Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи. Тема : "В гостях у мастера Словообразования"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евфимова  Виктория Васильевна

                                 Конспект занятия по развитию речи

                                  в старшей группе на тему:

                                  «В гостях у мастера Словообразования»

Задачи. Образовательные

Продолжать  работу над развитием речевой деятельности. Учить подбирать  однокоренные слова. Учить выделять в слове корень.  Формировать представление о словообразующей роли приставки, ее семантическом значении. Закрепить умение называть слова признаки к заданному слову. Активизировать словарь детей новыми словами. Формировать представление у детей о предложении, как интонационно – смысловой единице речи. Упражнять в употреблении распространенных предложений. Учить считать слова в предложении, сколько слов в предложении, в каком порядке следуют. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво. Выкладывать предложение – схему.

Развивающие

Развивать словесно – логическое мышление, внимание, память.

Развивать навыки словообразования, словотворчества. Развивать мыслительные процессы. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

 

Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку. Умение слушать воспитателя, выполнять определенные задания. Воспитывать активность и самостоятельность в работе.

Оборудование

Светящееся дерево с листочками, мастер Словообразование, схемы человечков ( приставка – шляпка, корень – голова, суффикс – форма, окончание – обувь), бумажные самолетики.  Подбор картинок лес, дом, снег, лист, лед – для подбора родственных слов. Подбор картинок  для работы с словосочетаниями: человек, цветок,  река, дерево, вода. Называть слова признаки. Конверты с моделями предложений.

Предварительная работа: Игра: «Третий лишний», схемы предложений.

Закрепить знаки препинания. Изготовление бумажных самолетиков.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_mastera_slovoobrazovaniya.docx523.42 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                        «Детский сад «Солнышко» города Алушта

                                 Конспект занятия по развитию речи

                                  в старшей группе на тему:

                                  «В гостях у мастера Словообразования»

                                                   Воспитатель: Евфимова Виктория Васильевна

                                                   1-ая квалификационная категория

                                                   2022г.

Задачи. Образовательные

Продолжать  работу над развитием речевой деятельности. Учить подбирать  однокоренные слова. Учить выделять в слове корень.  Формировать представление о словообразующей роли приставки, ее семантическом значении. Закрепить умение называть слова признаки к заданному слову. Активизировать словарь детей новыми словами. Формировать представление у детей о предложении, как интонационно – смысловой единице речи. Упражнять в употреблении распространенных предложений. Учить считать слова в предложении, сколько слов в предложении, в каком порядке следуют. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво. Выкладывать предложение – схему.

Развивающие

Развивать словесно – логическое мышление, внимание, память.

Развивать навыки словообразования, словотворчества. Развивать мыслительные процессы. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку. Умение слушать воспитателя, выполнять определенные задания. Воспитывать активность и самостоятельность в работе.

Оборудование

Светящееся дерево с листочками, мастер Словообразование, схемы человечков ( приставка – шляпка, корень – голова, суффикс – форма, окончание – обувь), бумажные самолетики.  Подбор картинок лес, дом, снег, лист, лед – для подбора родственных слов. Подбор картинок  для работы с словосочетаниями: человек, цветок,  река, дерево, вода. Называть слова признаки. Конверты с моделями предложений.

Предварительная работа: Игра: «Третий лишний», схемы предложений.

Закрепить знаки препинания. Изготовление бумажных самолетиков.

Сегодня мы постараемся поговорить обо всем на свете.  Все на свете состоит из чего – то. Облака состоят из множества водяных капелек, лес из деревьев, дома из кирпичей, а из чего же строятся слова, нам только предстоит разгадать. Так как тайна необычная, то и лес необычный, и средства передвижения тоже необычные.

Чем больше мы назовем слов, которые обозначают движение, тем быстрее окажемся в нужном месте.

               / идти, бежать, лететь, прыгать, плыть…/

Так как накануне мы делали самолетики, то нам больше всего подходит слово « лететь». Предлагаю закрыть глаза и  с  помощью силы мысли пролететь огромное расстояние за несколько секунд. Открываем глаза. Вот мы и оказались в волшебном лесу. Смотрите, какое роскошное светящееся дерево. Вы заметили, что на нем растут ни листочки,  а слова.

Мастер: Здравствуйте, ребята!  Я вижу,  вы тоже любите делать из бумаги разные предметы. А я из бумаги делаю бумажных говорящих человечков, а вот как сегодня я вам покажу и научу.

Дерево , которое вас так удивило – это сказочный дуб.  Слова на этом дереве растут, как листья на ваших деревьях. Погибнет корень- завянут листья. Нет корня, нет слова.

 Как настоящий мастер - бизнесмен , я имею три магазина:  магазин «шляп– приставки»,  магазин: «формы – суффиксы», магазин « обувь –окончания».

