Занятие по развитию речи "Составление сравнительного рассказа о диких животных
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Губина Надежда Ивановна

Занятие содержит составление описательного рассказа о животных лисе и зайце. затем дети сравнивают внешний вид и повадки этих животных. в занятии используются чистоговорки по теме "Дикие животные" и стихи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине».

Программные задачи

Образовательные задачи

  1. Содействовать формированию умений внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя).
  2. Рассуждать над  содержанием картины, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определенного пункта плана.

Развивающие задачи

  1. Создавать условия для организации и проведения упражнения в подборе слов, близких по значению, в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
  2. Способствовать развитию внимания, памяти.

Воспитательные задачи

  1. Формировать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: картина «Зимний лес», «Заяц», «Лиса», речевая схема (план - рассказа по картине).

Предварительная работа к занятию: беседы по зимнему времени года («Изменения в мире растений», «Как готовятся лесные звери к холодам», «Изменения в неживой природе».); составление с детьми загадок-описаний про лесных животных.

Словарная работа:

Связная речь: отвечают на вопросы развернутой фразой, используя предложения сложной конструкции.

Обогащение словаря: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лис, лиса, лисенок, лисята, семья.

Активизация словаря: прилагательные (голодные, трусливый, боязливый, пугливый, слабый), глаголы (испугался, спрятался).

Методы и приемы:

Наглядный метод: рассматривание картины.

Словесный метод: составление рассказа по картине.

Практический метод: пересказ рассказов по картине.

– словесный прием: речевой образец, повторное проговаривание, указание, оценка детской речи, вопрос.

– наглядный прием: показ картинок.

– игровой прием: использование загадок.

Средства обучения: общение взрослых и детей, литературная речь воспитателя, обучение родному языку на занятиях, художественная литература.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Ход занятия

1. Приветствие.

«Доброе утро!»

Дети стоят в кругу

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый станет добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Дети садятся на места.

2. Беседа.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Дети.               Сейчас идет зима, потому что идет зимний месяц январь.

Воспитатель. Какой сегодня день недели?

Дети.               Пятница.

Воспитатель.  Назовите все дни недели.

Дети.               Называют дни недели.

Воспитатель.  Назовите выходные дни

Дети.                Суббота, воскресение.

Воспитатель.  Сегодня великолепная погода. Мне очень захотелось отправиться в путешествие. А куда мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в волшебный дом,

Чудеса увидишь в нем!

                                  (Лес).

Воспитатель. Сейчас идет очень снежная зима. В лес у очень много снега. Просто идти в лес нельзя, потому что можно застрять в снегу. Мы пойдем на лыжах.

Прежде чем мы зайдем в лес, нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

1. Не ломать веток в лесу.

2. Не бросать мусор.

3. Не шуметь, не пугать птиц и животных.

Воспитатель.  Вы готовы?

Дети.                Да.

Воспитатель.

На прогулку в зимний лес

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти!

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем,

Много интересного

Мы всегда в лесу найдем!

(Дети встают друг за другом и имитируют бег на лыжах.)

Воспитатель. Мы идем по лесу. Впереди заснеженные деревья. А вот следы.

Два больших по краям, а в середине два маленьких следа. Чьи это следы?

Дети.               Заячьи.

Ребенок читает стихотворение.

В лесу недолго до беды.

Умей запутывать следы!

Попробуй, угадай-ка,

Куда девался зайка!

Туда-сюда петляет след.

Где зайка был, там зайки нет!

Воспитатель.  А вот и сам заяц. Не шумите, а то он испугается и убежит.

(На мольберте картинка «Заяц»).

Воспитатель. Дети, рассмотрите зайца. Давайте опишем его.

Дети.               Заяц – дикое животное. Он живет в лесу. К зиме он меняет шубку  с серой на белую. Она теплее и скрывает от врагов на белом снегу. У зайца есть туловище, голова, 2 передние и 2 задние лапы, и хвост.

Туловище зайца покрыто теплым мехом. На голове у него два длинных уха. Ими заяц хорошо слышит, когда надвигается опасность. Передние лапы зайца короткие, а задние – длинные и сильные. Ими заяц хорошо отталкивается, чтобы далеко прыгать.

