Проект по речевому развитию "Любимые сказки"
проект по развитию речи (младшая группа)

Кулакова Елена Юрьевна

Актуальность данной темы заключается  в приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество  ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается  к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше  сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rechevomu_razvitiyu_lyubimye_skazki.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малоархангельского района

«Детский сад общеразвивающего вида №1 г. Малоархангельска»

Методическая разработка

с детьми младшей группы дошкольного возраста

 Проект по речевому развитию

«Любимые сказки»

Возраст: младшая группа

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Подготовила:

воспитатель Кулакова Е.Ю.

 

г. Малоархангельск, 2018

Тема проекта: "Любимые сказки"

  Участники проекта: дети младшей  группы, их родители, воспитатели.

  Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.

   Актуальность

Благодаря сказке

ребенок познает мир не только умом, но и сердцем

 В.А. Сухомлинский.

      В настоящее время  наше общество в разрушении личности.  Материальные ценности  зачастую  доминируют  над духовными, у детей искажаются  представления о доброте, милосердии, великодушии,  толерантности, гражданственности, патриотизме. Чтение литературных произведений, в том числе  и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов,  в связи с этим происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

           Актуальность данной темы заключается  в приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество  ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается  к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше  сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

             Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

             Младший возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы,  с миром человеческих взаимоотношений  и со всем окружающим миром.  Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

          Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

          Сказки вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

       Мы считаем, что на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Проблема: В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем.

Гипотеза: Из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила этикета.

Цель:  Приобщать детей к миру русской народной сказки.

 формирование интереса к устному народному творчеству, развитие речи, обогащение словарного запаса.

Задачи для детей:

Образовательные:        

- расширять представления детей об окружающем мире;

- Формировать основы связной речи, обогащать словарь.

Развивающие:

- развивать навыки рассматривания сюжетной картины, умение отвечать на несложные вопросы по сюжету;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, воображение.

Воспитательные:

- поддерживать интерес детей, используя различные приемы приобщения к русской народной сказке: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра и тд.

Задачи для родителей (законных представителей):

- ознакомить родителей с предстоящей проектной деятельностью;

- привлечь родителей к участию в проекте «Наши любимые сказки»;

- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – педагог; родитель – ребенок.

Формы работы с детьми: НОД, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, театрализованные игры, совместная работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
  2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
  3. Через имитацию образа героев сказок  дети  научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение, выражать  эмоции и понимать чувства других.
  4. У детей повысится уровень речевого развития.
  5. Совместная деятельность будет способствовать  детско – родительским отношениям.

Предварительная работа:

- Определение темы, цели, задач проекта.

- Определение содержания, методов, форм работы с детьми.

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

1.Анкетирование родителей «Роль сказок в воспитании детей»

2.Определение темы, целей, задач, содержания проекта;

3.Составление плана работы;

4.Обсуждение проекта с участниками, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

5.Подбор  методической и художественной литературы по теме;

6. Подбор материала для практических игр и занятий;

7. Составление картотеки игр, пословиц,  потешек, и пальчиковой гимнастики по речевому развитию.

Основной этап:

1.Чтение произведений;

2.Рассматривание иллюстраций к сказкам;

3.Изготовление дидактических игр: «Собери сказку из частей», «Какое настроение у сказочного героя?»;

4.Беседа «Добро побеждает зло», «Мои любимые сказки», «Разнообразие русских народных сказок»;

5.Д.и «Угадай сказку», «Из какой сказки?»;

6. Театрализованная игра «Колобок»

7.Сюжетно – ролевая игра «Репка»;

8. Игровая ситуация «мама укладывает детей спать, читая сказку»;

9. Пересказ русских  народных сказок;

10.Лепка: «Колобок катится по дорожке и поет»;

11.Аппликация: «Выросла репка –большая – пребольшая»;

12.Пальчиковая гимнастика «Теремок»;

13. Акция «Поможем книгам».

Работа с родителями:

1.Консультация «Роль сказки в воспитании детей»

2.Конкурс «Мой любимый сказочный герой»

Заключительный этап

Выставки мини - театра «Мои любимые сказки», «Мир сказок». НОД «В гости к сказке»; инсценировка сказки «Курочка ряба»; анализ полученных результатов.

Литература:

  1.  «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О.А. М., 2003г.
  2. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
  4. Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008
  5. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.
  8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Москва, 2008г.
  9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.

Перспективный план работы по реализации проекта

        

Октябрь

Мероприятие с детьми

Задачи

Работа с родителями

Задачи

Чтение  сказки детям: "Колобок", "Три медведя". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Предостерегать у  детей ответственность. Воспитывать послушание.

Вовлечение родителей в проектную деятельность

Заинтересовать родителей темой проекта.

 Новоселье "Новоселье в Теремке"

Учить ориентироваться в пространстве группы, обогащать и активизировать словарь детей. Установить добрые, доверительные отношения.

Изготовление шапочек масок по сказкам "Теремок", "Колобок".

Подготовка к развлечению новоселья.

Настольно печатные игры: "Играем в сказку".

Развивать логическое мышление, память.

