Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Никита Кожемяка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шац Светлана Владимировна

Занятие по произведению "Никита Кожемяка"  было проведено в подготовительной группе. Занятию предшествовала объемная предварительная работа.  Словарная работа, проведенная  в ходе занятия способствовала развитию речи , обогащению словарного запаса. В работе  мною были использованы новые технлогии :синквейн , ИКТ.  Целью данного занятия было совершенствование  и расширение знаний детей о русских народных сказках, знакомство с содержанием сказки, воспитание усидчивости, умение поддерживать и слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.04 КБ
Файл nikita_kozhemyaka_prezentatsiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: Речевое развитие

Организованная деятельность: развитие речи

Возрастная группа: подготовительная

Воспитатель: Шац С.В.

Тема занятия:  «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Концептуальные основы занятия

Задачи:

          1.Образовательные:

              - обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.

          2. Развивающие: 

              - развивать интерес к русскому народному творчеству;

              - развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.

           3. Воспитательные:

              - воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

           4. Здоровьесберегающие:

              - охрана жизни и укрепление здоровья детей;

              - содействие правильному физическому и психологическому развитию детского организма;

              - повышение умственной и физической работоспособности.

           5 .Оборудование: 

               - иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка»;

               - макеты деревьев, камня;

               - картинки – камни, стрела, ноутбук для показа слайдов;

               - клей, салфетки, картинки-  доспехи богатыря.

           6.  Предварительная работа:

                - рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

                - чтение отрывков о былинных богатырях;

                - просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»;

          -  рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

           7.   Ожидаемые  результаты:

          - выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении русской народной сказки «Никита Кожемяка» в    

            обработке А. Н. