Путешествие в зимний лес
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Обобщение представлений о диких животных, их образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les_ivanova_e.n.docx727.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема образовательной деятельности.

«Путешествие в зимний лес»

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель: Обобщение представлений о диких животных, их образе жизни. 

Задачи:

-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

-закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице, обогащать словарный запас детей;

- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;

-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему;

- развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;

- формировать навыки проведения экспериментов;

- развивать умение самостоятельно действовать, принимать активное участие в деятельности;

- воспитывать у детей познавательный интерес; доброжелательное отношение в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Презентация с заданиями к занятию, альбом «Дикие животные», карточки с изображениями зверей, снежный ком.

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах.

Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы, какая бывает зима;

просмотр презентации о диких животных наших лесов и их детенышей;

чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, репродукций;

лексико-грамматические упражнения;

разучивание физминуток, пальчиковых гимнастик, хороводных игр;

составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицы.

Организационный момент.

В.: - Собрались все дети в круг,

      Я твой друг и ты мой друг.

      Крепко за руки возьмемся

      И друг другу улыбнемся.

Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

 (В зоне познавательного развития выставлены альбом «Дикие животные», картинки по теме. Дети рассматривают их, воспитатель задает вопросы:

В.: - Кто это? (Волк, лиса и т.д.)

В.: - Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные)

В.: - Ребята, а где живут дикие животные? (В лесу)

В.: - Скажите, а почему этих животных называют дикими? (Они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах).

В.: - А как мы можем оказаться в лесу? (Ответы детей)

В.: -  Да, есть очень быстрый способ перемещения.

- Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять

Надо глазки закрывать,

Полетели, закружились

И в лесу все очутились

 (включается звук вьюги)

В.: - Посмотрите, куда же нас унесла вьюга? (картинка зимнего леса).

(Ответы детей)

В.: - Вот мы с вами оказались в зимнем лесу.

      Как здесь красиво! А воздух какой: свежий, морозный!

Дыхательная гимнастика

                    (Вдох через нос, выдох через рот-2 раза)

В.: - Пальчиком ноздрю закрой, подыши ноздрей другой (2 раза)

      Пальчик быстро поменяй, упражнение повторяй (2 раза)

      Вдох через нос,  на выдохе: "Как хорошо в лесу!"(2 раза)

В.: - Но, слышите, вьюга все завывает. Как она воет?

Дети. В-в-в-в.

В.: -Сосны, ели стонут от сильного порыва ветра: м-м-м-м (низким голосом).

Дети: - М-м-м-м.

В.: - А березки, осинки: м-м-м-м (высоким голосом)

Дети: - м-м-м-м (высоким голосом)

В.: - Вьюга затихает. В-в-в-в (тихим голосом).

Дети: -В-в-в-в.

В.: - Посмотрите на экран ( просмотр кадра презентации «Зимний лес»).

- Какой он?

( Да, вот такой он, зимний лес, белоснежный, загадочный.

 Как прекрасен лес зимой! Деревья стоят мохнатые, будто одели сказочный наряд. Ветки деревьев пушистые, покрытые серебристым снегом, словно превратились в волшебные белые крылья. Мягкий пушистый снег покрыл всю землю белоснежным ковром).    

 Вы, наверное, замерзли. Надо согреться.

Самомассаж.

Ах, какой в лесу мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

(Трут кончик носа.)

Ни к чему нам бить баклуши,

(Грозят правым указательным

пальцем.)

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

(Указательным и большим

пальцами держатся за мочки

ушей и вращают их вперёд,

затем назад)

По коленкам постучали,

(Стучат ладонями по коленям.)

По плечам похлопали,

(Руки скрестить на уровне груди,

хлопают ладонями по плечам.)

Ножками затопали!

          (Топают ногами.)

Вдруг экран чернеет  (Звучит аудиозапись:

Ребята, срочно нас спасите!

Срочно нам вы помогите!

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть?

Что нам пить и что нам есть!

Вы загадки отгадайте

И нас срочно выручайте!)

В.: - Что же случилось?

(Ответы детей.)

(Жителям леса требуется помощь, их заколдовал волшебник.)

В.: - Что же нам делать?

(ответы детей)

(Надо их найти и расколдовать. Помочь им вспомнить, где они живут и чем питаются зимой.

В.: - В кого нам надо превратиться на время? (в спасателей)

В.: - Но посмотрите на экран, что это?

(На экране появляются картинки с заданиями)

F:\ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ\какие дикие спрятались.jpg

C:\Users\111\Desktop\i.jpg

(ответы детей)

В.: - Да, ребята, это зашифрованные задания, выполнив которые, мы сможем спасти лесных жителей.

Основная часть:

В.:-Вы, готовы помочь лесным жителям?

В.:- Посмотрите на первую картинку. Что же здесь нам надо сделать?

( Нам надо разгадать заколдованных животных по силуэтам)

В.:- А помогут нам с этим заданием справится загадки.