Консультация  «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Педагогическое просвещение родителей.

Чтение  сказки детям: "Теремок", "Рукавичка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей чувства дружбы.

Анкетирование "Сказка в жизни вашего ребенка".

Привлекать родителей к домашнему чтению сказок.

Ноябрь

Игры с кубиками "Собери сказку".

Игры с разрезными картинками "Сказки".

Закреплять умение детей, из частей складывать целое. Развивать, внимательность, память.

Родительское собрание "Сказка в жизни вашего ребенка".

Педагогическое просвещение родителей.

Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Колобок",

Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас.

Консультации: "Роль сказки в жизни ребенка" 

.

Педагогическое просвещение родителей.

 Учить   детей ответственности и послушанию.

Чтение  сказки детям: "Репка", "Грибок". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях.

Изготовление пальчикового театра репка, колобок.

Изготовление сказки на прищепках "Репка"

Для развития  творческих способностей у детей.

Викторина -загадок по сказкам каждый квартал. ("Колобок", "Три медведя", "Теремок", "Рукавичка", "Курочка ряба", "Маша и медведь")

Формировать устойчивый интерес к сказкам.

Умение отгадывать сказки по фразе, предложения и др.

Консультация для родителей  «Какие сказки читать ребёнку на ночь».

Познакомить родителей с примерной тематикой сказок для детей 3-4 лет в вечернее время

Угадай сказку по картинке

Умение отгадывать сказки по картинкам.

Проект «Читаем сказки»
В рамках Недели "Доброта"

Педагогическое просвещение родителей. Развивать в детях качества доброты.

Чтение  сказки детям: "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях.

Конкурс и выставка рисунков "Мой сказочный герой"

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Викторина "Отгадай по костюму сказочного героя".

Умение отгадывать сказки по сказочному костюму.

Конкурс и выставка поделок "Мой сказочный герой"

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Репка".

Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас.

Конкурс и выставка мини-театра "Мой сказочный герой"

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Чтение  сказки детям: "Курочка ряба", "Красная Шапочка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой"Курочка ряба"(обыгрывание и драматизация)

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей любовь и уважение к близким людям, сочувствия.

Изготовление атрибутов к инсценировке "Репка".

Распределение ролей к роли: репка, чтец.

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Знакомство детей с пьесой «Репка»

Распределение ролей. Работа над пьесой. Обыгрывание персонажей.

Подбор музыкальных композиций к действиям персонажей.

Игры с игрушками-героями пьесы

Познакомить детей с пьесой. Вызвать желание участвовать в работе над пьесой и её постановкой на конкурсе "Мир сказок".

Упражнять в умении продолжить и дополнить сюжет сказки по музыкальной композиции, понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа.

Совместное художественно-литературное творчество «Новогодняя сказка» - поделки из бумаги и бросового материала.

Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности.

Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Курочка Ряба".

Развивать воображение. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Декабрь

Участие в конкурсе "Мир сказок", показ сказки "Репка".

Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях.

Родительское собрание

Мастер класс "Сказкотерапия -Цветок лепесток"

Предоставить возможность родителям участвовать в дискуссии по вопросам семейного чтения сказок и их воспитательном значении.

Совместно с детьми подготовка и оформление выставки «Сказочный калейдоскоп»

Коллаж русских народных сказок.

Развивать творчество детей в процессе работы над сказкой.

Приобщение детей к литературному наследию  нашей родины

Развивать умение слушать сказку без наглядного сопровождения.

Выставка поделок мини театров.

Защита проекта.

Беседа о книгах сказок, о сказках, которые читали детям родители. 

Игры с настольным театром:

 "Бычок смоляной бочок".

В процессе активной беседы заинтересовать детей к дальнейшему участию в проекте

Недели детской книги. Проект «Читаем сказки». 

Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности

Чтение  сказки детям: "Зайка-хвастунишка".

Играем в сказку «Зайка-хвастунишка»

Упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»

Пантомимический этюд «Хвастовство»

Игра-драматизация «Зайка-хвастунишка»

Довести до детей замысел сказки.

Знакомство с фразеологизмами (задирать нос).

Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе  мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев.

Выставка книг «Наши лучшие друзья – книги».

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности. Прививать любовь и интерес к нигам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.

Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, ...

Проект кружка познавательно-речевой направленности "Сказка в гости к нам пришла" для детей 3-4 лет.

Проект кружка познавательно -речевой напрвленности по сказкам В.Сутеева, которые очень понятны и любимы детьми младшего дошкольного возраста. На ознакомление с одной сказкой отведено четыре занятия. 1...

Проект по речевому развитию "Сказка - ложь, да в ней намёк"

Данный проект предназначен для работы с детьми средней группы по речевому развитию...

Проект «Создание речевого центра «Сказка из диафильма»»

laquo;РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – эта одна из важнейшей образовательных областей дошкольников. Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие,...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...

Детский проект по речевому развитию "Сказка в гостях у "Солнышка"

Детский проект направленный на развитие у детей речевых способностей, познавательное рзвитие и знакомство со сказками. Проект ориентирован на детей 4-5 лет. Продукты проекта - книжка-малышка...