Картотека речевых игр на тему "23 февраля"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Герасимова Надежда Александровна

Картотека игр на развитие речи на тему "23 Февраля" для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rech_23_fevralya.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

День защитника Отечества

  1. Защитники Древней Руси.

Цель: учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Оснащение: предметные картинки.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- А как раньше называлось Русское государство? (Русь).

Посмотри на картинки. Люди всегда защищали свою Родину от врагов, но назывались они по-другому. Менялось вооружение, одежда была не такой, как сейчас.

- Послушай слова и попробуй объяснить, почему так говорят.

- Как ты думаешь, что такое дружина? Какое слово близко к нему по произношению? (дружба, дружить). Дружиной называлось войско в Древней Руси. Состояло оно из людей, отличавшихся воинской доблестью. Во время битв в помощь дружине собиралось пешее ополчение из трудового народа.

- Как ты думаешь, что такое стрелецкое войско? Назови близкие по произношению слова (стрела, стрелок, стрелять).

 Стрельцы составили первое постоянное войско в Русском государстве, это слово происходит от слова «стрелок».

- Посмотри на картинки и скажи у кого какое оружие? У кого конь, кольчуга, пика? У кого щит, меч? У кого пищаль, сабля, топор?

  1. По порядку рассчитайсь!

Цель: учить использовать в речи порядковые числительные; учить делиться на две команды для игры.

- Каждый военный человек должен уметь рассчитаться по порядку, а нам это помогут сделать игрушки. Расставим их в ряд, а потом, дотрагиваясь до каждой игрушки, будем считать:  первый – второй; первый – второй…

Когда дети поймут, как рассчитываться, можно предложить им сделать это самим.

  1. Фамилия.

Цель: познакомить с историей русских фамилий.

- Послушай стихотворение и подумай, как произошли такие фамилии как: Хлебников, Пушкин, Стрелков, Саблин, Матросов, Воинов.

Кем был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси…

Ты слышишь часто: Кузнецов. Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов – отец отца отцова…

С пилою Пильщиков дружил, в атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих, фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них историю России…

  1. Военные загадки.

Цель: учить употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.

Оснащение: предметные картинки.

 Летит птица перната, без глаз, без крыл,

 Сама свистит, сама бьёт (стрела)

 

Ползёт черепаха – стальная рубаха,

Враг в овраг, черепаха – куда враг (танк)

Стоят три старушки: вздохнут они, да охнут,

Вблизи все люди глохнут (пушки)

Петушок без глаз, а метко клюёт (ружьё)

- Какое оружие в действии страшнее стрела или ружьё? Пушка или ружьё? Пушка или танк?

 Ребёнок составляет предложение: «Ружьё страшнее стрелы».

  1. Найди слова-неприятели.

Цель: учить находить в предложении слова-антонимы.

- Найди слова-антонимы в пословицах.

Лексический материал: Родимая сторона – мать, а чужая…(мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины …(холодом). Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого). Худой мир лучше доброй …(ссоры). Мир строит, а война …(разрушает).  Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).

- Объясни, как ты понимаешь эти пословицы.

  1. Договори похожие слова.

Цель: учить находить родственные слова в пословицах и рифмовках.

- Закончи мои предложения, используя похожие слова.

 Лексический материал: Терпенье и труд всё … (перетрут). Молодое растёт, а старое … (стариться). Всё живое хочет … (жить). Старайся честным быть и честь свою хранить!

  1. Объясни.

Цель: учить употреблять слова в переносном значении.

 Детям объясняют, что многие слова употребляются в переносном значении, т. е. иносказательно. Например:

 Горячий чай – в прямом значении, т. е. горячий, имеющий высокую температуру.

 «Горячая голова» - иносказательно. Так говорят о человеке вспыльчивом, несдержанном.

 Определи, какие слова употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

Лексический материал: Железный инструмент. Железный характер (твёрдый характер). Идёт солдат. Идёт снег (падает). Бежит ручей (течёт). Падает камень. Падает настроение (человек расстроился). Падает температура (температура понизилась).

  1. Поставь правильно вопрос.

Цель: учить ставить вопросы к именам существительным Кто? Что?

Оснащение: предметные картинки.

- Я буду называть слова, а ты ставь к ним вопросы.

 Лексический материал: Родина, Отечество, Отчизна. Бой, битва, сражение. Дорога, путь, тропа. Гусар, улан, гренадёр.

- Как ты думаешь, почему слова объединены именно так?

- Что обозначают слова «гусар, гренадёр, улан»?

- Рассмотри картинки и расскажи, чем вооружены гусары и гренадёры.

  1.  Скажи по-другому.

Цель: учить употреблять в речи деепричастия.

 Матрос бежал и оглядывался.

- Что делал матрос? (бежал) Ещё что делал? (оглядывался).

  Послушай: Матрос бежал, оглядываясь.

 Измени слова по образцу.

 Лексический материал: играют – играя; читают -  … (читая); строят - … (строя); слушают - … (слушая); шагают - …  (шагая);

- Придумай предложения с этими словами.

 Дети играют в мяч. Дети, играя в мяч, забыли про обед. Дети строят из песка замки. Дети, строя из песка замки, ни разу не искупались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию тема " 23 февраля"

Конспект  занятия по развитию речи в средней группе  на тему « Папин праздник»...

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Познавательно-речевая викторина к 23 февраля

Цель: продолжать формировать представления детей о профессиях, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и...

Анкета для родителей «Речевое развитие вашего ребенка» февраль 2025 г.

Анкета для родителей «Речевое развитие вашего ребенка»...