Заяц живет под кустиком. Он часто перебегает с места на место. Это травоядное животное . Он питается корой деревьев  и ветками. Летом он ест траву. Когда заяц в опасности, он может громко кричать. Заяц хорошо  и быстро бегает, прыгает, путает следы, потому что он всех боится.

Человек использует мех зайца для тепла. Но заяц может приносить вред человеку. Когда мало еды, он забегает в сады и обгрызает кусты.

(Воспитатель спрашивает нескольких детей. Дети  составляют рассказ о зайце).

Воспитатель. Хорошо. Сфотографируем зайца и пойдем дальше.

Физкультминутка.

Зайцы утром рано встали

(Ходьба на месте).

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг да прыг

(Прыжки на месте).

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу.

(Имитировать движение лисы).

Кто там скачет интересно?

(Пожать плечами).

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

(Руки на поясе. Повороты влево, вправо).

Но зайчата быстро скачут.

(Прыжки на месте).

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают

(Рывки руками перед грудью).

И зайчата убегают.

(Бег на месте).

Вот голодная лиса тяжело вздыхает

(Вздыхают)

Садится, отдыхает.

(Садится, отдыхает).

Воспитатель. Ребята, вот снова следы. Чьи это следы?

Дети. Лисьи.

Ребенок читает стихотворение.

У лисы хвост пушистый

И такой большой-большой.

На макушке две подружки,

Эти маленькие ушки,

Сторожат ее покой.

Рыжая плутовка,

Ах, какая ловкая!

Не сидится в норке ей, -

Ловит для лисят мышей.

Воспитатель. Дети, рассмотрите лису. Давайте опишем ее.

Дети.               Лиса  – дикое животное. Она живет в лесу.   Мех у лисы мягкий и пушистый рыжего цвета. У лисы есть туловище, голова, 2 передние и 2 задние лапы, и хвост.

На голове у нее два маленьких уха. Лапы у лисы сильные. На них она пробегает большие расстояния, когда ищет добычу.

Лиса живет в норе. Это хищное  животное. Она питается мелкими животными , грызунами, птицами.  

Человек использует мех лисы для тепла. Но лиса может приносить вред человеку. Когда мало еды, она забегает в птичники и крадет кур.

(Воспитатель спрашивает нескольких детей. Дети  составляют рассказ о лисе).

Воспитатель. Давайте сфотографируем лису.

Пора возвращаться назад.

Раз, два, три, четыре, пять

В группе снова мы опять.

Дети возвратились из экскурсии по лесу.

Воспитатель. Дети, садитесь на свои места. Сейчас мы вместе проговорим чистоговорку про зайцев.

 Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.

Пле-пле-пле – белока живет в дупле

Ех-ех-ех – белочка грызет орех

Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Ов-ов-ов – не боимся мы волков.

Смотрите, у нас есть фотографии зайца и лисы.

Мы сравнить лису и зайца.

Воспитатель. Кто это лиса и заяц?

Дети.               Лиса и заяц – дикие животные. Они живут в лесу. Заяц меняет шубку с серой на белую, а лиса не меняет. У нее нет врагов. Она всю зиму ходит в яркой шубке. У зайца и лисы есть голова, туловище. Лапы у лисы одинаковой длины, а у зайца передние лапы короче задних.  С помощью задних лап заяц может далеко прыгать, путать следы. Хвост у лисы длинный, пушистый, а у зайца короткий.

 У зайца и лисы на голове есть уши. У лисы они короткие, а у зайца длинные.              

Лиса живет в норе, а заяц под кустиком.

Лиса – хищное животное, а заяц травоядное.

Человек использует мех лисы и зайца для тепла.

Воспитатель.   Правильно.

Давайте подведем итог занятия.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

1. Какие животные лиса и заяц? Домашние или дикие?

2. Чем они отличаются друг от друга?

(Лиса хищное животное, а заяц травоядное).

3. Назовите внешние отличия зайца и лисы.

(Дети называют отличия ).

Воспитатель. Занятие закончено. Вы молодцы. Спасибо.



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине».

Программные задачи

Образовательные задачи

  1. Содействовать формированию умений внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя).
  2. Рассуждать над  содержанием картины, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определенного пункта плана.

