Круглый стол в библиотеке. Тема: «Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников» .
материал по развитию речи (средняя группа)

Валентина Юрьевна Мельник

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу.  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников» .

Над этой темой я работаю первый год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка.  Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к книге.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу.  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.

Цель: Создать условия для развития связной речи детей посредствам сказкотерапии.

Задачи:

- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;

- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Формы работы:

- Чтение детям сказок.

- Беседы по содержанию сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

- Подвижные игры.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.

- Инсценировка сказок.

- Отгадывание загадок по сказкам.

-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).

По данной теме я изучаю литературу:

1.Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010

2.Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.

3.Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.

4.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь

5.В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

6.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

7.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

8.Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

9.Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

10.Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

11. Материалы Интернет-ресурс

Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки.

Суть сказкотерапии:

Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки. Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. Сказкотерапия помогает детям увидеть свои собственные проблемы и найти способы их решения. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.

В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?

В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы.

Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку  т.д.( В нашей группе собрана картотека сказок по терапии: «Рыбка Буль-буль» ( которая не хотела плыть в детский сад), «Семечка» (которая боялась покинуть свой дом-подсолнух) и многие др.

Впрочем, помочь скорректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки:

-ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;

-легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;

1.С детьми были проведены развлечение «В гости к сказке мы пойдем» педагог читала русскую народную сказку, а дети разыгрывали сценки, «Вечер загадок» в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки  и т.д.

Использую пальчиковый, настольный театр для развития мелкой моторики, инсценировки стихотворения и сказок. У детей развивается воображение, речь, мышление.

В нашей группе проводился досуг на тему: «Поход в театр». Присутствовали зрители и актеры, вход проводился строго по билетам (у каждого была своя роль). Дети не просто слушали сказку но и обучались как правильно нужно вести себя в театре, в социуме.

За время работы у нас в группе приобретены немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.  

Так же создана картотека мнемотаблиц на тему: «Русские народные сказки», дети рассматривая их смело рассказывают сказки, а так же изображают их героев.

В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках. Проведена театрализованная деятельность «Путешествие в страну сказок», «Путешествие по сказке», рисовали книжку- малышку «Нарисуем сказку».

2. Так же была проведена работа с родителями:

- подготовка и показ сказки «Буратино» для детей.

-анкеты для родителей: «Роль сказки в жизни вашего ребенка».

- было проведено родительское собрание на тему: «Театрализованные игры в семье».

-обогащение развивающей предметно- пространственной среды совместно с родителями:

 (атрибутика  для театральной деятельности, пополнение библиотеки художественной литературой, изготовление ширмы).

-консультация для родителей на тему: «Зачем детям сказки?».

-оформление папки – передвижки для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

-буклеты для родителей: «Сказка-это важно».

3. В работе с педагогами мною была подготовлена:

-консультация на тему: «Формирование личностных качеств ребенка в процессе театрализованной деятельности».

-планируется выступление с презентацией на педсовете на тему: «Организация работы с родителями по театрализованной деятельности».

Результатом применения методов сказкотерапии в обучении и воспитании детей, стало: повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети входят в контакт со взрослыми и сверстниками, ребята научились вести диалог между собой. У детей наблюдается выраженная любознательность, стремление к творческому отображению познанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников«У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и ук...

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»

      Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же т...

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

План работы по самообразованию по теме: «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников».

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психич...