Проект Развиваем речь, играя.
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvivaem_rech_igraya.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20» Светлячок» город Сафоново Смоленской области

Методический паспорт

проекта

«Развиваем речь, играя».

                                                                                                       Алексеева И.А.

Проект «Развиваем речь, играя».

Тип проекта познавательно – творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Актуальность темы.

Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Поэтому мы решили обратить свое внимание к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Задача педагога – помочь детям развить речь. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, то и обучающий материал должен преподноситься в игровой форме. Он усваивается более быстрее и дает более высокие результаты. Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.

По данным российских учёных от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Чаще всего у дошколят:

• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

• Бедная речь - недостаточный словарный запас

• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов», а это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

Что порекомендовать для спасения положения? 

Игру. Игру в разном её проявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно. 

 Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка - невозможна!

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета.

Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов речью и оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Цель проекта:

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность

Задачи проекта:

Создать условия для игровой деятельности в группе и на участке;

Развивать все компоненты устной речи;

Формировать грамматический строй речи;

Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;

Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности;

Учить вести диалог;

Развивать умения задавать вопросы;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;

Воспитывать желания и умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.

Продолжительность проекта: средней срочности

Сроки реализации проекта: декабрь 2018 – май 2019г.

Планируемый результат проектной деятельности:

Повышение интереса детей к родному языку;

Обогащение активного и пассивного словаря детей;

Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы;

Изготовление творческих детско-родительских работ.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный

- определение задач воспитательно-образовательной работы;

- составление и обсуждение поэтапного плана работы;

- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

- создание банка идей и предложений;

- планирование деятельности всех участников проекта;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла

2 этап. Реализация проекта.

  • Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
  • Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.
  • Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.
  • Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.
  • Анкетирование родителей: анкета «Ребёнок и книга».
  • Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи детей».
  • Памятка для родителей по развитию речи детей.
  • Памятка для родителей по развитию связной речи детей.
  • Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.
  • Изготовление дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

Этапы проекта

Сроки проведения

Содержание этапа

Ответственный

I этап

Декабрь

Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик: методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова).

Воспитатели

II этап

Январь –

Апрель

Проведение образовательной работы посредством следующих мероприятий:

Коммуникативные игры

«Зеркало»

«Говорящие ботинки»

«Молчаливое приветствие»

«Закружилась карусель»

«Как общаться с королем(королевой)»

«Мне нравиться твой бант»

«Кто поет на берегу?»

«Здравствуйте»

«Овощи, мебель, цветы»

«Как чихает великан»

«Парам-парэйро»….

Беседы

на различные темы:

«Вспомним о лете»

«Наши четвероногие друзья»

«Чудеса и приключения»

«В одиночку биться не годится»

Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры:

«Зайцы»

«Наше путешествие»

«Определи по ритму»

«Учись танцевать»…..

Подвижные игры:

«Веселые ребята»

«Совушка»

«Космонавты»

«Рыбак и рыбаки»

«Карась и Щука»

«Змея»……

Психогимнастика и ауторелаксация:

«Путешествие на море»

«Театр марионеток»

«Цапля-ворона-воробей»….

НОД:

«Давайте поиграем!»

«Цветные карандаши»….

Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры

Психологические этюды:

«Цветок»

«Ежата»

«Березка»

«Солнце»….

Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы

Обыгрывание эмоционального состояния:

«Злой, печальный, недовольный….»

Воспитатели,

музыкальный руководитель

III этап

Май

Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций,  дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения.  Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование.  Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня.

Воспитатели, музыкальный руководитель

  1. этап. Заключительный.

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

2. Анализ проделанной работы.

     3. Смотр – конкурс дидактических игр.

Наименование диагностических методик, авторы:

– методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова).

Реализуемая цель: выявление навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Показатели результативности:

 - свободное общение детей со взрослыми и детьми;

 - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

 - практическое овладение детьми нормами речи

Результаты стартовой диагностики:

уровни

10.2018(%)

04.2019(%)

Высокий

32% (5)

53% (9)

Средний

47% (9)

37% (6)

Низкий

21%  (3)

10% (2)

Методологическая база проекта.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика – синтез», 2015 г.

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.

О.С. Ушакова развитие речи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.

Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2011 г.

Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М.:, Педагогическое  общество России, 2007 г.

А.В. Печерога развивающие игры для дошкольников  - М.: ВАКО, 2008 г.

Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно -  методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

З.И. Курцева Ты -  словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

О.Жукова Развиваем логику и речь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности

Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Педагогический проект "Развиваем речь, играя"

Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. ...

Проект работы семейного клуба «Развиваем речь, играя»

Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования. Правильнаяречь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса егосоциальной адап...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...