Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Рассказывание по картине "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кожевникова Алёна Алексеевна

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная  коммуникативная  функция языка и речи. Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_koshka_s_kotyatami.doc54.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 22»

http://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/images/5e4dcabc8bc0edab372e814452bf948c.jpg

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «КОШКА С КОТЯТАМИ»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Форма организации деятельности: занятие

Возрастная группа: общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

Бугуруслан – 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список используемой литературы

12


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная  коммуникативная  функция языка и речи.

Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

2. Образовательная деятельность (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

11.

Ф.И.О. педагога

Кожевникова Алёна Алексеевна

22.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

33.

Виды деятельности детей

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Познавательно-исследовательская (обследование объектов окружающего мира)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения)

Двигательная

44.

Форма организации деятельности

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

11.

Тема образовательной деятельности

«Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

22.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба героя- помочь решить проблему;

-рассматривание выставки картин «Домашние животные и их дененыши»;

-отгадывание загадки.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-рассматривание картины «Кошка с котятами»;

-игра малой подвижности «Продолжи предложение»;

-физминутка «Кошкина зарядка»;

-артикуляционная гимнастика «Кошка».

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- составление рассказа по картине «Кошка с котятами»;

-рассказ детей о своем питомце;

-интерактивная игра «Котёнок»;

-закрашивание раскрасок «Котята».

4. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

-рефлексия.

33.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Познавательное: поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (оргмомент «Станем рядышком по кругу», помощь героя помочь решить проблему, выставка картин «Домашние животные и их детеныши», интерактивная игра «Котята».

Художественно-эстетическое: закрашивание раскрасок «Котята».

Физическое: игра малой подвижности «Продолжи предложение», физминутка «Кошачья гимнастика», артикуляционная гимнастика «Кошка».

44.

Возрастная группа:

общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

55.

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами» вместе с воспитателем и самостоятельно.

66.

Задачи:

-формировать умение внимательно рассматривать картину;

-формировать умение активно участвовать в беседе;

-формировать умение составлять описательный рассказ по картине;

-упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);

-активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;

-расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

-развивать умение согласовывать слова в предложении;

-развивать умение согласовывать речь с движением;

-развивать психические функции: воображение, внимание, память;

-развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около);

-воспитывать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;

-воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.

- Словарная работа: кошка, котята, белолапый, белогрудый, полосатый, предлоги «за», «около», «возле».

.7.

Планируемые результаты: 

-дети научились составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами» вместе с воспитателем и самостоятельно.

- ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

- действует рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника;

- общается в диалоге с воспитателем;

-выполняет простейшие действия (с помощью воспитателя);

88

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Речевой центр: проектор, демонстрационный экран, ноутбук, колонки; магнитная доска, выставка картин «Домашние животные и их детеныши»; зеркала; мяч.

Центр изобразительного искусства: раскраски «Котята».

99

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

Чтение стихотворений и рассказов о домашних животных;

Отгадывание загадок о кошке;

Игровые упражнения «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка»;

Лепка «Кошка».


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

15 мин.

II

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

7 мин.

11.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Воспитатель вместе с детьми входит в группу и приветствует гостей).

В.: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся.

Д.: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!

В.: Внимание! Внимание! Дети! Гости!

Чудеса сейчас придут,

Интересно будет тут!

(На экране появляется Незнайка)

В.: Ребята, посмотрите, кто нам звонит по видеосвязи?

Н.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка! Знайка дал мне задание составить рассказ по картине. А по какой именно не сказал, только отправил меня к моему другу художнику Тюбику на его выставку картин. Помогите мне, ребята. И тогда я всем докажу, что я этот…великий писатель!

В.: Ребята, поможем, нашему гостю?

Д.: Да, поможем.

(Дети вместе с воспитателем подходят к выставке картин «Домашние животные и их детеныши).

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

11.2

Мотивация деятельности детей

В.: Ребята, посмотрите на картины и скажите, кто на них изображен?

Д.: Корова и теленок, овца и ягненок, лошадь и жеребенок, свинья и поросёнок, собака и щенок, кошка и котёнок, кролик и крольчонок, коза и козленок.

В.: Ребята, скажите, а что объединяет эти все картины?

Д.: На картинах показаны домашние животные и их детеныши.

В.: А как вы думаете, как Тюбик назвал свою выставку?

Д.: «Домашние животные и их детеныши».

В.: Верно, ребята. Здесь так много картин, как же нам узнать, какая именно нужна Незнайке? Вот задача! Незнайка, скажи, может тебе Знайка оставил какую-нибудь подсказку, а ты нам забыл её сказать?

Н.: И правда, совсем забыл! Знайка же загадал мне загадку – послушайте её:

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

Д.: Это кошка.

Выставка картин «Домашние животные и их детеныши»

   

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

11.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Ребята, как вы думаете, какая картина нам нужна, чтобы мы могли помочь Незнайке?

Д.: «Кошка с котятами».

В.: Ребята, я предлагаю вам присесть на стульчики.

III.

Основная часть:

Презентация ситуации.

Выявление проблемы.

Научить детей составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами»

7 мин.

