К нам весна шагает
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Серкова Г. В.

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о признаках весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_vesna_shagaet.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Шарлыкский  детский сад №4»

Непосредственно – образовательная деятельность

по познавательному развитию

 по теме: «К нам Весна шагает».

Разработчик:

                                                                                                    Воспитатель

Серкова Г.В.

с. Шарлык

2021г

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о признаках весны.

Задачи: 

Воспитательные:

1. Способствовать формированию  бережного отношения и любви к природе.

2.Продолжать закреплять  умения работать в коллективе.

Развивающие:

1. Продолжать  развивать интерес к природе;

2. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, мышления и памяти детей; продолжать  учить их выбирать и запоминать из потока информации нужный материал.

Образовательные:

1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.

2. Закрепить знания детей о птицах и животных,  об их жизни в весенний период.

3. Чтение стихотворений о весне.

 Предварительная работа:

1. Наблюдение за  приметами весны во время прогулок.

2.Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др. «Весна»И. Токмакова, «Рядом с сосенкой подснежник» И. Емельянов, «Круглый год. Март» С.Маршак, «Зима недаром злится» Ф. И. Тютчев, «Капель» З. Александрова.

3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».

4. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций на весеннюю тематику.

6. Дидактические игры «Угадай, кого не стало»,   «Узнай по описанию», «Чей малыш?» и др.

7. Подвижные игры  «У медведя во бору», «Солнышко и дождик».

Материал к занятию.

1. Звуковая фонограмма пение птиц  весной.

2.  Демонстрационный материал «Птицы».

3.  Сюжетные  картинки с весенним пейзажем.

4. Набор для каждого воспитанника  по художественному творчеству (рисование гуашью).

Активизация словаря: весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, травка зеленеет, появляются цветы.

Структура занятия:

  1. Вводная часть- 2 минуты.
  2. Основная часть –10 минут.
  3. Заключительная часть – 3 минуты.

Время занятия: 15 минут.

Ход занятия:

I.Организационный момент: (Установление эмоционального контакта.)

«Здравствуй, друг»

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

II. Основная часть.

(Дети находятся в игровой зоне. Стульчики стоят полукругом. Перед ними магнитная доска).

В группу входит Зайчонок.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это к нам пришел? (Зайчонок) Давайте поздороваемся с Зайчонком (дети здороваются)

Зайчонок: Здравствуйте ребята! (грустно вздыхает)

Воспитатель: Зайчонок, а почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

Зайчонок: (неуверенно испуганно тихим голосом) Сегодня утром я проснулся от яркого света в окошке, когда я вышел на улицу то увидел такое…

Везде все капает, кругом вода. Ручеек вышел из берегов! Наша с Бельчонком снежная горка растаяла! Все на нашей полянке говорят, что весна наступает, радуются! А я, я не знаю, что такое весна! Вот и пришел к вам, детишки, может, вы мне объясните, что же за весна такая к нам пришла, и почему все радуются…

Воспитатель: Не расстраивайся, Зайчонок! Мы с ребятами обязательно поможем тебе во всем разобраться (обращается к детям) Правда, ребята? Вы хотите помочь Зайчонку? (да) А ты, садись Зайчонок внимательно слушай, смотри и запоминай (сажает Зайчонка на стул)

Воспитатель: Ребята, Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, к нам в гости пришла весна. И мы про неё знаем красивые стихи. Расскажем их зайчонку.

Ребенок 1. 

Агния Барто «Весна идёт» Молчанова Анастасия

Утром было солнечно.

И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.

Говорят прохожие:
— Вот весна идёт! —
А это я работаю,
Разбиваю лёд.

Ребёнок 2.

 «К нам пришла весна» Ломовский Стёпа

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.

И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Ребёнок 3. 

«Скворушка – скворец» Дегтярёв Никита

Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил,
Не скворешня, а дворец!

Воспитатель: Ребятки, послушайте, как красиво весной поют птицы. (Включается аудиозапись песни скворца. Воспитатель с детьми слушают, как поёт скворец).

Воспитатель: Ребятки, а вы знаете, как называются эти птицы?

Дети: (возможно правильный ответ они скажут не сразу) Скворец.

Воспитатель: Правильно ребятки, это скворец. Он один из первых прилетает к нам весной из тёплых краёв. Сейчас мы с вами подойдём к дереву и попробуем найти сквореца.  

(На дереве заранее прикреплены  6 картинок с изображением разных птиц: сорока, воробей, скворец, дятел, ворона, ласточка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно. Здесь картинки с птицами, которые живут у нас. Кто сможет определить, где изображён скворец?

(Дети показывают картинку с изображением скворца).

Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадки про других птиц:

(Воспитатель загадывает загадки, дети предлагают варианты ответов, воспитатель показывает картинку с правильным названием птицы).

  1. Длинный хвост и с белым боком

И летает невысоко.

Хочет всё стащить с наскока.

Эта хитрая …….

Сорока

  1. Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук.

Доктор сразу же: ТУК, ТУК.

Дятел

  1. Кто весною прилетает.

Звонкой песней развлекает.

