Речевое развитие.
план-конспект занятия по развитию речи
Конспекты НОД
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.52 КБ | |
| 16.16 КБ | |
| 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в прошлое книги».
Цели: познакомить с историей книги и её созданием; рассказать об истории книги в разные времена в разных государствах; воспитывать бережное отношение к книгам. Развитие логического мышления, памяти, связной речи.
Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно, и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о книгах, я вам расскажу, как и откуда появились первые книги. Кто мне скажет, для чего нужны книги?
Дети: Книги нужны, чтобы много знать, стать умными.
Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книги были такими яркими, красочными?
Ответы детей.
Воспитатель: Нет, книги не всегда были такими красочными. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Первые книги делали из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливались знаки и картинки. Потом её сушили и обжигали в печах. Получались очень прочные таблички, из которых составляли книги. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках?
Ответы детей.
Воспитатель: Глина разрушалась, книгу было неудобно хранить.
Сейчас мы с вами поговорим про старинные истории- «предания». Кто знает, что такое «предания»?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассказы передавались от одного человека к другому. Было очень трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запомнить информацию. Нарисуют озеро, о рядом огромную рыбу. Это означает память об удачной ловли рыбы.
В Китае писали книги на тонких бамбуковых пластинах, связывали их между собой крепкой бечевкой. Но такой способ не устраивал людей. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Книги, сделанные из дерева часто сгорали. В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах, пытаясь сохранить их надолго. Представьте, что у вас дома лежат каменные книги. Это тоже было неудобно.
Тогда люди придумали другие способы создания книги. Писали острой палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, дощечках, покрытых воском.
Есть такое растение- папирус. Это растение вдвое выше человека, со стволом в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. На нем писали первые книги. Середину тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный- предлинный свиток. Появились книги- свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц. Такие книги плохо хранились.
И как вы думаете, что же придумали люди? Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Кто знает, что такое пергамент?
Ответы детей.
Воспитатель: Пергамент- это кожа молодых животных. Её старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали много месяцев, а иногда и лет. Для защиты от царапин обложку делали из глины, а книга напоминала сундук с «застёжками». Её очень долго делали вручную. Ребята, а откуда узнали люди о том, на чем писали книги, как они создавались?
Ответы детей.
Воспитатель: люди об этом узнавали из раскопок, когда нашли берестяные грамоты. Береста- это наружная часть березовой коры. Буквы на бересте процарапывались особым инструментом- писалом. Шли годы и столетия. И забыли люди постепенно о пергаменте и папирусе, потому что появилась бумага, белая и гладкая.
В Москве была открыта первая типография. Иван Федоров создал станок, с помощью которого можно было печатать книги. Он вырезал буквы из метала. Первую книгу он создавал целый год, вторую- два месяца. Среди книг, которые напечатал Федоров, был Букварь.
Постепенно люди улучшали печатный станок, придумали новые машины.
Где печатают книги?
Дети:В типографии.
Воспитатель: Люди, каких профессий там работают?
Дети:наборщик, печатник, переплётчик.
Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по развитию речи
Тема: «Путешествие Лунтика»
Цель: Пополнять словарный запас воспитанников именами существительными:космос,луна,звезда,солнце,планета,космонавт,ракета.
Формировать знания о космосе, звездном небе.
Задачи:
Образовательные- формировать у детей представление о космосе, закрепить полученные ранее навыки, умения (знания основных цветов, умение группировать предметы по цвету).
Воспитательные- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, интерес к миру взрослых, формировать умение детей работать вместе.
Развивающие-развивать собственный познавательный опыт, любознательность воображение, фантазию, развивать речь, увеличивать словарный запас.
Оборудование: Лунтик, картонные заготовки космонавтов и ракет, изображение ночного неба, картинки о космосе, ракета (пазл), ватные палочки, гуашь, ноутбук, планшет.
Ход:
-Доброе утро ,дети. Сегодня неожиданно на территорию детского садика приземлился (Лунтик). У него сломался космический аппарат. И он просит у нас помощи, что бы мы починили о ракету и отправили его домой.
