Педагогическая деятельность воспитателя по обогащению и активизации словаря дошкольников
статья по развитию речи

Педагогическая деятельность воспитателя по обогащению и активизации словаря дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая деятельность воспитателя по обогащению и активизации словаря дошкольников.

О. В. Ревина, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» городского округа город Воронеж

        Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдение и изучение действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомиться ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества, и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образования представления, отражение последнего в слове.         

        Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в его развитии первенствующую рол, значение же слова – второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности. Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком поле для своего развития, в большем пространстве для суждения. Путь опыта становиться слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных, всё осложняющихся восприятий.

        Обучение дошкольника составлению предложения с несколькими данными совами играет большую роль в развитии речи. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три – четыре слова, например, собака, старик, испугался. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака злая, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала». Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.

        Нужно учить дошкольников умению объяснять значение слов. Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей? Л. Н. Толстой отвечает на этот вопрос определенно и в высшей степени убедительно. Он говорил: «Я убедился только в том, что объяснения смысла слова и речи совершенно невозможны даже для талантливого учителя, не говоря уже о столь любимых бездарными учителями объяснениях, что сонмище «есть некий малый синедрион» и т. п. Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово впечатление, вы или вставляете на место объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово. Почти всегда непонятно не само слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие, притом отношение слова к мысли и образование новых понятий есть такой сложный, таинственный и нежный процесс души, что всякое вмешательство является грубой, нескладной силой, задерживающий процесс развития.

        Легко сказать – понимать, но разве не понятно каждому, насколько различны значения вещей можно понимать в одно время, читая одну и туже книгу? Ученик, не понимая двух – трех слов в фразе, может понимать тонкой оттенок мысли или отношение ее к предыдущему. Вы, учитель, налегаете на одну сторону понимания, а ученику вовсе не нужно того, что вы хотите объяснить ему. Иногда, он понял, только не умеет доказать вам того, что понял вас, сам же в то же время смутно догадывается и воспринимает совершенно другое и весьма для него полезное и важное»

        Эти глубокие по смыслу слова касающиеся учителя и ученика, важны и для воспитателей в дошкольном образовании, подтверждают те соображения, которые были высказаны по вопросу о восприятии детьми поэзии: ценно общее впечатление, а новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

        Попробовав предлагать детям семи лет объяснить такие слова, как красота, добро, можно убедиться, что дети не объясняют слово, не скрывают его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого понятия, оценку его, вроде следующих примеров: «Красота – это когда красиво». «Доброта – это хорошо. Добрые люди хорошие». Другое дело – объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана деятельность по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди.

        В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает другая – классификация предметов по видам. Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стул?» - ответит: «Такая мебель: на стуле сидят». Или: «Что такое одуванчик?» - «Такой цветок; цветет весной; он жёлтый». Вот высказывания детей 5 – 6 лет: «Чашка – такая посуда. Из чашки пьют чай, молоко, кофе». «Собака – такое животное, нон лает, с людьми живет. Доктор – такой дядя, он лечит больных людей.  Мышка – такой маленький зверек, мышек кошка ест».

        Упражнениям такого рода следует придавать большое значение. Если принять во внимание, что оно всегда сопровождается поправками, высказываниями воспитателя и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, что формулировать свою мысль словесно можно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления.

        Отгадывание и составление загадок вызывает большой интерес и энтузиазм у дошкольников. Об этом уже говорилось, но речь шла о составлении или отгадывании загадок, относящихся к предметам, что облегчает отгадывание. Если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к таким представлениям, отгадываются без наличия соответствующих предметов или картинок.

        Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это делается с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть», - означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку», - означает иголку. Но постепенно они научатся классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки не хуже самой воспитательницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы...

мастер-класс Обогащение и активизация словаря как основа коммуникативной деятельности

мастер-класс Обогащение и активизация словаря как основа коммуникативной деятельности ...

Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет в игровой деятельности

Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказ...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря дошкольников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53    Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря до...