Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в детском саду «Пустыня»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Русанова Валентина Ивановна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с сюрпризным моментом, загадками, чтением стихотворения и разговором о животных живущих в пустыне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в детском саду «Пустыня»

Ход образовательной деятельности:
1 этап — организационный
Дети входят в группу и останавливаются полукругом.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день. У меня прекрасное настроение. А У вас?
(ответы детей)

Воспитатель: А чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

(дети берутся за руки и улыбаются друг другу)

2 этап — основной
Воспитатель:
 Сегодня утром, когда шла в детский сад, я встретила почтальона. Он передал мне этот конверт.
Воспитатель: А что в нем может быть?
(Письмо, открытка, фотография).

Воспитатель: Как вы думаете, кто же отправил нам этот конверт?
(ответы детей)

Воспитатель: Какие интересные у вас предположения. А узнать, от кого это послание, нам это поможет загадка.
Живу я долго без воды,
А ещё дольше — без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
И мне не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
А зовут меня….
(Верблюд).

Вывешивается картинка с изображением верблюда.

Воспитатель: Посмотрим, что же нам написал верблюд?
Дети садятся на стулья полукругом.

Здравствуйте, ребята, помогите мне, пожалуйста, я очень хочу рассказать своему друг северному медведю о своем доме, но как это сделать не знаю.

Воспитатель:
Как мы можем помочь верблюду, чтобы он смог рассказать северному медведю о своем доме?
(составить схему-посказку)

Воспитатель: Чтобы составить правильную схему, что нам нужно знать?
(условия, в которых живет верблюд)

Воспитатель: Кто знает, где живет верблюд?
(в пустыне)

Воспитатель: Правильно, в пустыне.

На доску вывешивается пейзажная картинка с изображением пустыни.

Воспитатель: Как вы думаете, почему пустыня так называется?
(
там пусто, пустая земля, почти никто не живет и ничего не растет, потому что очень жарко, нет воды)

Воспитатель: Катя, знает стихотворение о пустыне и хочет нам его прочитать.
С. Я. Маршак «Желтая страница»
Вот желтая страница —
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.

Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды —
Степные поезда.

Идут они в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.

Безлиственные сучья
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник саксаул.

А ветер носит тучи
Горячего песка.
Идет песок летучий
На приступ, как войска.

Воспитатель:
Как вы думаете, почему в стихотворении о пустыне говорится как о желтой странице?
(песок желтого цвета)

Воспитатель: Каким цветом мы могли бы обозначить пустыню?
(желтым)

Воспитатель: С чем в стихотворении сравнивается песок?
(
с волной)

Воспитатель: Правильно, с волной. А почему? Как по-другому называют пустыню?
(песок лежит как волны, пустыню по – другому называют песчаным морем).

Воспитатель: Да, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застывшее. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое барханы?
(песочные холмы)
Воспитатель: Молодцы. Что мы можем сказать о климате в пустыне?

(очень жарко, мало воды, много светит солнце, бедные почвы)

Воспитатель:
Вспомните, о каком животном говорится в стихотворении?
(о верблюде)
(вывешивается картинка с изображением верблюда)
Воспитатель: Почему автор сравнивает верблюдов с поездом? (идут по пустыне друг за другом как вагоны поезда)

Воспитатель: Что означает выражение идут в кочевье?
(передвижение с места на место)
Воспитатель: А давайте и мы с вами немного подвигаемся как верблюды.

Физкультминутка.
Налево – шаг, направо – шаг:
Кругом – сплошной песок!
Пустыня – это не пустяк
Ни вдоль, ни поперёк.
Внутри пустыни – пустота.
Она ничем не занята
Ни летом, ни зимою.
Одни барханы – там и тут,
Да иногда качнёт верблюд
Горбатою спиною.

Дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель: А еще каких–нибудь животных пустыни вы знаете?
Давайте мы поиграем в игру «Угадай животное».

На доске картинки с изображением животных, перевернутые обратной стороной. Дети называют животных, если название правильное, картинки с изображением этих животных поворачиваются.
(змеи, песчанки, ящерицы, джейран, черепахи, жуки-скоробеи, пауки и др.)

Воспитатель: Молодцы, многих животных пустыни знаете. Посмотрите внимательно на картинки. Какие общие черты есть у всех этих животных?
(почти нет меха, окраска, короткие, но крепкие ноги, большие глаза, маленькие уши).

