Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пшенникова Анастасия Борисовна

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Непосредственная образовательная область «Речевое развитие».

Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Задача: обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий

Развивающие цели:

1.        Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.

2.        Формировать связную монологическую речь с использованием графических схем.

3.        Продолжать совершенствовать умение у детей вести беседу по содержанию литературного произведения.

4.        Развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию.

5.        Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (до слов «И утенок ушел. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за его безобразие»). Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (чтение, рассказывание сказки воспитателем, просмотр мультфильма).

Лексико-семантическая работа:

Суровая (зима) – очень холодная, морозная.

Чудо – внезапная радость, волшебство.

Отражение – это то, что можно увидеть в зеркале или в воде, когда в него смотришь.

Оборудование: книга –сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»; наборное полотно (или магнитная доска, магниты); графические схемы для пересказа; адаптированный текст последней части сказки; игрушка кукла-хозяюшка; корзиночка со снежинками; магнитофон с записью голоса Снежной; мяч. королевы.

Ход занятия

Появляется кукла-хозяюшка.

Хозяюшка: Если отгадаете мою загадку, то узнаете, какие это яйца: куриные или утиные.

Маленький, желтенький,

Пушистый и смешной,

Плавает на речке

День – деньской.

Дети: Это утенок. А яйца утиные.

Кукла-хозяюшка снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки.

Хозяюшка: Кто же это зло так пошутил, яйца в снежинки превратил?

Снежная королева (голос): Ха-ха-ха! Это я –Снежная королева. Не люблю все живое, люблю все холодное, ледяное. Это я превратила яйца в снежинки, а одного птенца, который уже вылупился, - в гадкого утенка. Навсегда он таким и останется, ведь ему некому помочь.

Воспитатель: Ребята, мы с вами как раз читает сказку «Гадкий утенок». Как вы думаете, ка смогла Снежная королева попасть к нам?

Дети: Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал писатель-Г.Х. Андерсен.

Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Гадкий утенок». Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Давайте ему поможем?

Дети: Да.

Хозяюшка: Как интересно, а можно мне остаться и послушать сказку?

Дети: Да, можно.

Воспитатель: Посмотрите на схему помогалочку и вспомните, как начиналась история гадкого утенка.

Воспитатель выставляет на наборное полотно (магнитную доску) схему №1.

Воспитатель: Какие вылупились у нее утята?

Дети: все утята были маленькие, хорошенькие, желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серы и некрасивый.

Воспитатель: Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку?

Дети: Куры, утки, индюки и петухи называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, плевали и толкали его, не пускали его к еде.

Воспитатель: Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал?

Дети: Все обижали утенка. Вот он и убежал. Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда.

Воспитатель: Наши пальчики покажут, как это было.

Пальчиковая гимнастика:

Много маленьких утят

Поклевать еду хотят.

Зерен, крупки и жучка

И, конечно, червячка. (по очереди соединяют большой палец с другими пальцами, начиная с указательного (сначала на правой, потом на левой руке).

Одного утенка обижали (дети грозят пальчиком)

И к еде не допускали. (стучат кулачками)

Он взлетел на забор,

И покинул птичий двор. (машут ладонями, как крылышками)

Снежная королева (голос): Удалось гадкому утенку убежать с птичьего двора. Но уж с болта ему не выбраться. Ха-ха-ха!

Воспитатель: Ну, это мы еще посмотрим. Вспоминайте, ребята, сказку дальше.

Воспитатель выставляет на наборное полотно (магнитную доску) схему №2.

Воспитатель: Как отнеслись к утенку дикие утки, которые жили на болоте? Почему?

Дети: Диким уткам утенок не понравился, потому что он был не красивым.

Воспитатель: Кого испугался утенок?

Дети: Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничей собаки, которая подбежала к нему.

Воспитатель: Что сделал утенок после встречи с собакой?

Дети: утенок долго прятался, потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам.

Воспитатель: Много натерпелся птенец. Закройте глаза и представьте себя этим утенком.

Этюд «Стань иным»

Воспитатель: Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что вы чувствовали, когда были утенком? (ответы детей)

Снежная королева (голос): Выбрался гадкий утенок с болота, но это еще не все. Отдам его на съеденье коту. Ха-ха-ха!

Воспитатель: Сильна Снежная королева. Но наши ребята сильнее. Вспоминайте, что было дальше? Выставляет на наборное полотно (магнитную доску) схему №3. Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок?

Дети: В бедной избушке жила старушка с котом и курицей.

Воспитатель: Почему старушка решила оставить утенка?

Дети: Старушка решила, что это утка, которая будет нести ей яйца.

Воспитатель: Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему?

Дети: Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными.

Воспитатель: Почему ушел утенок?

Дети: Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит.

Снежная королева (голос): Опять вы утенку помогли, по сказке провели. Ну ничего, я его сейчас заморожу – зиму на него напущу!

Воспитатель: Что же делать? Мы не читали коней сказки, и если не узнаем, что случилось дальше, утенка нам не спасти.

Хозяюшка: Так вот же книга. Дочитайте сказку и не забудьте рассказать ее конец. Уж очень мне нравятся схемы-помогалочки.

Воспитатель: Сейчас мы с вами прочитаем конец сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Слушайте внимательно.

«Убежал утенок на озеро. Он плавал и нырял, но так и не нашел себе друзей.

Наступила зима – холодная-прехолодная. Утенок совсем замерз. Много бед случилось с ним за эту суровую зиму.

Наконец пришла весна. И тут случилось чудо. Утенок увидел целую стаю прекрасных птиц. Это были лебеди. Утенок по-прежнему считали себя гадким и безобразным. Он поплыл к чудесным птицам, чтобы они заклевали его.

Бедняжка низко опустил голову и вдруг увидел в воде свое отражение. Он стал таким же прекрасным лебедем, как эти великолепные птицы. На берег прибежали дети. Они увидели его и закричали: «Новый лебедь лучше всех. Он красивый и молодой». А лебедь думал: «О таком счастье я и не мечтал, когда был гадким утенком».»

Дидактическая игра «Какой, какая, какие» с мячом: Воспитатель: Какая была зима? (суровая, холодная-прехолодная). Какие были лебеди? (большие, белые, прекрасные, чудесные, великолепные). Какой был утенок в начале сказки? (огромный, серый, некрасивый)

Воспитатель выставляет на наборное полотно (магнитную доску) схему №4.

Воспитатель: Что делал утенок на озере? Нашел ли он себе друзей? (ответы детей)

Что случилось с утенком зимой? (ответы детей)

Кого увидел утенок весной? (ответы детей)

Как бедняжка узнал, что он стал прекрасным лебедем? (ответы детей)

Что кричали дети, которые прибежали на берег? (ответы детей)

Какими словами заканчивается сказка? (ответы детей)

Повторное чтение отрывка сказки воспитателем. Пересказ отрывка детьми с использованием схемы №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое счастье?

Дети: Это когда тебя все любят. Когда вокруг друзья. Когда все здоровы.

Снежная королева (голос): Мне вас не победить. Уж слишком вы умные, дружные и счастливые. Прощайте!

Хозяюшка: Все кончилось очень хорошо. Вы молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическ...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Педагогическое мероприятие поможет педагогам обучить воспитанников связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событи...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...

Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»

Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Технологическая карта занятия (пересказ произведения).: Чтение сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”

Пересказ произведения в ходе чтения сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок», дидактическая игра “Расставить сюжет в хронологическом порядке”, дидактического упражнения...