Развивающие задачи

  1. Создавать условия для организации и проведения упражнения в подборе слов, близких по значению, в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
  2. Способствовать развитию внимания, памяти.

Воспитательные задачи

  1. Формировать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: картина «Зимний лес», «Заяц», «Лиса», речевая схема (план - рассказа по картине).

Предварительная работа к занятию: беседы по зимнему времени года («Изменения в мире растений», «Как готовятся лесные звери к холодам», «Изменения в неживой природе».); составление с детьми загадок-описаний про лесных животных.

Словарная работа:

Связная речь: отвечают на вопросы развернутой фразой, используя предложения сложной конструкции.

Обогащение словаря: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лис, лиса, лисенок, лисята, семья.

Активизация словаря: прилагательные (голодные, трусливый, боязливый, пугливый, слабый), глаголы (испугался, спрятался).

Методы и приемы:

Наглядный метод: рассматривание картины.

Словесный метод: составление рассказа по картине.

Практический метод: пересказ рассказов по картине.

– словесный прием: речевой образец, повторное проговаривание, указание, оценка детской речи, вопрос.

– наглядный прием: показ картинок.

– игровой прием: использование загадок.

Средства обучения: общение взрослых и детей, литературная речь воспитателя, обучение родному языку на занятиях, художественная литература.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Ход занятия

1. Приветствие.

«Доброе утро!»

Дети стоят в кругу

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый станет добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Дети садятся на места.

2. Беседа.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Дети.               Сейчас идет зима, потому что идет зимний месяц январь.

Воспитатель. Какой сегодня день недели?

Дети.               Пятница.

Воспитатель.  Назовите все дни недели.

Дети.               Называют дни недели.

Воспитатель.  Назовите выходные дни

Дети.                Суббота, воскресение.

Воспитатель.  Сегодня великолепная погода. Мне очень захотелось отправиться в путешествие. А куда мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в волшебный дом,

Чудеса увидишь в нем!

                                  (Лес).

Воспитатель. Сейчас идет очень снежная зима. В лес у очень много снега. Просто идти в лес нельзя, потому что можно застрять в снегу. Мы пойдем на лыжах.

Прежде чем мы зайдем в лес, нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

1. Не ломать веток в лесу.

2. Не бросать мусор.

3. Не шуметь, не пугать птиц и животных.

Воспитатель.  Вы готовы?

Дети.                Да.

Воспитатель.

На прогулку в зимний лес

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти!

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем,

Много интересного

Мы всегда в лесу найдем!

(Дети встают друг за другом и имитируют бег на лыжах.)

Воспитатель. Мы идем по лесу. Впереди заснеженные деревья. А вот следы.

Два больших по краям, а в середине два маленьких следа. Чьи это следы?

Дети.               Заячьи.

Ребенок читает стихотворение.

В лесу недолго до беды.

Умей запутывать следы!

Попробуй, угадай-ка,

Куда девался зайка!

Туда-сюда петляет след.

Где зайка был, там зайки нет!

Воспитатель.  А вот и сам заяц. Не шумите, а то он испугается и убежит.

(На мольберте картинка «Заяц»).

Воспитатель. Дети, рассмотрите зайца. Давайте опишем его.

Дети.               Заяц – дикое животное. Он живет в лесу. К зиме он меняет шубку  с серой на белую. Она теплее и скрывает от врагов на белом снегу. У зайца есть туловище, голова, 2 передние и 2 задние лапы, и хвост.

Туловище зайца покрыто теплым мехом. На голове у него два длинных уха. Ими заяц хорошо слышит, когда надвигается опасность. Передние лапы зайца короткие, а задние – длинные и сильные. Ими заяц хорошо отталкивается, чтобы далеко прыгать.

Заяц живет под кустиком. Он часто перебегает с места на место. Это травоядное животное . Он питается корой деревьев  и ветками. Летом он ест траву. Когда заяц в опасности, он может громко кричать. Заяц хорошо  и быстро бегает, прыгает, путает следы, потому что он всех боится.

Человек использует мех зайца для тепла. Но заяц может приносить вред человеку. Когда мало еды, он забегает в сады и обгрызает кусты.

(Воспитатель спрашивает нескольких детей. Дети  составляют рассказ о зайце).

