Картотека дидактических (познавательно-речевых) игр и упражнений по теме: «Спорт», «Олимпиада»
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Павлова Елена Анатольевна

Представлен перечень игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы: "Спорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ (познавательно-речевые)

 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

по теме: «Спорт», «Олимпиада»

Познавательная часть:

Дети должны знать:

названия разных видов спорта;

как называются спортсмены разных видов спорта;

названия спортивных снарядов.

Речевое развитие:

Расширение словарного запаса детей:

названия: 

тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка);

признаки: 

легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый;

действия: 

заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться

Дидактическая игра  «Кому нужны эти вещи»

Цель. Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Материал. Предметные картинки из серии «Спорт».

                                 Ход игры

Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.

Лыжи нужны… (лыжнику) .

Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту) .

Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) .

Клюшка и шайба нужны (хоккеисту) .

Ракетка нужна (теннисисту) .

Дидактическая игра «Кто больше скажет слов о мяче? »

Цель. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч и другие спортивные атрибуты                             

  Ход игры

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, называет слово-признак или слово-действие.

Например:

Мяч, какой?. (Круглый, резиновый, упругий, красивый, большой, легкий, детский, спортивный, футбольный). (далее по аналогии все спортивные принадлежности)

Что умеет делать мяч?. (Он умеет прыгать, скакать, кататься, плавать, летать

Грамматический строй речи

Дидактическая игра «Кто что делает?» (детям от 6 лет) –

Цель : Образование существительных мужского и женского рода

Ходит на лыжах — лыжник, лыжница;

бегает на коньках — конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки — стрелок;

стреляет из лука — лучник, лучница;

играет в теннис — теннисист, теннисистка;

плавает — пловец, пловчиха;

играет в шашки — шашист, шашистка;

играет в шахматы — шахматист, шахматистка;

занимается туризмом — турист, туристка;

прыгает — прыгун, прыгунья;

занимается гимнастикой — гимнаст, гимнастка;

занимается борьбой — борец;

играет в хоккей — хоккеист, хоккеистка;

играет в футбол — футболист, футболистка;

занимается боксом — боксер;

занимается фигурным катанием — фигурист, фигуристка;

ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка;

ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка;

занимается акробатикой — акробат, акробатка;

прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка.

 «Один — много» (детям от 6 лет). 

Цель: Образование существительных множественного числа в родительном падеже

Спортсмен — много спортсменов, упражнение — упражнений, форма — форм, победитель — победителей, чемпион — чемпионов,

лыжница — лыжниц, лыжник — лыжников, пловчиха — пловчих, боксер — боксеров, хоккеистка — хоккеисток, велосипедист — велосипедистов.

 «Закончи предложение» (детям 6 лет)  

Цель: Образование сравнительной степени наречий

Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее.

Маша прыгает высоко, а Саша еще ... (выше).

Маша точно попадает в цель, а Саша еще ... (точнее).

Маша далеко ушла вперед, а Саша еще ... (дальше).

Лексический строй речи

 «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Цель: Поиск антонимов

Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить — молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, рано — поздно, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться — плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало, закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло — темно, трусость — храбрость, плохо — хорошо, вдох — выдох; зло — добро.

 «Беседа о физкультуре и спорте» (детям 6 лет)

Цель: Построение монолога

Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми, крепкими? Как называются люди, занимающиеся физкультурой? Как называются люди, занимающиеся спортом? Чем отличается спортсмен от физкультурника? Какие виды спорта вы знаете? Где занимаются спортсмены?(Легкоатлетический манеж, гимнастический зал, теннисный корт, стадион.) Какие спортивные принадлежности и оборудование вы знаете? Как называются самые крупные соревнования спортсменов? (Олимпиада, чемпионат.)

Упражнение  «Составь предложение»   

Цель: развитие связной речи

Детям раздаются картинки (наклейки) с зимними видами спорта.

- «Определите вид спорта, изображенный на картинке, составьте  предложение с этим видом спорта. Тот, кто составит, может вклеить картинку в свою тетрадь».

Упражнение « Исправь ошибку»:

Цель: развитие логического мышления, слухового внимания, расширение словаря по теме – Спорт.
Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Упражнение "Почему так назван?"

