Тема: «Зимние посиделки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дудина Светлана Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего возраста..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

                                                                                       Подготовила: Дудина С.А.

                                                                                              27.01.2022г.

Тема: «Зимние посиделки».

Цель: Воспитание патриотизма, развитие связной речи и приобщение детей старшей группы к истокам народной культуры на основе использования малых фольклорных форм.

Задачи:

Образовательные:

- Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, отмечать их пользу и красоту.

-  Систематизировать знания о зиме, зимних явлениях

- Учить подбирать прилагательные к существительным;

- учить понимать смысл загадок, пословиц 

Развивающие:

- развивать умения совместно общаться со сверстниками и взрослыми в процессе игр.

– развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение  к культуре, творчеству и традициям русского народа.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», .

Предварительная работа:

  • оформление в группе уголка в стиле русской избы;
  • изготовление печи;
  • проведение бесед на тему «Культура русского народа»;
  • чтение и разучивание произведений русского народного фольклора и стихов о зиме;

Материал: декорации русской избы, русский народный костюм для воспитателя, сундук, дидактическая игра «Прошлое и настоящее», матрешки с загадками, МР3 проигрыватель, семена тыквы и гороха, клубки с пряжей.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

 Ребята, в какой мы стране живем?  (В России).

-  Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.

А как называлась наша земля много-много лет назад? (Русь).

Воспитатель: Молодцы!

Я предлагаю совершить маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам. Для этого мы закроем глаза и скажем заветные слова: «Один, два обернись, в далеком прошлом окажись».

(Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем)

-  Ребята посмотрите, где мы оказались? Мы попали в русскую избу. Хранит тепло русская печка, горит - потрескивает лучина.

 Давным - давно, в старину, тёмными, зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где лепили из глины игрушки, вырезали из дерева посуду, матрёшек, пряли шерсть, вязали, да пели песни, водили хороводы, рассказывали шутки прибаутки. Такие вечера назывались вечерками или посиделками.

 Долог день до вечера

Коли делать нечего

Вот и вы проходите на посиделки.

 Ребята, а вы загадки отгадывать любите? А вот вам, ребятки, загадки:

  1.  Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы! (санки)    

  2. Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек

– Этот пух зовется… (Ответ: Снег)

3. Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз. (Сосулька)
4. Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

 Сохранят тепло сестрички

— Шерстяные… (Ответ: Рукавички)
5.  С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

6. По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

 Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Это белый… (Ответ: Снеговик)

   7.   Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (Зима)

 - Да, верно, зима.  Какими ласковыми словами называли в русском народе зиму - самое суровое, холодное время года? (Зимушка - зима, зима - матушка, зима – волшебница).

- Да, ребята, красивыми, ласковыми словами простой народ старался задобрить зиму, смягчить морозы трескучие.  Ох, и любима русским народом зима - матушка! Любят ее и за красоту природы в белоснежных нарядах, и за веселые зимние развлеченья, а еще за то, что зима дает время отдохнуть после тяжелых летних и осенних работ. Поэтому зима славится своими гуляньями, играми, забавами. В старину так и говорили :

 «Зима за морозы, а мужик - за праздники»; «Лето - для старания, а зима - для гуляния»,

 А о каких гуляньях говорится в пословицах? Заканчивались новогодние гулянья и принимались люди за работу, которую весной и летом делать некогда.  

- За работу принимайтесь: Семена нужно подготовить к посеву, перебрать. (Нужно отделить семена тыквы от гороха)

Ребята, а сейчас какой месяц? (Январь). Январь на Руси — самый холодный месяц года. В старину месяц январь называли «Просинец» - произошло от начинающей показываться в это время синевы неба, сияния, усиления солнечного света. Если приглядеться к ярко-синему январскому небу, то месяц оправдывает своё название. Зиму издавна любил народ, О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зиме? 

Чтение детьми стихов о зиме.

  1. Зима забавами полна,     

 Нам не даёт скучать она!

  Зима-пора снеговиков,        

  Весёлых санок и коньков.                

  1. Белый снег пушистый

       В воздухе кружится

       И на землю тихо

       Падает, ложится.

  1. Ой, летят, летят снежинки
    Белоснежные пушинки.
    Это зимушка зима 
    Рукавами повела.
  2. Укрывшись свежим снежным пухом,
    Уснут леса, пруды, поля -
    Запахнет крепче русским духом
    Калининградская земля.

-   В старину

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод. (Хоровод под русскую народную музыку)

А еще они играли, предлагаю поиграть.

                                 Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

- Какие же вы молодцы.  Чтобы нам не заскучать, предлагаю небылицу рассказать:

 Вы послушайте, ребята,
Небылицу расскажу:

На носу растут опята,
Я им варежки свяжу.

  1. Надевала Манечка

Варежки на ножки,

Прицепила к голове

Красные сапожки.

  1. На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.

  1. Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

Какие веселые небылицы вы знаете. Ребята, есть у меня кошка, Мурка, хорошая кошка, мышей ловить любит, а еще погоду мне подсказывает, знаете как? (Ответы детей)

- Если кошка свернулась клубочком и закрывает лапкой нос, то это значит жди мороза.