Загадки:

-Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенек,

Промелькнул, как огонек?       (Белка)

-Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный?        (Волк)

-Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут ее  …..                        (Лиса)

-Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору?   (Заяц)

-Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Носится весь день.

Это …..       (Олень)

-Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой?       (Медведь)

- Сердитый недотрога,

живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

а нитки ни одной.           (Ёжик)

-Хочешь – верь или не верь.

Есть в лесу сохатый зверь.

Словно вешалки рога,

очень грозен для врага.

Шум в лесу. Что там стряслось?

То бежит огромный    (Лось)

- Длиннохвостый, ловкий, цепкий

  Быстро зверь бежит по веткам.

  Берегитесь белки,  птицы.

  В гости к вам спешит   (Куница)

В.: - Справились с заданием? Молодцы!

Теперь животные вспомнили кто они.

(В это время открывается следующее задание).

В.:-Что же означает следующая картинка, как вы думаете? (Нам надо рассказать, как живется зверям в лесу зимой).

В.:- А сейчас мы немного поиграем.

 Правило такое: я задаю вам вопрос и кидаю снежный ком, а вы, ответив, возвращаете его мне.

Игра «Дикие звери зимой». Воспитатель читает за автора.

В.: -Здравствуй, мишка! Как живешь?

Как ты зиму проведешь?

Ребёнок:  Я в берлоге буду спать,

Свою лапищу сосать

В.: -Здравствуй, белка! Как живешь?

Как ты зиму проведешь?

Ребёнок:  Я орешки припасла Возле теплого дупла.

Я по веткам поскачу, Шишку с елочки схвачу,

Буду я тогда сыта, Когда в лес придет зима.

В.: -Здравствуй, лисонька-лиса! Как ты, лисонька, живешь?

Как ты зиму проведешь?

Ребёнок:  Буду бегать по лесам, Буду бегать по полям

И в деревню забегу, Может, курочку найду.

Может, курочку найду, В свою норку унесу.

В.: -Здравствуй, ежик! Как живешь?

Как ты зиму проведешь?

Ребёнок: Буду в теплой норке спать,

а весной пойду гулять.

В.: -Здравствуй, лось! Как ты живешь?

Как ты зиму проведешь?

Ребёнок:  Буду в чаще я гулять,

Ветки с дерева глодать.

Очень голодно зимой,

Рад я веточке сухой.

В.: -Здравствуй, милый барсучок,

Черная спинка, серый бочок!

Как ты, барсучок, живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок.:  Буду в норке долго спать,

А потом весну встречать.

В.:- Молодцы! Справились со вторым заданием! Теперь звери знают, как они проводят зиму. Кто впадает в спячку, а кто нет.

В.:- Ребята, а вы знаете, что помогает зайцу зимой прятаться от хищника?

(У зайца много врагов: волки, лисы. Чтобы они не замети зайку, косой меняет свою серую шубку на белую).

В.: - Проведем опыт и проверим, правильно ли мы думаем.

У нас два силуэта зайца- белого и серого и лист белой бумаги- зимний лес.

Давайте приложим по очереди силуэты зайца, что вы видите.

Ответы детей (Вывод: серого зайца видно на белом фоне, а белого не видно это помогает зайцу быть незаметным в зимнем лесу).

(открывается следующее задание)

В.: - Как вы думаете, что означает следующая картинка с заданием?

(Назови детёныша животного)

(Дети выполняют движения под музыку)

Морозным ясным днем зимой звери шли лесной тропой:

За мамой лосихой топал…лосенок (топают)

За мамой лисицей крался…лисенок (на носочках)

За мамой белкой скакали…бельчата (подскоки)

За мамой зайчихой косые…зайчата (прыжки на 2 ногах)

Волчица вела за собою…волчат (широкий шаг)

За мамой рысью катился …рысенок-котенок (плавные движения)

Животные все прогуляться хотят (лицом в круг, ходьба на месте)

С милой мамой барсучихой, в норке теплой сопел ….барсучонок

В берлоге с медведицей спал… медвежонок (руки под пр. щеку)

А с мамой ежихой в норке…ежонок (руки под лев. щеку).

В.: - Ну что, отдохнули!

Молодцы, ребята! Назвали детенышей зверей. Посмотрите, мы справились еще с одним заданием

(открывается последнее задание)

В.: - У нас осталось последнее задание. Что мы должны сделать?  (ответы детей: составить рассказ о животных по схеме).

В.: - Правильно!

      - Вы должны сказать:

  1. Как называется животное.
  2. Цвет (окрас).
  3. Из каких частей тела состоит.
  4. Чем покрыто?
  5. Какие звуки издает?
  6. Чем питается?
  7. Где живёт?
  8. Как проводит зиму?
  9. Какую пользу человеку приносит?

(Даю пример описательного рассказа).

