Конспект организации и проведения ОД: ОО «Речевое развитие» в средней группе «Звуковая культура речи: звуки л, ль»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие, способствовать умению определять слова со звуками л, ль.

Задачи:

Образовательные:

-упражнять детей в произношении звука л, ль, в слогах и словах;

-формировать умение произносить звук л твёрдо и мягко;

-формировать умение различать звуки л, ль в слогах и словах.

Развивающие:

- развивать  речевое внимание;

- совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные:

- воспитывать звуковую культуру речи;

- обогащать и активизировать словарь ребёнка;

- воспитывать культуру общения.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением индюка, и др.

Оборудование: картинка «Весёлый Язычок», картинки с предметави, в названии которых присутствуют и отсутствуют звуки л и ль, магнитная доска, аудио запись песни «Лето» в пер. Янина.

Структура

ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

1. Вводная часть

Начало занятия

Введение в ситуацию.

 

Артикуляционная гимнастика:

 

Методы: беседа, наблюдение, сюрпризный момент.

Время проведения – 3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

Актуализация знаний

Время проведения – 15 минут

 

 

Методы: Наглядный

Практический

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

Методы:

Словесный, поисковый

Время проведения – 2 минуты

Воспитатель приглашает детей на занятие.

 

 

В: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Весёлый Язычок. Предлагаю вам рассказать сказку о нем.

 

 

Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко,

 

 

Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку,

 

 

 

Покатался на качелях, 

 

Поскакал на лошадке,

 

Покрасил забор сверху и снизу,

 

 

 

Надул шарик и лопнул его.

 

 

- Наш Весёлый Язычок научился петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл».

Что бормотал индюк?

Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: «Бл-бл-бл». Попробуем все вместе.

А сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.

Широко улыбнитесь и спойте: «Л-л-л». И ещё разок: «Л-л-л».

Послушаем, как эта песня получается у Ярослава.

(затем послушать ещё несколько детей)

- У индюка песня сердитая. Когда ее поёшь, губы ударяются друг о друга.

Зато у колокольчика песня поётся легко и нежно: «Ли-ли-ли». Представьте, что вы колокольчики. Попробуем  вместе спеть так же, как поют колокольчики.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: А сейчас мы споём разные песенки. Одни будут похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:

Ла-ла-ла – ля-ля-ля,

Лы-лы-лы – ли-ли-ли,

Лу-лу-лу - лю-лю-лю

Ол-ол-ол – ял-ял-ял.

 

 

 

- Что-то мы засиделись, предлагаю немножко размяться. Встаём около стульчиков, слушаем внимательно и повторяем за мной:

Ходит по двору индюк 

 

Среди уток и подруг.

 

Вдруг увидел он грача, 

 

Рассердился сгоряча. 

 

 

Сгоряча затопал, 

 

 

Крыльями захлопал. 

 

Весь раздулся, словно шар,

 

Или медный самовар. 

 

 

Затряс бородою, 

 

 

Понесся стрелою. 

 

- Хорошо размялись, присаживаемся.

- Теперь внимательно послушаем песенку «Лето», в которой много слов со звуками л и ль.

Лето по полю гуляло,

Лето шило – вышивало.

Луг – цветами,

Лес – листами.

- Как вы думаете, что значит «шило-вышивало»?

-Молодцы, а теперь я прочитаю вам строки из этой песенки, а вы попробуете мне назвать слова со звуками л и ль.

- Правильно, мне очень нравится, как вы сегодня работаете.

-Теперь, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Не ошибись». Мы должны быть внимательными и не ошибаться. Начнём, я буду называть вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слышите слова со звуками л и ль. (лягушка, кузнечик, лента, вода, земля, лето, зима, март, апрель, липа, дуб, дерево, капель, мост, лиса, медведь, волк).

Игра «Найди лишнее»

- Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки л и ль. Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?

(На магнитной доске вывешены картинки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы с вами поиграли, узнали много нового, и наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

- Вспомним, что мы с вами делали сегодня?

- Какую песенку поёт индюк?

-Какую песню поёт колокольчик?

-Какие звуки мы сегодня пробовали произносить?

- Что вам больше всего понравилось?

Спасибо вам ребята!

 

 

Дети проходят к стульчикам и садятся.

 

 

(дети высовывают язычок)

(поднимают язык вверх, опускают его вниз)

(водят языком влево-вправо)

(цокают языком)

(водят языком по верхним и нижним зубам)

(Надувают щеки и лопают их)

 

 

 

 

Дети повторяют за воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(поют сначала девочки, потом мальчики, затем несколько детей индивидуально)

 

 

 

 

Дети поют песенки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(шаги на месте)

 

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

(помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл») (потопать ногами)

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

(сцепить округленные руки перед грудью) (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)

(бег на месте)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

(играют в игру – хлопают, когда слышат звуки л и ль)

 

 

 

-Да.

(дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить.)

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizatsii_i_provedeniya_od.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации и проведения ОД: ОО «Речевое  развитие» в средней группе «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие, способствовать умению определять слова со звуками л, ль.

3. Задачи:

Образовательные:

-упражнять детей в произношении звука л, ль, в слогах и словах;

-формировать умение произносить звук л твёрдо и мягко;

-формировать умение различать звуки л, ль в слогах и словах.

Развивающие:

- развивать  речевое внимание;

- совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные:

- воспитывать звуковую культуру речи;

- обогащать и активизировать словарь ребёнка;

- воспитывать культуру общения.

4. Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением индюка, и др.

5. Оборудование: картинка «Весёлый Язычок», картинки с предметави, в названии которых присутствуют и отсутствуют звуки л и ль, магнитная доска, аудио запись песни «Лето» в пер. Янина.

Структура

ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

1. Вводная часть

Начало занятия

Введение в ситуацию.

Артикуляционная гимнастика:

Методы: беседа, наблюдение, сюрпризный момент.

Время проведения – 3 минуты

2. Основная часть

Актуализация знаний

Время проведения – 15 минут

Методы: Наглядный

Практический

Словесный

Физкультминутка

Игровой метод

Заключительная часть

Методы:

Словесный, поисковый

Время проведения – 2 минуты

Воспитатель приглашает детей на занятие.

В: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Весёлый Язычок. Предлагаю вам рассказать сказку о нем.

Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, 

Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, 

Покатался на качелях, 

Поскакал на лошадке, 

Покрасил забор сверху и снизу, 

Надул шарик и лопнул его.

Наш Весёлый Язычок научился петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл».

Что бормотал индюк?

Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: «Бл-бл-бл». Попробуем все вместе.

А сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.

Широко улыбнитесь и спойте: «Л-л-л». И ещё разок: «Л-л-л».

Послушаем, как эта песня получается у Ярослава.

(затем послушать ещё несколько детей)

- У индюка песня сердитая. Когда ее поёшь, губы ударяются друг о друга.

Зато у колокольчика песня поётся легко и нежно: «Ли-ли-ли». Представьте, что вы колокольчики. Попробуем  вместе спеть так же, как поют колокольчики.

Воспитатель: А сейчас мы споём разные песенки. Одни будут похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:

Ла-ла-ла – ля-ля-ля,

Лы-лы-лы – ли-ли-ли,

Лу-лу-лу - лю-лю-лю

Ол-ол-ол – ял-ял-ял.

 

- Что-то мы засиделись, предлагаю немножко размяться. Встаём около стульчиков, слушаем внимательно и повторяем за мной:

Ходит по двору индюк 

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача, 

Рассердился сгоряча. 

Сгоряча затопал, 

Крыльями захлопал. 

Весь раздулся, словно шар,

Или медный самовар. 

Затряс бородою, 

Понесся стрелою. 

- Хорошо размялись, присаживаемся.

- Теперь внимательно послушаем песенку «Лето», в которой много слов со звуками л и ль.

Лето по полю гуляло,

Лето шило – вышивало.

Луг – цветами,

Лес – листами.

- Как вы думаете, что значит «шило-вышивало»?

-Молодцы, а теперь я прочитаю вам строки из этой песенки, а вы попробуете мне назвать слова со звуками л и ль.

- Правильно, мне очень нравится, как вы сегодня работаете.

-Теперь, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Не ошибись». Мы должны быть внимательными и не ошибаться. Начнём, я буду называть вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слышите слова со звуками л и ль. (лягушка, кузнечик, лента, вода, земля, лето, зима, март, апрель, липа, дуб, дерево, капель, мост, лиса, медведь, волк).

Игра «Найди лишнее»

- Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки л и ль. Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?

(На магнитной доске вывешены картинки)

-Мы с вами поиграли, узнали много нового, и наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

- Вспомним, что мы с вами делали сегодня?

- Какую песенку поёт индюк?

-Какую песню поёт колокольчик?

-Какие звуки мы сегодня пробовали произносить?

- Что вам больше всего понравилось?

Спасибо вам ребята!

Дети проходят к стульчикам и садятся.

(дети высовывают язычок)

(поднимают язык вверх, опускают его вниз)

(водят языком влево-вправо)

(цокают языком)

(водят языком по верхним и нижним зубам)

(Надувают щеки и лопают их)

Дети повторяют за воспитателем.

(поют сначала девочки, потом мальчики, затем несколько детей индивидуально)

Дети поют песенки.

(шаги на месте)

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

(помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл») (потопать ногами)

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

(сцепить округленные руки перед грудью) (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)

(бег на месте)

(ответы детей)

(играют в игру – хлопают, когда слышат звуки л и ль)

-Да.

(дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить.)

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч ....

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: формирование ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...