Статья «Развитие речи детей посредством дидактических игр»
статья по развитию речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitiya_rechi.docx908.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие речи детей посредством дидактических игр»

Выполнила : Салдаева Светлана Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад №340 »

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня огромное значение. Только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах, познает окружающий мир. Именно благодаря речи выражает свои чувства и эмоции, свои потребности. От того, насколько точно, ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. И если не вмешаться в этот процесс, то наше с вами попустительство может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

К большому сожалению, современные дети больше находятся за компьютером, в телефонах, родители заняты своими делами, работой, очень мало времени уделяют детям, чтобы просто с ними поговорить. Поэтому с каждым годом, к сожалению, увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Именно игра- способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

     Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно - неверно'', ''можно-нельзя'', и другие.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в  играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь. 
Кроме того, игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.C:\Users\Dima\Desktop\Телефон\телефон 2\IMG_20210603_152559.jpg

Одной из главных моих задач была подобрать такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. В своей работе с детьми я использовала дидактические игры (игры с предметами, настольные - печатные, словесные), игры и упражнения с использованием метода моделирования (применение графической знаковой символики при заучивании стихотворений, составлении загадок, пересказе и сочинение сказок, использование схем для описания одежды, посуды, животных…).

    В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними.

      У детей появляется познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,

свободно высказываются, помогают друг другу.

       

У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

Таким образом, я могу сказать о том, что дидактическая игра даёт толчек для развития речевой активности дошкольников. Она направлена на владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности.

 

Список используемой литературы:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения      детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском   саду: пособ.    для    воспитателей. – М.: Детство-Пресс, 2009.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2009.

5, Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством дидактических игр

Консультация на тему "Развитие речи детей посредством дидактических игр"...

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"....

Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"

Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...

«Развитие речи детей посредством дидактической игры».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...

статья " Развитие речи детей посредством скороговорок"

О значении скороговорок для развития речи детей...

Статья развитие речи детей посредством пересказа

Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. Пересказ-это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельно...