«Сезонные изменения в природе и труде весной. Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маликова Эльфера Дамировна

Уточнение характерных признаков о весне. Образование относительных прилагательных от имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Сезонные изменения в природе и труде весной. Весна».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о весне. Образование относительных прилагательных от имен существительных.

Задачи: 1. Учить активно употреблять слова, обозначающие изученные предметы и явления окружающей действительности.

2. Развивать внимания и зрительного восприятия.

3. Воспитывать любовь к весенней природе.

Ход занятия:

I) Орг. момент

1. Упражнение «Угадайте, что нарисовано».

Сегодня мы поговорим об одном понятии. Попробуйте, догадайтесь, о чем сегодня будем говорить! Чтобы найти подсказку, щёлкните по квадратикам: Весна. (Слайд 2)

К нам весна шагает быстрыми шагами

                  И сугробы тают под ее ногами.

                 Черные проталины на полях видны –

                 Верно, очень теплые ноги у весны (И. Токмакова)  

II.  Основной этап

1. Введение в тему. Вводная беседа.

  • Какое время года сейчас?
  • Какое время года было перед ней (после)?
  • Какой сейчас месяц?
  • Назови месяцы весны.
  • Назовите приметы весны.
  • Что происходит со снегом.
  • Когда снег тает, что появляется на земле (проталины)?
  • Что означает это слово?
  • Какие цветы появляются (подснежники)?
  • Какое настроение они несут?

2. Какие  весенние изменения происходят в природе?

В неживой природе:

  • Солнце выше, чем зимой
  • Потепление
  • Таяние снега
  • Оттаивание почвы

В живой природе:

  • Возвращение перелётных птиц
  • Появление насекомых
  • Набухание почек, цветение растений
  • Изменения в жизни зверей и птиц

3. Дидактическая игра  «Признаки весны». Проговаривать каждый признак.

Тает снег, бегут ручьи, солнце светит жарче, птицы прилетают с юга, день длиннее, цветут цветы, просыпаются насекомые, дикие животные просыпаются от спячки, меняют цвет шубки, появляется трава, набухают почки….

4. Артикуляционная гимнастика 

Птенчики ждут пищу (сделать «чашечку» из языка и удерживать ее под счет до 6);

Вкусная пища (присасывать «широкий» язык к небу, произнося при этом звук «а»);

Дятел стучит по дереву (поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «тдд-тдд-тдд-тдд»);

Аист (вытянуть «острый» язык как можно дальше и удерживать его под счет до 6-8).

5. Упражнение «Скажи наоборот» (закончи предложение)

Зимой снег чистый, а весной - … .

Зимой дни холодные, а весной - … .

Зимой солнце тусклое, а весной - … .

Зимой погода часто пасмурная, а весной … .

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (ласковое, теплое, лучистое, нежное, яркое).

6. Упражнение «Подбери слово»

Солнце (какое?) - ласковое, теплое, лучистое, нежное, яркое

Почки (какие?) – мягкие, пушистые, весенние, маленькие, набухшие

Листья (какие?) - зелёные, гладкие, бархатные

7.  Ребята, вы любите Весну? Покажите мне, как вы ей радуетесь. 

Физкультминутка «Пришла весна».

Если речка голубая пробудилась ото сна (Руки в стороны вверх, потянулись).

И бежит в полях, сверкая,                          (Прыжки на месте).

Значит, к нам пришла весна.                      (Хлопки в ладоши).

Если снег везде растаял,                             (приседания).

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая –

Значит, к нам пришла весна.                      (Хлопки в ладоши).

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,                                      (Наклоны головы к левому – правому плечам).

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна.                      (Хлопки в ладоши).

8. Словесно-дидактическая игра «Бывает - не бывает!»  (игра с мячом)

•        Весной ярко светит солнышко.

•        Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

•        Весной тает снег.

•        Весной в лесу собирают грибы.

•        Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую одежду.

•        Весной собирают урожай.

•        Весной идет дождь.

•        Весной лепят снеговиков.

•        Весной появляются первые цветочки.

•        Весной птицы улетают на юг.

9.  Труд весной (Слайд 3)

Весной люди работают в саду и огородах, на полях, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья, сеют семена цветов.

«Весенний день весь год кормит»

10. Д/и «Нелепица» (Слайд 4)

Рассмотрите картинку. Скажите, чего не бывает весной.

11. Составить рассказ по схеме  (Слайд 5)

Солнце, почки, листья, подснежники, скворец, птенцы, насекомое, животное.

12. Выучивание пословицы «Март с водой, апрель с травой, май с цветами»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Сезонные изменения в природе и труде весной. Весна»

Слайд 2

«Угадай, что нарисовано»

Слайд 3

Весенний день весь год кормит

Слайд 4

Д/и «Нелепица»

Слайд 5

Составить рассказ по схеме

Слайд 6

Выучить пословицу о весне. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Весна

Календарно-тематическое планирование  по ознакомлению с сезонными изменениями во 2 младшей группе...

Речевое развитие. Тема: «Сезонные изменения в природе весной»

Создание условий для расширения  представления детей об изменениях в при­роде весной....

В зимний лес пришла весна - экологический проект воспитанников подготовительной группы. Творческое рассказывание о сезонных изменениях в природе. Автор: учитель-логопед МБУ «Лицей №6» г.о. Тольятти Кинчарова Любовь Леонидовна

В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон.  В связи с ...

Презентация для детей "Сезонные изменения в природе. Весна"

Материал для детей старшей и подготовительной группы...

Конспект НОД по познавательному развитию детей в первой младшей группе по теме: "Сезонные изменения в природе. Первые признаки весны".

Формирование познавательных представлений о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка и первые цветы, набухли почки....

беседа "Сезонные изменения в природе. Весна"

Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима- весна....