22.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

(Дети занимают своё место на стульчиках. На экране появляется картина «Кошка с котятами»)

В.: Ребята, эта картина называется «Кошка с котятами». Достаньте свои бинокли и внимательно рассмотрите эту картину.

(на фоне аудиозаписи дети вместе с воспитателем описывают картину)

В.: Кто нарисован на картине?

Д.: Кошка и котята.

В.: Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.

Д.: Кошка большая, серая, полосатая, с белой грудкой, пушистая, добрая. Она ласково смотрит на своих котят.

В.: Скажите, сколько у неё котят?

Д.: Три котенка.

В.: Что делают котята?

Д.: Играют около мамы.

В.: Скажите, какой этот котенок? (показ)

Д.: Котенок рыжий, у него белые лапки и мордочка.

В.: Что он делает?

Д.: Лакает молоко.

В.: Какого вы еще котенка видите?

Д.: Серого с белой грудкой.

В.: Что можно про него сказать?

Д.: Он весело играет с желтым клубком за мамой.

В.: Расскажите про третьего котенка. Какой он и чем занят?

Д.: Котенок серый полосатый. Он спит рядом с мамой.

В.: Молодцы, ребята. Вы верно описали картину, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Продолжи предложение».

(Дети встают в круг)

В.: Закончите предложение у кошки хвост, а у котенка…

Д.: хвостик.

В.: К кошки глаза, а у котенка…

Д.: глазки.

В.: У кошки уши, а у котенка…

Д.: ушки

В.: У кошки лапы, а у котенка…

В.: лапки

В.: У кошки когти, а у котенка…

Д.: коготки.

В.: Молодцы, а теперь проведем физминутку.

В.: Вот мы отдохнули, а теперь продолжим работу. Присядьте на стульчики. Проведем гимнастику для язычка «Кошка».

СЛАЙД 6

Мяч

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Зеркала, СЛАЙД 9

22.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В.: Ребята, послушайте мой рассказ.

Картина называется «Кошка с котятами». Кошка большая серая, полосатая, белогрудая. Она ласково смотрит на своих котят. У кошки-мамы три котенка – один рыжий, второй серый, а третий полосатый. Рыжий котенок лакает молоко из блюдца. Серый котенок весело играет с клубком ниток. А третий, полосатый котенок, свернулся клубочком и спит около мамы. Всем – кошке и котятам хорошо и радостно.

В.: Ребята, кто хочет представить нам свой рассказ?

(2-3 ребенка составляют рассказ по картине)

В.: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Скажите, у кого есть кошка? Как её зовут? Что вы можете о ней нам рассказать?

(Рассказ детей о своем питомце)

В.: Незнайка, а у тебя есть котенок?

Н.: Нет, у меня его. А мне так хочется, завести красивого, пушистого, доброго, игривого котенка.

В.: Ребята, я вам предлагаю подарить котёнка Незнайке. Посмотрите на экран.

(Дети выбирают цвет шерсти и глаз котенка, ошейник и аксессуар).

В.: Опишите котенка, который у вас получился.

(Дети описывают котенка)

Н.: Ребята, какой красивые котенок. Я так давно о нем мечтал. Спасибо вам за такой подарок.

В.: Ребята, как вы считаете, справились ли мы с заданием Незнайки?

Д.: Да, справились.

Н.: Вот так спасибо, ребята за помощь! Без вас я бы точно не справился. Побегу скорее к Знайке, уверен, что ему понравится рассказ и мой котёнок. До свидания, ребята!

Д.: До свидания, Незнайка.

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12 (сразу)

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14 (сразу)

СЛАЙД 15

IIII.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Выдвижение новых проблем.

1 мин.

33.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 (Воспитатель оценивает отдельных ребят, которые в течении занятия активно работали)

В.: Ребята, скажите, кому мы сегодня оказали помощь?

Д.: Незнайке.

В.: Ребята, скажите, где мы сегодня были?

Д.: На выставке картин художника Тюбика

В.: Что мы делали на занятие?

Д.: Составляли рассказ по картине.

В.: Как называется картина?

Д.: «Кошка с котятами».

В.: Закончите предложение, сегодня я узнал…

Д.: как составить рассказ по картине.

В.: Кому вы расскажете о нашем занятии?

Д.: Маме, папе, бабушке, дедушке, сестричке (брату), друзьям.

В.: Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

И раскраску подарить.

В.: А теперь я предлагаю вам устроить нашу выставку «Котята». У вас на столах лежат раскраски и карандаши. Изобразите котёнка своей мечты. Спасибо, ребята за работу.

(Дети переходят в самостоятельную деятельность)

Раскраски, цветные карандаши.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд. , дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2014.- 272с. – (Развиваем речь).

МАДОУ «Д/с №22», г. Бугуруслан, Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Водичка, водичка…» (развитие культурно-гигиенических навыков)

Предлагается конспект занятия в первой младшей группе по развитию культурно-гигиенических навыков, в котором решаются задачи:Образовательные задачи: Учить правильно называть предметы туалета. Расширят...

Конспект образовательной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Птицы Прибайкалья»

Технологическая карта организованной образовательной деятельностипо развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: Птицы ПрибайкальяЦель: создание ус...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Кошка с котятами»

Программное содержание: формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план....