Непосредственно – образовательная деятельность по развитию речи по теме: «Поможем весне»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Серкова Г. В.

Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»

Шарлыкского района Оренбургской области

Непосредственно – образовательная деятельность

по развитию речи по теме: «Поможем весне»

                                       Разработчик:

Серкова Галина Владимировна,

                                     воспитатель

                                                            подготовительной группы

с.Шарлык

2019


Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные: продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умение анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существенные признаки, продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).

Развивающие: развивать умение детей составлять общий рассказ по опорным картинкам, связную речь; обогащать  словарный запас. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: воспитывать творческие способности, эстетическое восприятие природы, воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Методы и приемы: игровой, наглядный, слуховой, словесный, погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок.

Предварительная работа: рассматривание картинок, разучивание стихов, наблюдение за природой на прогулках, заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Детеныши животных», «Звонко капают капели». 
Словарная работа: подснежник, капель, проталинка.
Оборудование:  иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны,   макет «Солнышко», магнитофон, флешка  с «голосами птиц»,  мяч, просмотр презентации

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте.

Игра на общение (стоя в кругу)

Здравствуй, солнце, здравствуй, утро,

Здравствуй, ты, мой лучший друг

Вот и наш собрался круг.

Добрый день, добрый час!

Очень рада видеть вас.

Воспитатель: обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята, посмотрите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки.
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.

Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы тучка отпустила весну, нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?

Дети: «Солнце» 
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться
игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья).

Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо.

ВоспитательА сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Дети смотрите, капелька висит, Весна загадывает вам загадки, отгадаем? (снимает закрепленный картон в виде капельки и загадывает детям загадки)

Дети: Да.

Воспитатель: Даша сними, пожалуйста, и принеси капельку под № 1.

(читает загадки)

 

В этот месяц тает всё, 
В этот месяц снег идёт, 
В этот месяц все теплей, 
В этот месяц женский день. (Март)

Будет лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель

Это будет всех. (Апрель)

Зеленеет даль полей, 
Запевает соловей. 
В белый цвет оделся сад, 
Пчелы первые летят. 
Гром грохочет. Угадай, 
Что за месяц это? (Май)

Дети: (ответы детей)

 Воспитатель: ах, какие молодцы, отвечали дружно. Даша принеси нам, пожалуйста, капельку №2.

(читает)

Долгая была зима,

 А вот пришла весна.

Ребята чтобы весна наступила, нужно прочитать ей стихи.

Дети: (читают стихи)        

К нам весна шагает

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины,
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Автор: И. Токмакова

К нам пришла весна

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Автор: Е. Карганова

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною.

В сени к нам летит.
С нею солнце краше.

И весна милей...
Прощебечи с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких.

Принесла с собой...
(А. Плещеев)

Воспитатель: очень красивые стихи ребята. Я думаю, что Весне понравились ваши стихи. Продолжаем дальше. Даша принеси нам капельку №3.

Вот еще одно задание. А какие вы приметы знаете о весне? Давайте, их перечислим.
Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы, зацвели деревья.

Воспитатель: Хорошо, а теперь давайте составим предложения о весне по картинкам:

На доске перед детьми расположены картинки с приметами Весны. Дети рассматривают их, затем по очереди входят к доске, рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду»

Воспитатель: давайте немножко разомнемся.

Физкультминутка "Весна пришла".

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)

С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)

Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)

Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)

За ним придут цветы другие (ходьба на месте)

Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)

Воспитатель: молодцы. И это вы правильно сделали. Весна довольна, какие вы внимательные. Даша, следующая капелька №4.

Игра «Один и много»

(игра проводится с мячом)

Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей-ручьи

Дождь-дожди

Скворец-скворцы

Гнездо-гнезда

Сосулька-сосульки

Лист-листья

Дерево-деревья

Грач-грачи

Река-реки

Воспитатель: Какие сообразительные, молодцы. Идем дальше, Даша принеси, пожалуйста, капельку №5.

Воспитатель: «Весна пишет нам, что солнышко совсем загрустило и не светит, и не греет, как помочь солнышку?» На доске прикреплено солнце без лучиков.

Воспитатель: чтобы наше солнышко засияло и одарило землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.

Закличка “Солнышко” (с хлопками):

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)
Платье алое надень, (хлопки по коленям)
Подари нам красный день! (хлопки над головой).

– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».

Дети рассказывают о солнышке и приклеивают лучики

– Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).

– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? 
(Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Весенние облака какие? 
(легкие, светлые, пушистые).

– Весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое).

– Весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).

Солнышко какое? – лучистое, доброе, блестящее, нежное, приветливое.

Воспитатель: молодцы. И это вы правильно сделали. Весна довольна как вы со всем справились.

А сейчас представьте, что вы оказались в весеннем лесу.

Запись звуков природы «Голоса весеннего леса».

Воспитатель:

-что вы слышали? (звонко поют птицы)

-где и когда так поют - заливаются птицы? (в лесу весной)

-голоса каких птиц вы узнали? (соловей, дятел)

Каких перелетных птиц вы знаете (ласточка, скворец, журавль, грачи, стрижи, соловей, лебедь, кукушка)

-кто возвращается первым в родные края? (грачи)

-чем сейчас занимаются птицы? (строят, и ремонтирую гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов)

Воспитатель: - а вы знаете, что издавна вестником весны считался жаворонок. Внимание на экран. Хотите услышать, как поет жаворонок?

Воспитатель: - А вот теперь послушайте, как трели жаворонка слышны в произведение великого композитора П.И.Чайковского «Песнь жаворонка»

Слушание музыки.

Понравилось ли вам произведение? А как называется это произведение? Скажите, а какое это произведение – грустное или веселое? Проводит итог:- Правильно, вы очень хорошо все мне рассказали, это нежная, красивая музыка, в которой слышаться звонкие трели жаворонка.

(раздается стук в дверь, воспитатель открывает, на пороге почтальон принес посылку от весны)

Воспитатель: дети, а весна принесла нам посылку, тут и письмо.

«Дети, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами в окошко. И так как вы прекрасно со всем справились. И чтобы в вашей группе наступила весна, я предлагаю украсить ее цветочками. (Детям раздаются цветы, которыми они украшают группу)

Воспитатель: как хорошо, что вам всем что-то понравилось. Вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями.

Итог.

- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

- Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Весна»

Программные задачи:       Коррекционно-образовательные задачи:- уточнение и расширение словаря по теме «Весна»;- совершенствование грамматического строя речи (составление...

Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе "Весна-красна"

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности для воспитателей младшей группы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Художественное развитие» (рисование) по теме «Пришла весна»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  «Художественное  развитие» (рисование) по теме «Пришла весна»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики Тема: «Поможем Золушке» для детей старшей группы ТНР

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики.Тема: «Поможем Золушке» для детей старшей группы ТНРЗадачи:Образовательные:- Формировать познавательную ак...