Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голод Алена Анатольевна

Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_proppo.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 85

комбинированного вида Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Конспект

занятия по развитию речи

через ознакомление с художественной литературой

в старшей группе

«Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»

Составила воспитатель:

Голод

Алена Анатольевна

I квалификационная категория

2020 год

Цель: обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к произведениям художественной литературы

Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев.

Образовательные:

Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Развивающие:

Развивать связанную монологическую речь с использованием графических карточек Проппо

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гадкий утёнок». Просмотр мультфильма «Гадкий утёнок»

 Демонстрационный материал:

Презентация Power Point, карточки Проппо

Ход непрерывно образовательной области

Этапы деятельностного подхода

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

- Доброе утро ребятки!

Давайте подготовим наши язычки к работе.

Артикуляционная гимнастика «Волк и три поросенка»

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы.

Обходил вокруг дома

Белил потолки.

Строил мостики, забивал гвозди.

А его глупые братья сдували одуванчики.

В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков.

Поросята испугались и побежали к брату.

А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел.

Зашипел кипяток в котле, обжег Вол­ка.

Доброе утро!

Выполняют движения языком «Почистим зубки»

«Круговые движения языка»

«Маляр»

«Грибок», «цоканье»

«Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи»

«Кто дальше загонит мяч»? «Фокус» - щеки не раздувать

«Цоканье»

«Чашечка»

«Ш-ш-ш-ш-ш»

Проблематизация

Ребята, повернитесь лицом к своему, посмотрите внимательно друг на друга. Задание:

 «Поднимите руки вверх только те, …»

-у кого голубые глаза

- светлые (темные) волосы

-у кого имена содержат букву А

- у кого встречается одинаковый цвет в одежде

- кто родился летом, зимой, весной, осенью

- у кого есть брат (сестра)

- кому исполнилось 6 лет

- у кого есть друзья

У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не мешает вам иметь друзей. А если мы будем работать дружно то добьёмся хороших результатов. Интересно ли вам самим исследовать и открывать новое? Кем вы будете на занятии – исследователями или слушателями - зависит от вас.

-В нашей книге Г.Х Андерсена пропала сказка.

- Предлагаю вам угадать и помочь найти пропавшую сказку.

- Вы готовы помочь?

Выполняют задание

Ответы детей

Ответы детей

Целеполагание

 -Чтобы помочь книге , нам нужно выполнить задания из конверта.

-Мы сможем помочь, если будем дружными.

Внимательно слушают

Планирование будущей деятельности

- Пересказывать сказку нам будут помогать картинки.

- После каждой картинки на магнитную доску я буду вешать карточку Проппо, так мы с вами продолжим знакомство с карточками Проппо. Потом по ним мы с вами сможем пересказать сказку.

Реализация плана

Отгадайте , пожалуйста, загадку:

-В детстве все над ним смеялись,

 Оттолкнуть его старались:

 Ведь никто не знал, что он

 Белым лебедем рожден.

           (Гадкий утёнок)

- Вы догадались, что это за сказка?

- Напомните мне, пожалуйста, кто написал эту сказку?

- Давайте мы с вами вспомним сказку «Гадкий утенок»

 

- Посмотрите на картинку. Расскажите мне, что произошло под большим лопухом?

        

 «Под большим лопухом мама утка высиживала яйца

Шесть утят вылупилось и она ждала седьмого.

Прошла мимо старая гусыня и насмешливо посоветовала утке бросить яйцо. »

На магнитной доске воспитатель вывешивает карточку Проппо «»№1 Жили-Были»

Картинка №2

«Мама утка решила высидеть яйцо.

Когда птенец вылупился он оказался большим и серым.

Мама утка повела свой выводок на птичий двор.

Куры, гуси и индюки толкали и клевали утёнка.»

Карточка Проппо «№8 Враг начинает действовать»

 Физкультминутка

Вот под елочкой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкали.

Картинка №3.

«На следующий день утёнок знакомиться с котом.

Кот обижает маленького утёнка.

Бедный утёнок не выдержал обид и убежал со двора.»

Карточка Проппо «№ 5 Герой покидает дом»

Картинка №4.

«Утёнок очутился на озере, где жили дикие утки.

Вдруг раздался  страшный грохот. Это были охотники.

Оставшиеся в живых утки полетели к другому берегу.

Утёнок долго сидел в камышах. Наконец он встал и побежал.»

Карточка Проппо «№11 Спасение от преследования»

Картинка №5.

«Вскоре утёнок очутился у порога маленькой избушки.

В углу дремал старый кот и разгуливала большая курица.

Кот и курица не приняли утёнка, потому что он не умел нести яйца.

Кот и курица прогнали утёнка.»

Карточка Проппо «№19 Герою дают сложное задание.»

Картинка № 6.

 «Утёнок снова оказался на улице.

Шёл снег с дождём. Утёнку было очень холодно.

Вдруг утёнок увидел необыкновенно красивых белоснежных птиц.

Прекрасные лебеди улетели и утёнок остался один.»

Карточка Проппо «№6 Появление друга помощника»

Картинка №7.

«Много бед выпало на долю утёнка.

Но когда пришла весна, снег растаял и по озеру поплыли сказочные белые птицы.

Утенок решился плыть им навстречу, склонил голову и в блестящей гладкой  и увидел прекрасного белого лебедя.

Лебеди полюбили утёнка как родного, а люди говорили, что прекраснее птицы не найти.»

Карточка Проппо «№ 21 Герою дается новый облик»

Ответы детей

Сказка  «Гадкий утенок»

Ганс Христиан Андерсен

Смотрят на экран рассказывают 1 часть

Смотрят на экран, рассказывают 2 часть

Встали

Прыгают

Хлопают над головой

Повороты туловища влево-вправо

Наклоны туловища влево-вправо.

Хлопают над головой

Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают

Смотрят на экран, рассказывают 3 часть.

Смотрят на экран, рассказывают 4 часть

Смотрят на экран, рассказывают 5 часть

Смотрят на экран, рассказывают 6 часть

Смотрят на экран, рассказывают 7 часть

Рефлексия

- Посмотрите, какая у нас получилась схема из карточек Проппо. Теперь они нам помогут пересказать сказку без картинок. А может быть и составить свою сказку.

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале нашего занятия. Справились ли мы с ними?

- Как вы думаете, помогли мы книге найти сказку?

— Андерсен хотел научить нас быть такими же, как его герои.

-Какими?

 -Спасибо, вам ребята за занятие. Я вами очень горжусь, что вы работали дружно.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...