конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Зимние напевы"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Погожева О. И.

Рассматривание картины И.И.Шишкина "Зима" и беседа по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_napevy.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

                               Конспект НОД  

               по развитию речи и ознакомлению

                  с художественной литературой.

                              «Зимние напевы»

                                                (старшая группа)

Тема НОД: «Зимние напевы, беседа и рассматривание картины И. И.  Шишкина «Зима».

Программное содержание:

-вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;

-развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительной живописи: цветосочетания зимнего  состояния  природы, вызывающие соответствующие им настроения; композиционные построения картин;

-развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, в музыке, поэзии, художественной прозе;

-обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами;

Материалы: репродукции картин, музыкальные произведения на тему зимы.

Подготовительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями  сезона, рассматривание репродукций картин зимы, разучивание стихов и пение песен.

Ход НОД:

Дети свободно сидят перед стендом, на котором помещена картина (она пока закрыта).

Воспитатель: Вот и отшумела ярко – желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Ветер гонит бесконечные гряды туч. Короткие серые дни, похожие  друг на друга, леса стоят полупустые , «грустят по птичьим голосам», но…

…Вот ветер тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.  

                                         А. С. Пушкин

Начинает зиму декабрь. Его в народе прозвали «студень», «стужайло». Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течении одной часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение.

Включается музыкальное произведение

Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам вновь становится радостно, весело и празднично.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает. Ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, беспробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.

                           И. Суриков

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березы и ели,

Месяц меж тучек над полем сияет,

Бледная тень набегает и тает.

Мнится мне ночью: меж белых берез

Бродит в туманном сиянье мороз.

                                            И. Бунин

 Вот так по – разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо -  унылую, печальную. 

Засиделись мы с вами. Давайте «прогуляемся по лесу»:

Выпал беленький снежок                                        подняли руки вверх

Собираемся в кружок.                                             руки на пояс

Снег, снег, белый снег                                            руки вверх, опускаем

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши                                            грозим пальцем

Ловим снег                                                               хлопок в ладоши

Руки в стороны, по швам

Хватит снега вам и нам.

   « Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там  свою волшебную картину исправит. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их зима тоже в белые шубы одела.

   Вспыхнули, засветились снега. Синие. Красные. Зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок…в воздухе тоже заискрились. Заплясали разноцветные огоньки.

   Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы…- глаз оторвать не может…»

                                                                       Г. Скребицкий. Четыре художника

Вот такую картину нарисовала зимушка – зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно)

-Так о чем же нам рассказал художник?

Дети: о зиме в лесу.

Воспитатель:  Что покорило и порадовало автора?

Дети: Красота зимнего леса.

Воспитатель:  Какой же это лес?

Дети: Старый, дремучий лес.

Воспитатель: Почему вы решили, что это старый и дремучий лес. Посмотрите на ели. Что можно сказать о них?

Дети:  Высокие, с огромными стволами.

Воспитатель:  А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

Дети: стволы упавших деревьев.

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник нарисовал лес таким, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?

Дети: Снег в лесу.

Воспитатель: Холодно, морозно. Все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес.

Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот?

Дети: Картина тихая, спокойная.

Воспитатель: Тишина! – шепнула белая поляна.

                        Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.

                        За стволами зыбь молочного тумана

                        Окаймила пухлую постель.

                                                         С. Черный

Полюбуемся картиной, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (прослушивание отрывка из пьесы А. Вивальди «Зима»)

Понравилась ли вам музыка?

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. На этом наше путешествие по зимнему лесу закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»

Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой на тему: «Пересказ русской народной «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно &ndash...