«Развитие речи дошкольников через проектную деятельность»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

Статья на тему:  «Развитие речи дошкольников через проектную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verbitskaya-razvitie_rechi_cherez_proekt.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Вербицкая

МБДОУ «ДСКВ №118» г.Братск

 «Развитие речи дошкольников через проектную деятельность»

Известный философ Людвиг Витгенштейн сказал: «Границы моего языка-это границы моего мира». Мы используем речь как способ передачи своих мыслей. Устная речь по праву считается одной из главных потребностей и человека. Именно речь отличает нас от других представителей живого мира. Непосредственно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Именно в дошкольном возрасте начинают проявляться недостатки речевого развития детей, а также индивидуальные особенности.

Проблема развития речи особенно важна, поскольку речь уходит из жизни детей. Такая критическая ситуация связана с множеством причин, таких как:

- ухудшение общего состояния здоровья детей;

- значительное снижение «живого» общения родителей и детей

- мировое снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в развитии речи проявляющиеся в желании к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо равнодушии к ней.

Развитие речи – творческий, иногда сложный процесс. Важно вести целенаправленную, а также педагогическую работу.

Применение проектных методов в образовательном процессе, способствуют повышению развития речевой деятельности у детей, способствует формированию грамматической основы.

Проект понимается как самостоятельная и коллективная, творчески завершенная работа с социально значимым результатом. В основе любого проекта лежит проблемная ситуация, для ее решения необходимо провести исследования в различных направлениях, результаты которых суммируются и объединяются в единое целое.

Метод проекта также является уникальным инструментом для обеспечения сотрудничества детей и взрослых, совместного творчества, способа реализации персонально-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различные сферы образования.

Применение технологии проектов помогает в работе по данному направлению, поскольку является эффективным способом развития, личностно - ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Известно, что у детей существует потребность в новых впечатлениях лежащих в основе возникновения поисковой и исследовательской деятельности, направленных на изучение окружающей действительности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок. Такая деятельность способствует обогащению словаря, развитию устной речи дошкольников. Мир открывается детям через опыт их переживаний, ощущений и действий. Растущие дети продолжают познавать мир с помощью органов осязания, вкуса, обоняния, зрения, слуха и движений тела. Каждый раз они радуются даже незначительным открытиям.

Применение технологии проектов не только подготовит ребенка к жизни в будущем, но и поможет организовать жизнь сейчас.

Метод проектов настолько хорош, что позволяет решить ряд проблем, одним из которых является развитие речи.

В образовательном процессе дошкольных учреждений метод проекта становится все более востребованным. Суть этого метода определяется как способ достижения дидактической цели путем детального разбора проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленной как конечный продукт.

Используются различные формы, приемы и методы работы над проектами: индивидуальная работа, игровые, визуальные, визуально-действенные методы, изготовление игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровая ситуация, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа, консультации, оформление папок-передвижек, родительские собрания.

Известные отечественные педагоги Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования [1]. Стратегия поведения воспитателя должна быть следующей: отследить возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать детей в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Еще К. Д. Ушинский выделил цели развития речи детей при первоначальном обучении детей родному языку. Первая - развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель - учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму[2]. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. При поиске методов, которые бы позволили ли развивать литературную речь и позволяющих обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, а так же построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей, является метод проектирования. В соответствии с ФГОС ряд примерных программ рассматривают проектную деятельность, как одну из форм совместной деятельности.

Сущность проектной деятельности в системе дошкольного образования состоит в том, что ребенок еще не готов самостоятельно находить противоречия в окружающей среде, формулировать проблему, определять идею. Поэтому в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения деятельность проекта носит характер сотрудничества, в ней принимают участие дети и воспитатели, а также родители.

Исследовательская деятельность считается особым видом интеллектуально-творческой деятельности дошкольников на основе поисковой активности, а также на базе исследовательского поведения. Это активность детей, направленная на изучение и понимание устройства предметов и объектов, связей между явлениями окружающей действительности, их упорядочение, систематизацию.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понимать, что проектные методы, и методы исследовательского обучения полезны в работе с детьми дошкольного возраста. С точки зрения методологии важно учитывать, что метод проектирования заключается в составлении четкого плана исследования, требующий четкой постановки и осознания изучаемой проблемы, формулирования гипотез, их проверки по плану.

Применение проектного метода в учебной деятельности как одного из методов комплексного обучения детей позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, планирующей функции речи.

Литература

1. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. –№5-3.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -- М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

3. Леонтьева Т.А. Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности - https://multiurok.ru/files/statia-issledovatelskaia-deiatelnost-kak-sredstvo.html.

4. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 92 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад :"Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность детей и взрослых".

Работа над проектом помогает детям легче общаться между собой, развивает речь детей, обогащает словарный запас, помогает вести диалог со взрослыми и детьми....

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Рабочая программа "Развитие речи дошкольников средствами проектной деятельности" Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик» на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;- на основе ос...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность

Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

Развитие познавательного интереса и речи дошкольников через проектную деятельность.

В презентации раскрывается процесс развития познавательного интереса и речи дошкольников  через проектную деятельность по составлению нерифмованных стихотворений....

Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»...