Для кого готов дворец,

Ну конечно же …..

Скворец

  1. Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома.

Кар-Кар-Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её ……

Ворона

  1. Эту птицу каждый знает

В тёплый край не улетает

Эта птица – круглый год,

Во дворе у нас живёт.

И чирикает она

Громко с самого утра.

– Просыпайтесь, поскорей.

Всех торопит …..

Воробей

Воспитатель: Какие вы молодцы, угадали все загадки. А сейчас, что бы продолжить наше путешествие, нам нужно сделать небольшую зарядку.

Физкультминутка «Во дворе журчат ручьи…»

Во дворе журчат ручьи…. Дети стоят в кругу, за руки и машут вперед-назад.

Это солнышка лучи… Разводят руки в стороны

Растопили снег и лед… Выполняют повороты вправо, влево

К нам весна, весна идет! Поднимают руки вверх, попрыгивают на месте.

Воспитатель обращается внимание детей на плакат «Весна».

Воспитатель:  Весна у нас пробудет три месяца. Первый месяц называется март, второй апрель, третий месяц май. Давайте все дружно повторим названия месяцев.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель:  Так какой первый месяц весны? (Март).

Март еще называют, утро весны. Как вы думаете, почему? Что мы делаем утром? (просыпаемся). И в марте природа просыпается ото сна. А вы знаете, что бывает весной?

Картинки «Весна» на магнитной доске. Рассматривание картинок.

Что стало со снегом? (растаял, потемнел).

Почему растаял снег? (потому что греет солнышко).

Какое солнышко весной! (яркое, теплое).

Какое стало небо (голубое).

Что стало с ручьями? (они побежали, зажурчали)

Молодцы! Все верно подметили.

Воспитатель: Дети, а в лесу животные тоже рады весне. Медведь проснулся в берлоге, Лиса, Волк и ты Зайчонок, меняете теплую шубку на легкую.

Все рады весне, долго ее ждали. Значит, какая весна? (долгожданная, теплая, солнечная, яркая).

А сейчас мы с вами поиграем в игру, встали в круг. Подвижная игра: «У медведя во бору»

Воспитатель:  А теперь послушаем веселое стихотворение о признаках весны, и ты Зайчонок послушай.

Сосульки

В тихом закоулке.

Нашего двора
Плакать две сосульки
Начали вчера.
«Цок-цок-цок, нам жарко!
Цок-цок-цок, беда!»
В брызги разлеталась
Звонкая вода.
Солнце чуть повыше
Встало над двором,
Слёзы из-под крыши
Хлынули ручьём.
Бедные сосульки
Плакали весной,

Делаясь всё меньше
С каждою слезой.
Так проплакав сутки,
Утром в выходной
Стали две сосульки
Лужицей одной.
В лужице под вечер
Высохла вода —
Ведь не помогают
Слёзы никогда!

Л. Дербенев

Воспитатель: Это радостное или грустное стихотворение? Для кого оно грустное? А для кого веселое? Давайте с вами нарисуем, как прошла зима и наступает весна. Будем вспоминать строчки стихотворения и рисовать.

(Дети подходят к столам с разложенными на них листочками, приготовленной гуашью, салфетками).

Воспитатель: Что делает солнышко? (выше встало, греет сильнее).

- Возьмем желтую краску и дорисуем солнышку лучики!

Возьмем голубую краску - будем рисовать как сосульки на крыше сидят и плачут от ярких и теплых лучиков солнца (делают движения пальчиком- мазки- капли воды).

По необходимости воспитатель помогает детям рисовать.

Воспитатель: Ребята, а больше всего приходу зимы радуются птицы! Почему? (мерзли зимой, голодали).

Воспитатель: 
Ребята, скажите, какое животное спит всю зиму у себя в берлоге, сосёт лапу и просыпается весной?

Дети:  Медведь.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наше занятие подошло к концу.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Давайте еще раз скажем  зайчику, о каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили про весну.

 Воспитатель: Вы запомнили, как называются весенние месяцы?

Дети: (с помощью воспитателя) Март, апрель, май.

Воспитатель:  По каким признакам мы определяем, что пришла весна?  

Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран, журчат ручейки, появляются лужи.

Воспитатель: Молодцы, я очень вами горжусь, все сегодня хорошо поработали. Давайте похлопаем друг другу.

(Дети и воспитатель хлопают в ладоши).

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось.

Зайчонок: Спасибо девчонки, спасибо мальчишки, теперь я понял, почему все радостно говорят о приходе весны. Скоро весь снег у нас на полянке растает, ручьи унесут талую воду, на деревьях появятся почки, вырастет свежая травка. Теперь мне все понятно, я побегу расскажу своим друзьям о том, что я сегодня нового узнал. До свидания (уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

"К нам весна шагает быстрыми шагами.."

Продолжать закреплять знания детей о признаках весны, о том, как просыпается природа после зимней спячки. Создать радостное настроение....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...

"К нам весна шагает быстрыми шагами»

Дети запоминают названия весенних месяцев, рассказывают об изменениях , происходящих ранней весной в природе. участвуют в исследовательской деятельности, логически мыслят....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...