Вы знаете,  из чего состоит слово?  Из букв.                                                                      А чем наполнено слово? Смыслиночками.

Род, народ, родня, Родина.                                                                                                  Какой смысл вложен в это слово: семья, целое, родимое, любимое, ценное, значимое.                                                                                                                         Какие пословицы вы знаете о семье, о Родине.

А сейчас я буду выкладывать говорящее бумажное слово, а вы помогите его озвучивать.

Слова, которые вырастают из одного корня, называют однокоренными.                    Я вас приглашаю в мой магазин, попробуйте сами сделать бумажного человечка.

Для этого, я вам дам несколько листочков с моего волшебного дерева. Прочитайте, какое слово на нем написано. Можете определить, какое слово, короткое или длинное?                                                                                                        - Правильно, короткое. Сколько гласных, столько и слогов.                                          Одевая, шляпку, форму, обувь, что происходит со словом? Оно растет, становится длиннее.

Например, ключ, включил, переключила, заключила, подключил.                               Вы можете менять шляпки, форму, обувь, но нельзя менять корень, иначе исчезнет слово. Слово – всему голова. Сначала идет корень – главный смысл, а потом форма.

Я буду называть слово, а вы будете подбирать однокоренные слова.                          А мои самоцветы помогут вам думать, достаточно их потереть, передать другому и назвать слово.

Мастер называет слова: снег, лес, дом, лист, лед.                                                                                            Дети подбирают к  ним однокоренные. Например, Лес, лесной, лесник, полесье. Аналогично с каждым словом.

Теперь вы поняли, что корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. А сейчас я предлагаю игру: «Третий лишний», где будет видно, как вы поняли, что такое однокоренные слова. Ваша задача: определить не родственное слово.

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Водичка, водитель, водяной.

Сосна, дерево, деревянный.

- Мастер: А сейчас я предлагаю вам поиграть с вашими самолетиками, коль вы на них прилетели. Я так понимаю, что каждый из вас мечтает о личном самолете. Я подаю сигнал, а вы выполняете движение.

Самолеты вылетели. Дуб облетели. Через гору перелетели. По облаком пролетели. На землю прилетели.

Подвижная игра: «Самолеты».

Вы хорошо научились придумывать слова. А умеете ли вы подбирать красивые слова к заданному слову. Предлагаю присесть под дубом. Отдохнуть и подумать.

Какое у меня дерево? Высокое, старое, ветвистое. светящееся, сказочный.             Какой цветок? Ароматный, красивый, садовый, душистый, красный.

Аналогично с другими словами: река, человек, вода.    

-Мастер: Вы умеете придумывать слова, словосочетания, а знаете ли вы, что такое предложение и какие они бывают.

 Дети называют предложения: повествовательные, вопросительные и восклицательные.                                                                                                             Ребята, мастер Словообразования удивил нас  своими бумажными человечками. А мы давайте удивим его, как мы умеем выкладывать и составлять предложения.

/ Дети садятся  за столы, берут конверты и выкладывают предложения/.                    Давайте расскажем Мастеру, что предложение всегда начинается с какой буквы? ( С заглавной).  

Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга. В конце предложения ставится точка, т. е. закончен смысл предложения.  

Дети выкладывают предложения под диктовку, счет слов в предложении, проговаривают громко и четко каждое слово.

  1. Самолет летит.
  2. Самолет летит высоко.
  3. Железный самолет летит высоко.
  4. Железный самолет с пассажирами летит высоко.

Мастер: Я вижу вы умные и сообразительные ребята.  Я научил вас короткое слово сделать длинным, а вы умеете короткое предложение превратить в длинное распространенное.  Мне было очень интересно с вами.

Надеюсь, вы не забудете нашу приятную встречу и расскажите  своим друзьям и родителям. Что вам больше всего понравилось.

Прощаются с Мастером. И с помощью силы мысли возвращаются в детский сад.                  

Представляю вам бумажных говорящих человечков. Где «шляпки – приставки», «формы – суффиксы», обувь –окончания».

    F:\ФОТО К ЗАНЯТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ\IMG_20220218_162110.jpg             F:\ФОТО К ЗАНЯТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ\IMG_20220220_100218.jpg

Выложите своих человечков и попробуйте их озвучить.

                          F:\ФОТО К ЗАНЯТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ\IMG_20220217_153519.jpg

Выкладываем предложения. Закрепляем понятие о предложении. Считаем сколько слов в предложении.

                            F:\ФОТО К ЗАНЯТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ\IMG_20220218_100721.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук "Л"!"

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе позволяет учить детей артикулировать звук «Л», закрепить произношение твердого звука в слогах и...

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б, бь"

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б,бь"...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи. Тема :"Озорные двойняшки"

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе            Тема. «Озорные двойняшки»Задачи. Образовательные.Учить детей различа...