Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по развитию речи «Наши знакомые - это насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи

Григорьева Марина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи «Наши знакомые - это насекомые»

  

 

                                                                                                                                                                                                                                         

Цели:

- продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых;

- закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии

Задачи:

- выделить их отличительные общие признаки (всех насекомых отличает наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков);

- развивать творческие способности, речь, мышление;

- совершенствовать навыки творческого рассказывания:

- учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска

                                                                                                                             Составил:                                                                                                             Воспитатель: Григорьева М.Н.

Конспект занятия по развитию речи «Наши знакомые - это насекомые»

  

Цели:

- продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых;

- закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии

Задачи:

- выделить их отличительные общие признаки (всех насекомых отличает наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков);

- развивать творческие способности, речь, мышление;

- совершенствовать навыки творческого рассказывания:

- учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

 Материалы: портрет К.И. Чуковского; 5-6 книг К.И. Чуковского, книга «Муха-Цокотуха»; колпачки на голову;  музыка С. Майкапара «Мотылек»; картинки  с изображением жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; счетные палочки; раздаточный материал для игры «Найди слово»; переносная песочница; фигурка паука; картинка с изображением паутины ; раздаточный материал для игры «Какое слово лишнее?»; фланелеграф; картинки  для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха»); платок; кроссвордом «Насекомые» нарисован на листе бумаги.

Ход занятия

Дети стоят перед портретом К.И. Чуковского.

Воспитатель. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Тараканище придумал,                                                                                                      Бармалея сочинил.                                                                                                    Мойдодыра, Айболита                                                                                                                 В своих сказках не забыл.                                                                                                           И про горюшко Федоры                                                                                                       Малым детям рассказал.                                                                                                            И про солнце, что украли,                                                                                                Каждый с детства тоже знал.                                                                                                    Это не Чайковский.                                                                                                                     Он – Корней …Чуковский!                                                                                              

Ответы детей: Это Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель. Правильно дети это портрет Корнея Ивановича Чуковского!

Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника .Ребята давайте мы свами вспомним  и назовите сказки К. И, Чуковского.

Ответы детей:

- сказка «Тараканище»;

- сказка «Краденое солнце»;

- сказка «Путаница»;

- сказка «Федорино горе».

Воспитатель:  Ребята давайте мы свами  вспомним  одну из  самых любимых сказок К.И. Чуковского. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь, по отрывку, который я сейчас зачитаю.

Муха по полю пошла,                                                                                                             Муха денежку нашла.

Ответы детей:  Это сказка «Муха-цокотуха».

Воспитатель. Сейчас мы с вами подойдем к выставке книг. Что изображено на обложках книг? Найдите сказку «Муха-Цокотуха».

Дети рассматривают книжную выставку, находят книгу «Муха-Цокотуха» и кладут ее на стол. Каждый ребенок высказывает свою мысль о том, как по иллюстрации можно найти знакомую сказку.

Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествия и приключения?

Ответы детей: Да!

Воспитатель.

В царство Мухи-Цокотухи                                                                                                            Мы сегодня попадем,                                                                                                           Если нужную тропинку                                                                                                                 В сказочном лесу найдем.

 

Воспитатель. Ребята, а давайте на всякий случай   возьмем с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.

Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.

Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами. 

Шапки-невидимки, помогите                                                                                                       И размеры наши измените.                                                                                                      1,2,3-начнись, игра!                                                                                                            Сделай нас скорее                                                                                                        Размером с комара!

 

Воспитатель.  Ребята давайте мы свами откроем  глаза и посмотрим. Все вещи вокруг  нас стали огромными. Будьте осторожны! А что это за огромная плита перед нами?

Ответы детей: Это книга.

Воспитатель. Действительно, это та самая книга, которую мы принесли со стенда. Смотрите, она закрывается. Скорее побежали   за мной в сказку!

Воспитатель.

Попали мы в мир насекомых-                                                                                       Знакомых и незнакомых.                                                                                                           По тропинке мы пойдем,                                                                                          Посмотрите-первый дом.                                                                                                 Шапки-невидимки надевайте,                                                                                                  Кто в том домике живет, угадайте?  

 

Воспитатель. Идет воин, землю роет,

На ногах без копыт,                                                                                                               Есть рога, да не бык.

Ответы детей: Это жук.

 В случае затруднения воспитатель загадывает еще одну загадку.

Летит  -воет,                                                                                                                         Сядет –землю роет.