-А где живет Лунтик?
Ответы детей: На луне!
-Правильно, на луне, но для того ,чтобы отправить его обратно на луну, нам с вами нужно отправиться в путешествие и пройти испытания. Согласны?
Ответы детей: Да!
1 задание:-Сейчас мы с вами должны пройти в космический кинозал и посмотреть на экран, на экране будут появляться картинки, а вы должны будете ответить, что изображено.
На экране появляются картинки, дети отвечают на вопросы.
Лунтик- Хотите в космос полететь?
И на луну со мною посмотреть?
Быстрей в дорогу собирайтесь
И в путешествие со мною отправляйтесь
Чтобы космонавтами стать
Надо тренироваться, уму разуму набираться.
2 задание:-Сейчас вам надо подобрать космонавту ракету такого же цвета, как космонавт.
Физ. минутка «У жирафа». - Ребята, мы устали ,а давайте с вами покажем нашему Лунтику ,как мы умеем делать физ. минутку.
3 задание: выбрать картинки о космосе.
-Что изображено на этой картинке? Правильно, звездное небо.
-Ребята давайте мы с вами нарисуем на небе звезды, что бы Лунтик по ним нашел дорогу домой.
Показ воспитателем, как нужно наносить на рисунок точки.
Самостоятельная работа детей.
-Ну, вот и готово наше звездное небо, теперь Лунтик полетит к себе домой и не заблудится, но на чем же он полетит?
Ответы: -На ракете!
4 задание: Давайте вместе соберем ракету Лунтика.
-Молодцы ребята, теперь надо попрощаться с Лунтиком.
-До свиданья, Лунтик! прилетай к нам еще!
-На этом наше путешествие заканчивается. Что вам понравилось, что нового вы узнали?
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи «ТРАДИЦИИ НАРОДА»
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
-Создать у детей радостное настроение.
Материал: изделия народных промыслов (предметы или изображения).
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит куклу и сообщает: Ребята сегодня к нам в гости пришла кукла, зовут ее Марфуша…Она хотела бы поприсутствовать на нашем занятии и посмотреть, как много всего интересного вы знаете и умеете. Разрешим ей остаться? Дети отвечают ДА. Куклу ставят на видное место, воспитатель уточняет что кукла одета в традиционный наряд, дети рассматривают куклу.
Воспитатель: -Ребята,а как вы понимаете слово «традиция»? (высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.) Каждый уголок русской земли имеет свои традиции. Они составляют культуру народа. Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям. Давайте вспомним, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.) Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей) Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми). Уменье и труд все перетрут.
С охотой можно и в камень гвоздь забить. Авось да как-нибудь до добра не доведут. Дело мастера боится. За всякое дело берись умело. Не начавши - думай, а начавши – делай. Не одежда красит человека, а добрые дела. Торопливый дважды одно дело делает. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)
-Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней. Как думаете почему? (высказывания детей) (Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)
А теперь поиграем? Платок поможет нам провести игру.
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
А сейчас давайте попробуем отгадать загадки?
Шипит, кипит, всем чай пить велит. Самовар
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка. Кто это? Матрешка
Молодцы ребята!!!
-Ещё одна старинная традиция- празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям пироги- это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть на творчество русского народа.
Дети рассматривают изделия, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.
Какаие они? Что на них изображено? Как они разрисованы? Какие цвета чаще встречаются?
Молодцы Ребята!!! Вы очень внимательные!!!
-Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. Как думаете что означают эти слова?
Молодцы ребята, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями русского народа, Вам понравилось!?
А Давайте у Марфуши спросим понравилось ли ей? Марфуша говорит что ей очень понравилось она обязательно расскажет своим подружкам куклам какие вы умные ребята. Ну а сейчас Марфуше пора возвращаться домой, но она обязательно вернется к нам снова. Ребята давайте попрощаемся с ней. Дети прощаются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
