Конспект занятия по развитию речи "Посуда" (описательный рассказ)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Давыдова Милена Васильевна

Образовательные задачи:

  • Учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему.
  • Учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.
  • Учить детей образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка).
  • Уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т. д.).

Развивающие задачи:

  • Развивать умение отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.
  • Формирование ответственного отношения к выполнению задания, стремление доводить начатое дело до конца.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rr_posuda_srednyaya.docx96.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Посуда»

(составление описательного рассказа по схеме) средняя группа

Образовательные задачи:

  • Учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему.
  • Учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.
  • Учить детей образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка).
  • Уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т. д.).

Развивающие задачи:

  • Развивать умение отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.
  • Формирование ответственного отношения к выполнению задания, стремление доводить начатое дело до конца.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Предварительная работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т. А. Ткаченко)  Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды.

Дидактические игры: «Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати» «Четвертый лишний»

Оборудование и атрибутика: схема-модель для составления рассказа (Т. А. Ткаченко).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте эти строки… Из какой они сказки?

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.

И бежит сковорода:

-Вы куда, куда, куда?

Чашки, да ложки стучат по дорожке.

Воспитатель: Что произошло у Федоры (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда?

Дети: Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала

Воспитатель: Ребята, у Федоры много посуды разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете?

Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.

Проводится подвижная игра «Разложи Федорину посуду»

Воспитатель выставляет 3 значка-картинки«чайник»«стол»«плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

Из общего количества посуды дети раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.

Проводится дидактическая игра «Что где находится»

Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме:

Чай - …в чайнике

Кофе - …в кофейнике,

Молоко -. в молочнике

Масло - … в масленке

Соль – …в солонке

Сахар - …в сахарнице

Хлеб - …в хлебнице

Конфеты - …в конфетнице

Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А теперь мы расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками (поворачивает схему к детям).

detsad-142152-1507466460.jpg

Воспитатель: Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.

Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы, сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать

Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко (с помощью воспитателя)

Воспитатель: Вот, какие вы молодцы! А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?

Дети: Отгадаем

Воспитатель:

Сел за стол я и копаю

Маленькой лопаткою

Инструмент я окунаю

В борщ, в повидло сладкое.

Что лопатка зачерпнет

Отправляю прямо в рот

Кашу, торт, бульон, окрошку,

Знают все, что это …. ЛОЖКА

Для нас она необходима

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ

На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу

Картошку, бульоны,

Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ

Воспитатель:

Помогать готова всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Благодарны мы посуде,

И ее за это будем

За собою убирать

Чисто мыть и протирать!

Итог организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Вспомните, о чем мы сегодня говорили?

Что больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Конспект занятия по развитию речи по рассказу Н. Калининой «Разве так играют?»

Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.Грамматика. Уп...

Конспект занятия по развитию речи «Описательный рассказ по картине»

учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег», «зима», «снежинки»; продолжать учить...