Ответы детей: Это жук.

После того как дети дают правильную отгадку, воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение жука.

Воспитатель. Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с ним.

Каждый ребенок приветствует  жука.

Жук. Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?

Ответы детей: Мы любим путешествовать, хотим  увидеть новые места и познакомиться с их обитателями.

Жук. Повторите мою любимую скороговорку

Жук жуж-ж-жит так,                                                                                                                  Что воздух дрож-ж-ж-жит.

Жук летает над лужком,                                                                                                Он устал ходить пешком.

Дети повторяют скороговорку три раза.

Жук. Я похож на букву, которая любит жужжать, как и я. Выложите ее из палочек.

Дети работают индивидуально и собирают букву Ж.

Жук.

Перед вами буквы в ряд.                                                                                                         Я, ребята, буду рад,                                                                                                        Если вы средь этих букв                                                                                                    Вдруг найдете слово «жук».

 

Игра «Найди слово». Приложение 1.

Каждый ребенок работает индивидуально

Жук. Молодцы! Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе. Берегитесь восьмипалого злодея с крестом на спине!

Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику.

Воспитатель. А вот и следующий домик. Кто в нем живет? Надевайте шапки-невидимки. Прислушайтесь. Слышите гудение?

Ах, как я люблю цветы,                                                                                                    Просто обожаю!                                                                                                                         От цветка к цветку весь день                                                                                                 Без устали летаю.                                                                                                                Есть у меня особый да-  Собирать с цветов нектар. 

 Ответы детей: Это пчела.

Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение пчелы.

Воспитатель. Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?

Ответы детей: Мне мама давала молоко с медом, когда у меня горло болело.

Воспитатель. Какая окраска у пчелы?

Ответы детей: Пчелы бывают полосатыми.

Воспитатель. Чем питаются пчелы?

Ответы детей: Нектаром

Воспитатель. На кого похожа пчела?

Ответы детей:  На осу, шмеля.

Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Пчел раздражает, когда их отвлекают от работы, и они могут ужалить.

Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.

Воспитатель. Мы с вами в сосновом бору. То слева, то справа нас обгоняют деловые дружные насекомые. Они несут тяжелую поклажу.

Для постройки дома                                                                                                                Все собрать готовы:                                                                                                       Хвойные иголки,                                                                                                               Прутики, соломку…

Ну, не дом, а целый холм-                                                                                                  Живут труженики в нем.                                                                                          (муравейник, муравьи)

Ответы детей: муравейник, муравьи.

 Воспитатель показывает детям картинку с изображение муравья.

Воспитатель. Давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?

Ответы детей: Соломинку, листик, умершее насекомое, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.

Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. А сейчас отгадайте загадку.

 За леском, леском                                                                                                                 Кипит горка с песком.

 

Ответы детей: Муравейник.

Воспитатель. Муравьи живут в муравейнике. Скоро мы увидим его.

Дети подходят к песочнице.

Воспитатель. Похоже, кто-то разрушил муравейник. Произошла страшная беда для муравьев. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.

Дети строят из песка горку-муравейник.

Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас и советуют поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи. А старый муравей в лаптях советует быть внимательными, чтобы не попасть в ловушку к восьмипалому злодею с крестом на спине.

Дети прощаются с муравьями и за воспитателем продолжают свой путь. Они подходят к экологической зоне.

Воспитатель. Смотрите – белый крест на черном фоне. Похоже, мы с вами во владениях разбойника, которого все так боятся. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.

Дети ищут фигурку паука, спрятанную в цветах.

Воспитатель. А вот и он! Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас на праздник.

Ответы детей:

- Паук, пропусти нас, пожалуйста, на праздник

- Паук, не задерживай нас, пожалуйста..

Паук. Вообще-то я отрицательный герой в этой сказке. Мне нравится быть злым, подлым, вредным. На вашем пути я расставил три паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.

Воспитатель. Не боятся ребята твоих заданий.

Паук. Пойдемте к первой паутине.

Игра «Какое слово лишнее?»

Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Приложение 2.

Паук. Не радуйтесь, впереди еще два испытания. Идите ко второй паутине.

Игра «Выложи букву, которую я загадаю».  Приложение 3.

Паук читает загадки про буквы, а дети выкладывают их на столе: буквы А, К, Н, Е.

Паук. Хорошо, идите на праздник. Меня-то туда никто не приглашает. Сейчас посижу, подумаю, как бы мне вам его испортить.

Воспитатель. Так он может придумать какую-нибудь гадость.