Воспитатель. Хорошо. Сфотографируем зайца и пойдем дальше.

Физкультминутка.

Зайцы утром рано встали

(Ходьба на месте).

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг да прыг

(Прыжки на месте).

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу.

(Имитировать движение лисы).

Кто там скачет интересно?

(Пожать плечами).

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

(Руки на поясе. Повороты влево, вправо).

Но зайчата быстро скачут.

(Прыжки на месте).

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают

(Рывки руками перед грудью).

И зайчата убегают.

(Бег на месте).

Вот голодная лиса тяжело вздыхает

(Вздыхают)

Садится, отдыхает.

(Садится, отдыхает).

Воспитатель. Ребята, вот снова следы. Чьи это следы?

Дети. Лисьи.

Ребенок читает стихотворение.

У лисы хвост пушистый

И такой большой-большой.

На макушке две подружки,

Эти маленькие ушки,

Сторожат ее покой.

Рыжая плутовка,

Ах, какая ловкая!

Не сидится в норке ей, -

Ловит для лисят мышей.

Воспитатель. Дети, рассмотрите лису. Давайте опишем ее.

Дети.               Лиса  – дикое животное. Она живет в лесу.   Мех у лисы мягкий и пушистый рыжего цвета. У лисы есть туловище, голова, 2 передние и 2 задние лапы, и хвост.

На голове у нее два маленьких уха. Лапы у лисы сильные. На них она пробегает большие расстояния, когда ищет добычу.

Лиса живет в норе. Это хищное  животное. Она питается мелкими животными , грызунами, птицами.  

Человек использует мех лисы для тепла. Но лиса может приносить вред человеку. Когда мало еды, она забегает в птичники и крадет кур.

(Воспитатель спрашивает нескольких детей. Дети  составляют рассказ о лисе).

Воспитатель. Давайте сфотографируем лису.

Пора возвращаться назад.

Раз, два, три, четыре, пять

В группе снова мы опять.

Дети возвратились из экскурсии по лесу.

Воспитатель. Дети, садитесь на свои места. Сейчас мы вместе проговорим чистоговорку про зайцев.

 Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.

Пле-пле-пле – белока живет в дупле

Ех-ех-ех – белочка грызет орех

Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Ов-ов-ов – не боимся мы волков.

Смотрите, у нас есть фотографии зайца и лисы.

Мы сравнить лису и зайца.

Воспитатель. Кто это лиса и заяц?

Дети.               Лиса и заяц – дикие животные. Они живут в лесу. Заяц меняет шубку с серой на белую, а лиса не меняет. У нее нет врагов. Она всю зиму ходит в яркой шубке. У зайца и лисы есть голова, туловище. Лапы у лисы одинаковой длины, а у зайца передние лапы короче задних.  С помощью задних лап заяц может далеко прыгать, путать следы. Хвост у лисы длинный, пушистый, а у зайца короткий.

 У зайца и лисы на голове есть уши. У лисы они короткие, а у зайца длинные.              

Лиса живет в норе, а заяц под кустиком.

Лиса – хищное животное, а заяц травоядное.

Человек использует мех лисы и зайца для тепла.

Воспитатель.   Правильно.

Давайте подведем итог занятия.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

1. Какие животные лиса и заяц? Домашние или дикие?

2. Чем они отличаются друг от друга?

(Лиса хищное животное, а заяц травоядное).

3. Назовите внешние отличия зайца и лисы.

(Дети называют отличия ).

Воспитатель. Занятие закончено. Вы молодцы. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе "Дикие животные родного края".

Ряд игр представленных на занятии способствует не только развитию и разкреплению знаний об окружающем мире, но и вбольшей мере развивает грамотность речи....

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Дикие животные"

Занятие по развитию речи для детей старшей группы ДОУ. Оно направлено на закрепление лексической темы "Дикие животные" Дошкольники закрепляют знание повадок животных, их внешнем виде, пище, ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Дикие животные"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Дикие животные"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дикие животные"

Конспект занятяи по развитию речи в старшей группе "Дикие животные"...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Дикие животные зимой»

Программное содержание: Учить подбирать определения.Закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных и местоимений.Упражнять в названии детенышей животных.Уточнить пред...