Это ежик. Он коричневого цвета. У ёжика есть туловище, голова, ушки, маленький хвостик и маленькие ножки, но бегает ежик быстро. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ёжик – хищник, т.к. питается мышами, змеями. Живёт в лесу. На зиму впадает в спячку. Польза для человека – поедает мышей.

Варианты ответов детей. Дети работают в подгруппах по картинке. Отвечают по очереди: один ребенок начинает рассказывать, другой продолжает, третий заканчивает описание.

(Варианты ответов детей.)

 Это лиса. Лиса - животное среднего размера. Шерсть у неё рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Живёт в лесу. Питается лиса различными животными. Они приносят огромную пользу для человека, так как кушают мышей и прочих грызунов, разоряющих урожай. Ещё они являются «санитарами леса», очищая его от падали и активно поедая майских жуков весной. Вред: Нередко, лисицы нападают на скот, который принадлежит людям.

Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Кушает орехи, жёлуди. Белки едят насекомых и их личинок, в том числе, которые являются вредителями.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведя называют косолапым. Живёт в лесу. Животное питается лесными орехами, различными плодами, корой деревьев, ягодами и травами.

Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Питается орешками деревьев, сочной корой кустарников и молодых деревьев, плодами и листьями черники и брусники, малины. Приносит для человека пользу – мясо и мех.

В.: - Молодцы! Очень интересные у вас рассказы получились.

Гимнастика для глаз:

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз,

Часто поморгайте глазами, а теперь- закройте их.

(пока у детей закрыты глаза, открывается вся панорама «Жизнь диких животных в лесу зимой»)

В.: -  Посмотрите, ребята, что произошло! Все встало на свои места.

- Справились мы с заданием?! У нас все получилось?!

(Да, помогли мы животным, вспомнили они, кто они, где живут и чем питаются.

Ребята, вы сегодня составили очень интересные рассказы, а о ком они были? (О диких животных.)

В.: - Ребята, а как нужно относиться к диким животным? (Относится к животным следует как к братьям нашим меньшим, то есть с заботой, добротой и вниманием. Не допускать жестокости, то есть бережно.)

В.: - Правильно, молодцы! Вы добрые, хорошие ребята, поэтому я думаю вы не будете обижать ни зверей, не птиц, а будете только им помогать.

В.: - Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться в детский сад!

 Давайте закроем глаза, и я произнесу волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять

Надо глазки закрывать,

Полетели, закружились

И в саду все очутились.

Заключительная часть 

В.: - Ребята, скажите, а кому мы сегодня с вами помогли?

- Ребята, а вы хотите кому-нибудь рассказать о том, что происходило на нашем занятии?

- Где могут пригодиться ваши знания?

- Все у нас получилось?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- На этом наше занятие закончилось. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята.

(Дети вместе с педагогом прощаются с гостями)

В.:- А помогут нам с этим заданием справится загадки.

Загадки:

-Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенек,

Промелькнул, как огонек?       (Белка)

-Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный?        (Волк)

-Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут ее  …..                        (Лиса)

-Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору?   (Заяц)

-Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Носится весь день.

Это …..       (Олень)

-Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой?       (Медведь)

- Сердитый недотрога,

живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

а нитки ни одной.           (Ёжик)

-Хочешь – верь или не верь.

Есть в лесу сохатый зверь.

Словно вешалки рога,

очень грозен для врага.

Шум в лесу. Что там стряслось?

То бежит огромный    (Лось)

 Длиннохвостый, ловкий, цепкий

 Быстро зверь бежит по веткам.

 Берегитесь белки,  птицы.

 В гости к вам спешит   (Куница)

В.: Справились с заданием? Молодцы!

В.:-Как вы думаете, что означает следующая картинка с заданием?

(Назови детёныша животного)

Морозным ясным днем зимой звери шли лесной тропой:

За мамой лосихой топал…лосенок (топают)

За мамой лисицей крался…лисенок (на носочках)

За мамой белкой скакали…бельчата (подскоки)

За мамой зайчихой косые…зайчата (прыжки на 2 ногах)

Волчица вела за собою…волчат (широкий шаг)

За мамой рысью катился …рысенок-котенок (плавные движения)

Животные все прогуляться хотят (лицом в круг, ходьба на месте)

С милой мамой барсучихой, в норке теплой сопел ….барсучонок

В берлоге с медведицей спал… медвежонок (руки под пр. щеку)

А с мамой ежихой в норке…ежонок (руки под лев. щеку).

В.: Ну что, отдохнули!

Молодцы, ребята! Назвали детенышей зверей. Посмотрите, мы справились еще с одним заданием

 

В.: - Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться в детский сад!

Заключительная часть

В.:

- Ребята, скажите, а кому мы сегодня с вами помогли?

- Ребята, а вы хотите кому-нибудь рассказать о том, что происходило на нашем занятии?

- Где могут пригодиться ваши знания?

- Все у нас получилось?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- На этом наше занятие закончилось. Спасибо вам, вы большие молодцы.

И давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....