Надо переключить его мысли на что-нибудь полезное. (Обращается к пауку) А не хотели бы вы, уважаемый паук, разгадать кроссворд? Это очень интересно и увлекательно.

Паук. Не уверен, что это интереснее, чем делать гадости и мерзости.

Дети уверяют паука, что это интересное занятие. Звучит веселая музыка, дети с воспитателем подходят к фланелеграфу. Рядом с ним на столе разложены персонажи сказки «Муха-Цокотуха». Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать по 1-2 наиболее понравившихся персонажей. После чего дети встают полукругом перед фланелеграфом.

Воспитатель. Мы успели как раз вовремя. Праздник начинается. Мы с радостью примем в нем участие.

Воспитатель читает заключительную часть сказки «Муха-Цокотуха» со слов «прибежали светляки, зажигали огоньки…» до конца. Дети с помощью фигурок для фланелеграфа иллюстрируют эту часть сказки. Вдруг музыка обрывается, появляется паук с кроссвордом и энциклопедией. Воспитатель накрывает фланелеграф платком. Дети встают за фланелеграф.

Паук.

Дорогие гости, помогите!                                                                                           Отгадывать кроссворды научите.                                                                                           Не обижу я вас,                                                                                                                        Не покиньте меня в этот трудный час!

Воспитатель. Похоже, что наш восьмипалый злодей уже вовсе не злодей, а ходячая энциклопедия. Вот как важно направить ум и деятельность в нужное русло! И на гадости времени не остается. (Обращается к пауку.)

Ты, паук, не унывай!                                                                                                            Свой кроссворд сюда давай.                                                                                     Разгадаем – дай нам срок                                                                                                     И тебе дадим урок.

Воспитатель снимает с фланелеграфа платок, звучит спокойная музыка. Дети садятся за стол, и все вместе разгадывают кроссворд. Воспитатель предлагает проговорить слова-отгадки хором. Приложение 4.

Воспитатель. Подошла к концу прогулка. Возвращаться нам пора.

Шапки-невидимки, помогите,                                                                                        Прежние размеры нам верните.

Воспитатель. Понравилось вам путешествовать?

Ответы детей:

- Мне было немножко страшно, но интересно.

Мне все понравилось.

- Мне понравилось выполнять разные задания.

 

Приложение 1

Раздаточный материал для игры «Найди слово»

 

Гопдаджждпжукиорлшодоарвшазмюжукопшоповрмжукопр

Првнытыдажукьагпжндложукопгпрьрописмжукьпшрпрвыны

Лоангввннжуклопопгнрарпожукпровыфкуеклогршоржукьидщ

Оврнаембдлпнгжукопгвдстьпишьжукогплнтиьиббтоошголпва

Васпопртобжукьиолпплорбюбжукклипттиьжукбильбрюрюьтдл 

Приложение 2

 

Раздаточный материал для игры «Какое слово лишнее?»

  • Комар, муха, воробей, таракан.
  • Шмель, бабочка, кошка, блоха.
  • Таракан, кузнечик, ворона, жук.
  • Бабочка, мошка, муравей, синица.

 

 

Приложение 3

 

Загадки:

-А – начало алфавита,                                                                                                             Тем она и знаменита.                                                                                                               А узнать ее легко:                                                                                                                    Ноги ставит широко.

 -На дворе – какая жалость!                                                                                                             Наша лесенка сломалась.                                                                                                        Наша лесенка сломалась,                                                                                                        Буква Е зато осталась.

 - Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он, как буква К.

 - На букве Н я, как на лесенке,                                                                                             Сижу и распеваю песенки.

 

Приложение 4

 

Кроссворд «Насекомые»

По горизонтали: 2. Восьмипалый злодей, плетущий паутину, из сказки «Муха-Цокотуха» (паук). 4. Насекомое – главная героиня одной из сказок К.И. Чуковского (Цокотуха). 5. Прыгающее насекомое очень маленького размера, укусы которого вызывают сильный зуд у животных (блоха).

По вертикали: 1. Насекомое с большими красивыми крыльями, питающееся нектаром цветов (бабочка). 3. Кровососущее насекомое, победившее паука в сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» (комар). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»

Конспект    непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»Игровое назначение: «Найдем но...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи (с применением ИКТ)"Морское путешествие"

Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей о морских животных, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, через игровую деятельнос...

Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по развитию речи «Зима»

Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по развитию речи «Зима»...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи "В гостях у сказки"

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи "В гостях у сказки"...