А  какие приметы вы знаете?

«Если в печи потрескивают дрова, значит, будет холодно».

«Шумит лес зимой – к оттепели».

«Если зимой сухо и холодно – летом будет сухо и жарко».

«Если синичка с утра пищит – жди ночью мороза».

Нас еще работа ждет. Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики. И поиграем в народную игру «Фурчалка» Для этого нам понадобится игрушка, сделанная из подручного материала, который был в любой русской избе. Это деревянная пуговица и крепкая нитка. Рассмотрите игрушку. (Раздаю каждому ребенку) Описание: Через две дырочки в крупной деревянной пуговице продевается прочная нитка, завязывается узелок.

Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица начинает издавать звуки. Звуки могут быть разные. (Предлагаю попробовать поиграть, наглядно показываю, как это делается)

- Проверим, кто из вас самый ловкий. 

Игра «Смотай клубок»

- Ребята, а хотите мы с вами ещё и поиграем? Игра называется «Что было, что стало». Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите?

Ответы детей:

- Правильно сапоги, сандалии, ботинки и т.д.

- Раньше щи варили в чугунках, а теперь?

- Раньше на лошадях ездили, а теперь?

-Правильно на машине, велосипеде.

Ребята пришло время нам с вами возвращаться в свое время в нашу группу.

- Ну, что закрывайте глаза и повторяйте за мной заветные слова: «Один, два обернись, в нашем мире окажись».

-  Ребята, понравилось вам в гостях? А что вам больше всего запомнилось? 

Самоанализ организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

                                                                                       Подготовила: Дудина С.А.

                                                                                              27.01.2022г.

Занятие проводила с детьми старшей группы, присутствовало 8 детей в возрасте то 5 до 6 лет.
Тема: «Зимние посиделки».

Цель: Воспитание патриотизма, развитие связной речи и приобщение детей старшей группы к истокам народной культуры на основе использования малых фольклорных форм.

Задачи:

Образовательные:

- Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, отмечать их пользу и красоту.

-  Систематизировать знания о зиме, зимних явлениях

- Учить подбирать прилагательные к существительным;

- учить понимать смысл загадок, пословиц 

Развивающие:

- развивать умения совместно общаться со сверстниками и взрослыми в процессе игр.

– развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение  к культуре, творчеству и традициям русского народа.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», .

Предварительная работа:

  • оформление в группе уголка в стиле русской избы;
  • изготовление печи;
  • проведение бесед на тему «Культура русского народа»;
  • чтение и разучивание произведений русского народного фольклора и стихов о зиме;

Материал: декорации русской избы, русский народный костюм для воспитателя, сундук, дидактическая игра «Прошлое и настоящее», матрешки с загадками, МР3 проигрыватель, семена тыквы и гороха, клубки с пряжей.

   

   Занятие проходило в виде путешествия в прошлое. Перед началом занятия было приготовлено всё необходимое оборудование. Содержание конспекта занятия соответствовало уровню развития детей 5-6 лет и программным задачам. 

      Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное  восприятие.
  Организованная образовательная деятельность  была спланирована и проведена в игровой форме. Весь ход продуман, все части взаимосвязаны и объединены между собой одним общим сюжетом.
 Вводная часть прошла последовательно и методически правильно (дети были заинтересованы), выдержана по времени. Основная часть так же прошла последовательно, выдержана по времени.  На занятии были использованы  различные методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутки. 

    Переход от одной части к другой был постепенным и увлекательным.
    На протяжении всего занятия побуждала детей давать развёрнутые ответы, говорить полными предложениями, старалась, что бы все дети были активными. На каждый момент организованной образовательной деятельности были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Использованные на занятии пособия и оборудование соответствовали эстетическим и гигиеническим нормам. Самочувствие детей было хорошим. Речь воспитателя была правильной и эмоциональной.  На мой взгляд, все поставленные задачи были реализованы, занятие прошло интересно и методически правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.

Непосредственно образовательная  деятельностиь проводится   для детей   среднего дошкольного  возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...

зимние посиделки.

Знакомство детей с народными праздниками....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

Конспект зимнего развлечения "Зимние посиделки" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект зимнего развлечения "Зимние посиделки" для детей старшего дошкольного возраста направленный на формирование познавательного интереса детей и взрослых в организации игровой деятельности ч...

Конспект вечера развлечений в старшей группе на тему: «Зимние посиделки».

Познавательное занятие о том , как раньше люди продуктивно проводили свободное время....

Конспект занятия на тему «Зимние посиделки»

Приобщение дошкольников к русской культуре, народным традициям и обычаям....

Конспект развлечения для старшей и подготовительной групп «Зимние посиделки». Закрытие «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений» в Истринском муниципальном районе на тему «Традиции и инновации».

Конспект развлечения сокращен для проведения развлечений и досугов в детском саду. Он является частью общего сценария закрытия «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений»...