Конспект Рыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гатиятуллина Надежда Викторовна

Конспект занятия по обогащению словарного запаса детей подготовительной группы в процессе речевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Рыбки"24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обогащению словарного запаса детей-дошкольников в процессе речевых игр.

Тема: «Рыбки»

Возраст: подготовительная группа

Цели:

Образовательная:

1. Формирование и расширение семантического слова «рыба»

Коррекционная

2. Развитие зрительного восприятия, фонематического слуха и восприятия слуховой памяти.

Воспитательная

3. Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Оборудование:

1. Кукла-звуковичок.

2. Картины с изображением рыб.

3. Объемные рыбки.

4. Мяч с шипами

5. Иллюстрация с изображением пословицы «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Ход образовательной деятельности:

этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Органи

зационный момент.

Правила поведения на занятии. Мяч по кругу передаем, правила наши мы назовем.

- слушать внимательно

- говорить четко, внятно

- не перебивать друг друга

- говорить выразительно

- уважать мнение каждого.

1. Заведем машину грузовую р – р - р

2. Заведем машину легковую р’ - р’ – р’

 - С каким звуком работаем?

- Показать на кукле-звуковичке.

- Дать характеристику звука

Основная деятель

ность

Словоизменение. Развитие зрительного внимания

1. Кто нарисован на картинке?

2. Кого нет во втором аквариуме?

3. Найдите две одинаковые рыбки. Кому мы нашли пару?

4. Кого мы увидели сквозь волны?

5. Рассмотрите рыбку сквозь волны. Кем вы любуетесь?

6. Узнайте предмет по контуру. О ком мы будем говорить?

Кого или что можно назвать рыбой?

- рыбы плавают в воде

- созвездие «рыбы»

- рыбой можно назвать человека

- существует позиция в домино с таким названием.

Развитие фонематического слуха.

Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон - это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком «р» вы услышите:

рак, вода, волна, ракушка, водоросли, чайка.

- Сколько рыбок у вас в аквариуме? Почему

 Образование родственных слов.

- Как мы назовем маленькую рыбу?

- Назовите рыбу ласково

- Как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина

А река текла, рябила

Посредине – глубина

Там гуляла …

- Как называется суп из рыбы?

- А жир рыбы, какой?

 - Как зовут человека, который ловит рыбу?

- Куда ранним утром пошел рыбачок?

- Какой крючок нужен для ловли рыбы?

- Как называется поселок в котором живут рыбки?

- Что делает на рыбалке рыболов?

- Мы придумали слова - родственники.

- Без какого слова не было бы этих слов?

 Называние слов, обозначающих действие предмета.

- Что делают рыбы в воде?

Плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются.

- Вы придумали слова действия.

Гимнастика для глаз.

  • Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

  • То зароются в песке

Динамическая пауза.

Игра «Наоборот»

  • Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот.

- Руки вниз!

- Поднять вверх правую руку, левую руку.

- Похлопали в ладоши

- Потопали ногами

- Поднялись вверх!

- Руки назад!

- Поднять правую руку, левую!

- Отойдите от своих стульчиков!

- Встали!

 Название слов – признаков предмета. Слова наоборот.

Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова - наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки р′-р.

Игра с перекидыванием мяча.

Рыба уродливая, страшная – красивая;

крошечная – огромная, громадная;

медлительная – стремительная, быстрая;

тихая, спокойная – игривая, резвая, шустрая;

блеклая, невзрачная – яркая;

одноцветная – разноцветная;

задиристая, боевая – осторожная.

- Какие вы называли слова

Согласование прилагательного с именем существительным. Работа над фразой.

- Рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

- В реке живут, какие рыбы?

- А в озере?

- А в море?

- В океане

Работа над многозначностью слова.

- Все рыбы разные, но у всех них есть одинаковые части тела.

- Что есть у всех рыб?

- Хвост есть не только у рыб (детям раздают картинки с изображением рыбы, лисы, самолета, девочки, птички, кометы).

Словесные логические задачи.

Сегодня вы хорошо потрудились. Но ведь, как известно «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

  • Чтение пословицы
  • Собрать пословицу из отдельных слов.

Помогите мне закончить пословицы и поговорки, в которых есть слово «рыба»:

- Биться, как рыба об … лед.

- Ни рыба, ни … мясо.

- Рыбак рыбака видит … издалека.

- Нем, как … рыба.

отвечать полными ответами

рыбка

рыбочка

рыбина

рыбный

рыбий

рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачок

на рыбалку

рыболовный

рыбацкий

рыбачит

без слова рыба

Дети «рисуют» глазами волну на стене:

сначала в одну сторону, затем в другую

частое моргание глазками)

ладошки потереть и

теплыми руками закрыть глаза

потопали ногами

дети хлопают в ладоши

дети присели на корточки

Это признаки предмета

Аквариумные

Речные

Озерные

 

Морские

Океанские

тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост

Заклю

чите

льная  часть

 Молодцы ребята, вы самые умные, внимательные, сообразительные.

-Ребята, теперь мы узнали много слов после нашей образовательной деятельности, пойдемте собирать наш аквариум для рыбок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69

Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей  ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Конспект "Рыбки в аквариуме"

Цель: Учить отщипывать маленький кусочек пластилина и скатывать шарик между двумя пальцами.Уметь работать на ограниченном пространстве.Воспитывать самостоятельность....

Конспект "Рыбки в аквариуме"

Цель: Учить отщипывать маленький кусочек пластилина и скатывать шарик между двумя пальцами.Уметь работать на ограниченном пространстве.Воспитывать самостоятельность....

Конспект НОД с детьми первой младшей групп "Рыбки, рыбки озорницы"

Конспект НОД с детьми первой младшей группы "Рыбки, рыбки озорницы" с использованием игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий....

Конспект "Рыбки"

конспект интегрированного занятия....