Цель:  словообразование, в том числе и  образование сложных слов.

Конькобежец - потому что бегает на коньках,
саночник - ...,
лыжник - ...,
сноубордист - ...,
хоккеист - ...,
фигурист - ...

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие мышления, закреплять знания видов спорта

   - Санки, лыжи, скалка, коньки.

    -Хоккей, баскетбол, фигурное катание, лыжный спорт.

  - футбол, волейбол, баскетбол, хоккей.

  - лыжник, хоккеист, повар, фигурист.

Игра «Отгадай загадки»

Цель: расширение лексики по теме: спорт, зимняя олимпиада

- «Ребята, а для чего нужны все эти предметы?» (Для зимних видов спорта).

- «Я буду читать загадки, а вы попробуйте отгадать, про какой вид спорта эта загадка».

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – ….

(Хоккей)

Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь.

(Лыжные гонки.)

Катаюсь  на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы,

Сам на горку пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

(санки, санный спорт)

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется…

 (Фигурное катание)

Он на лыжах, но как птица 
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт.
Как гора зовётся, с которой он несётся?
(трамплин, прыжки с трамплина)

Лыжа здесь всего одна.
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем.
Кувыркаться можем даже

(сноуборд, сноубординг)

Риска, скорости любитель

Снежных склонов покоритель

И на лыжах мчится он

С высоченных самых гор

(горные лыжи)

Мы бежим все по лыжне
С винтовкой каждый на спине.
И как вид спорта тот зовётся?
Ответить кто из вас возьмётся?

(биатлон)

Кто десять километров,

Качая в такт рукой,

Бежит по льду, стараясь,

Согнувшись кочергой?

(конькобежный спорт)

Посмотрите – вот герой,

Он летит вниз головой,

Животом на санках лежа.

Страшно, аж мороз по коже

(скелетон)

На площадке ледяной

Игроки метут метлой.

И по льду гоняют камень.

Что за спорт тут перед нами?

(керлинг)

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На ворота эти

Натянули сети. (Стадион.)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи, лыжник)

Физкультминутки.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

*******

Раз-два-три – на месте шаг,

Палки лыжные в руках.

Мы вперёд руками вертим.

Пусть по классу дует ветер!

А теперь назад покрутим,

Снова ветер делать будем.

Возле стульев мы идём

И в ладоши звонко бьём.

Раз – хлопок, и два – хлопок,

И за парту сядь, дружок.

*******

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой - бросок!

Прямо в цель летит снежок.

******

Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем)

Он деревья крутит, вертит вправо и влево.

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет,( Прыжки)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

Олимпиада.

Авторское стихотворение - автор Татьяна Петухова

Мы россияне. Гордимся мы очень.

Огонь олимпийский гореть будет в Сочи!

Флаг олимпийский будет поднят,

Олимпиаду откроет спортивный парад.

Парад чемпионов каждой страны.

Героями мы гордиться должны,

Мечтают они улучшить рекорд.

Девиз чемпионов - да здравствует СПОРТ"

Гостям пожелаем славных побед.

В душе пусть останется праздника свет.

В честной борьбе пусть будет успех.

"Болеть" горячо будем за всех.

Спортивных побед пожелаем своим.

Пусть чаще звучит российский наш гимн!

Пусть будут победы. Будут награды,

Выше знамёна ОЛИМПИАДЫ!

 

Стихотворение может быть использовано в беседах об олимпийских играх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна».

Конспект образовательной деятельности с  детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна». Задачи:1.      Расширять и обо...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию II младшая группа Тема "Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для второй младшей группы, позволит расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавли...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

Комбинированное занятие по развитию речи (познавательно-речевое) в подготовительной группе по теме "Путешествие по осеннему лесу"

Дети развивают правильность грамматического строя речи, расширяют словарный запас. Учатся придумывать полные предложения по картинкам. Закрепляют навыки счета в пределах 6. Беседуют о погоде....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в подготовительной группе Тема: «Весеннее пробуждение (Обобщение)»

Программные задачи:Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь.Словарная работа: Расширять и уточнять знания детей об окружающе...