыки.

Бельевые прищепки. Погремушки. Бусины.

Нанизывание бусин.

54 занятие     (_________________)

Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Гномий дом».

Ритмическое упражнение «Погремушка». Игра с прищепками «Новое платье».

Дидактическое упражнение «Нанизывание бусин на ниточку».

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение понимать характер музыки.

Бельевые прищепки. Погремушки. Бусины. Игровой персонаж.

Нанизывание бусин.

55 занятие      (_________________)

Пальчиковая гимнастика «прилетели птицы», «Птички», «Десять птичек стайка», «Дятел», «Совушка-сова», «Синичка», «Снегири».

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Обогащение словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Развитие глазных мышц. Развитие координации движений. Снятие зрительного напряжения.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

56 занятие     (_________________)

Пальчиковая гимнастика «прилетели птицы», «Птички», «Десять птичек стайка», «Дятел», «Совушка-сова», «Синичка», «Снегири».

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Подвижная игра «Ворона»

Закрепление словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Развитие глазных мышц. Развитие координации движений. Закрепление умения договаривать словосочетания.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

57 занятие      (_________________)

Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Сидит белка на тележке», «кто живет в лесу?», «А у нас в лесу», «Белочки», «Зайцы», «Заяц и кочан капусты».

Развитие артикуляционного аппарата. Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в стихотворениях.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

58 занятие     (_________________)

Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Сидит белка на тележке», «кто живет в лесу?», «А у нас в лесу», «Белочки», «Зайцы», «Заяц и кочан капусты».

Дыхательная гимнастика.

Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в стихотворениях. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания.

Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

59 занятие      (_________________)

Массаж су-джок шариком «На окне цветок колючий», «Кактус», «Фиалка», «Бегония».

Гимнастика для глаз «Герань».

Артикуляционная гимнастика.

Обогащение словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Снятие зрительного напряжения.

Су-джок шарик. Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

60 занятие     (_________________)

Массаж су-джок шариком «На окне цветок колючий», «Кактус», «Фиалка», «Бегония».

Гимнастика для глаз «Герань».

Артикуляционная гимнастика.

Закрепление словаря по теме. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Снятие зрительного напряжения.

Су-джок шарик. Схемы артикуляционной гимнастики. Игровой персонаж.

61 занятие      (_________________)

Гимнастика для пальцев с прищепками «Зоопарк», «Веселый зоопарк», «В зоопарке», «Мишки», «Слон».

Гимнастика с су-джок колечками «Зоосад»

Дыхательная гимнастика «Кто спрятался в зарослях?»

Активизация словарного запаса. Совершенствование фонематических процессов. Развитие речевого дыхания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Су-джок колечки. Игровой персонаж.

62 занятие  (_________________)

Гимнастика для пальцев с прищепками «Зоопарк», «Веселый зоопарк», «В зоопарке», «Мишки», «Слон». Гимнастика с су-джок колечками «Зоосад».

Дыхательная гимнастика «Кто спрятался в зарослях?»

Активизация словарного запаса. Совершенствование фонематических процессов. Развитие речевого дыхания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Су-джок колечки. Игровой персонаж.

63 занятие     (_________________)

Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Массаж пальчиков «Катаем ежики ». Массаж пальчиков грецким орехом.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики. Развитие слухового внимания. Развитие силы и динамики голоса.

Сухой бассейн. Су-джок шарики. Грецкие орехи.

Схемы артикуляционной гимнастики.

64 занятие     (_________________)

Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Массаж пальчиков «Катаем ежики ». Массаж пальчиков грецким орехом.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Совершенствование мелкой моторики. Развитие слухового внимания. Развитие силы и динамики голоса.

Сухой бассейн. Су-джок шарики. Грецкие орехи.

Схемы артикуляционной гимнастики.

65 занятие    (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Ручки мыли?»

Массаж «Мы погладим наши пальчики».

Массаж «Сильные пальчики». Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма.

Катушки и нитки. Су-джок шарики. Схемы артикуляционной гимнастики.

66 занятие    (_________________)

Пальчиковая гимнастика «Ручки мыли?»

Массаж «Мы погладим наши пальчики».

Массаж «Сильные пальчики». Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Совершенствовать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма.

Катушки и нитки. Су-джок шарики. Схемы артикуляционной гимнастики.

67 занятие    (_________________)

Массаж пальчиков карандашами.

Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».

Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

Артикуляционная гимнастика.

Закрепление понимания слов, обозначающих признаки предметов. Развивать эмоционально – выразительные жесты и мимику.

Колечки из су-джок шарика. Шестигранные карандаши. Схемы артикуляционной гимнастики.

68 занятие   (_________________)

Массаж пальчиков карандашами.

Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».

Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

Артикуляционная гимнастика.

Закрепление понимания слов, обозначающих признаки предметов. Развивать эмоционально – выразительные жесты и мимику.

Колечки из су-джок шарика. Шестигранные карандаши. Схемы артикуляционной гимнастики.

69 занятие    (_________________)

Массаж су-джок шариком «Жук жужжит в железной банке», «Комары, комары!», «Муха,Муха-Цокотуха». Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для глаз «Стрекоза». Подвижная игра «Бабочка».

Формирование интереса к объектам и явлениям природы. Обогащение словарного запаса. Совершенствование мелкой моторики. Активизация движений речевого аппарата. Координация речи с движением.

Схемы артикуляционной гимнастики.

70 занятие     (_________________)

Массаж су-джок шариком «Жук жужжит в железной банке», «Комары, комары!», «Муха,Муха-Цокотуха».

Гимнастика для глаз «Мотылек».

Подвижная игра «Бабочка».

Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в стихотворениях. Расслабление глазных мышц.

Схемы артикуляционной гимнастики.

71 занятие   (_________________)

Массаж су-джок шариками «Уронило солнце лучик золотой», «Ежик очень удивился». Массаж шестигранными карандашами «Белая ромашка», «Синий-синий василек».

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для глаз «Гвоздика».

Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика. Развитие глазных мышц. Развитие координации движений.

Су – джок шарики. Шестигранные карандаши. Схемы артикуляционной гимнастики.

72 занятие    (_________________)

Массаж су-джок шариками «Уронило солнце лучик золотой», «Ежик очень удивился». Массаж шестигранными карандашами «Белая ромашка», «Синий-синий василек».

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для глаз «На лугу».

Подвижная игра «Одуванчик».

Обогащение речи прилагательными. Развитие моторики рук. Развитие слухового внимания. Расширение пассивного и активного словаря. Развитие двигательной памяти. Выработка направленной воздушной струи.

Су – джок шарики. Шестигранные карандаши. Схемы артикуляционной гимнастики.

.

Приложение 2

Диагностика мелкой моторики

   Цель диагностики: Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии .

        Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

        Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

        Обработка и анализ результатов:

0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

        Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

        Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

        Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 3-4 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.

6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3 блок.

Работа с бумагой

1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание

1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей дошкольного возраста" (по Цвынтарному В.В.)

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи у детей дошкольного возраста

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждый комплекс разучивается в течение  одной неде...

«Су-Джок терапия в работе с детьми по развитию речи».

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ — это эффективный метод профилактики и лечения болезней. В1986 году в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о данной методике, разработанной южно-...

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста".

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста"....

Конспект занятия "Виды общения" по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте  я познакомила детей с невербальными  средствами общения(мимика,жесты),попробовали с ребятами пообщаться  ,используя жесты,при помощи интонации,поиграли  в игру....