Воспитатель: Как вы думаете, могли ли животные, не имея таких особенностей выжить в условиях пустыни? (нет)

(мех им не нужен, так как жарко, окраска поможет маскироваться, короткими и крепкими ногами легче зарываться в песок, прячась от жары, большие глаза – для охоты ночью, когда прохладно, уши маленькие, потому что в пустыне все хорошо слышно, нет деревьев, заглушающих звук)

Воспитатель: В стихотворении, которое прочитала Катя, упоминается о «лежачих деревьях». Как вы понимаете выражение «лежачие деревья»?
(ствол деревьев растет близко к земле, чтобы легче переносить жару)

Воспитатель: О каком еще растении говорится в стихотворении?
(о саксауле)
Вывешивается картинка с изображением саксаула.
Воспитатель: Как описывается это растение?
(он живучий и колючий, у него безлиственные сучья)

Воспитатель: Почему поэт назвал саксаул живучим?
(живучий – приспособился к условиям жизни в пустыне)

Воспитатель: А почему колючим и с безлиственными сучьями?
(потому что у него листочки в виде иголок и их очень мало, чтобы легче было выжить в пустыне)

Воспитатель: Какие еще растения пустыни вы знаете?
(
Кактусы, перекати поле, верблюжьи колючки)

На доску вывешиваются картинки с изображением этих растений.

Воспитатель:
Посмотрите на них внимательно. Какие общие признаки можно выделить у растений?

(маленькие листья, колючки, плотные стебли, цветы и плоды не яркие).
Воспитатель: Для чего растениям пустыни нужны эти особенности?
(маленькие листья, колючки, плотные стебли – для того, чтобы меньше испарять влагу и не засохнуть, длинные корни – для того, чтобы получать воду из глубины почвы, цветы и плоды не яркие, потому что мало животных)
Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Мы с вами поговорили об условиях жизни в пустыне, о животных и растениях пустыни. Что теперь мы должны сделать?
(Составить схемы – подсказки)
Воспитатель: А для этого мы разделимся на подгруппы. Посмотрите, у меня на столе лежат медальоны с условными обозначениями. Возьмите каждый по одному медальону.

На столе лежат медальоны с условными изображениями животных, климатических условий, растений.
Дети выбирают медальоны, делятся на подгруппы в соответствии с условными значками. Подходят к столам, на которых изображены эмблемы подгрупп.

Воспитатель: Подгруппа с условным обозначением «климат» должна составить схему климатических условий жизни в пустыне.

На столе карточки с символами («Пустыня» (квадрат желтого цвета), «Жарко», «Умеренно», «Холодно» (большой, средний, маленький термометр), «Много воды», «Достаточно воды», «Мало воды» (большая, средняя, маленькая капля), «Очень богатая почва», «Умеренно богатая почва», «Бедная почва»), фланелеграф.

Воспитатель: Подгруппа с условным обозначением «Животные» должна схематически нарисовать животное со всеми характерными признаками для обитателей пустыни.
На столе лист бумаги, цветные карандаши.
Воспитатель: Подгруппа с условным обозначением «Растения» должна составить схему растения пустыни.
На столе карточки с условными обозначениями корня, стебля, листьев, цветов, плодов.

Дети выполняют работу за столами.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Проверим, что у вас получилось.
Дети выносят фланелграфы с их схемами к доске.
Один из детей подгруппы рассказывает, что изображено на схеме.
Воспитатель: Посмотрите, все ли правильно изображено на ваших схемах?
(ответы детей, если в схеме встречаются ошибки, дети предлагают способы их исправления).
Воспитатель: Как считаете, вы справились с заданием? Сможет верблюд по вашим схемам рассказать о своем доме северному медведю? Правильным ли получится его рассказ? (ответы детей)
3 этап — заключительный
Воспитатель: Понравилось ли вам помогать верблюду? Что интересного вы сегодня узнали? Что вам показалось наиболее трудным?
(ответы детей)

Воспитатель:
Молодцы. Наши работы мы сложим в конверт и отправим верблюду по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе детского сада по теме"Форма, цвет, звукоподражание".

           Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе детского сада по теме"Форма, цвет, звукоподражание"....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Про маленькую капельку» Воспитатель Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной  деятельности по познавательному развитию в младшей группе«Про маленькую капельку»Воспитатель Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропот...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Тема: «Военные профессии»Цель - создание социальной ситуации развития в процессе приобщения детей к военным профессиям и формированию любви к Родине.Задачи:- Создать условия для форми...

Организация деятельности по познавательному развитию в детском саду

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного  возраста. От того, насколько будут разви...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук» в старшей группе

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук»в старшей группеД...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) "Хорошо у нас в саду"

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Хорошо унас в саду"...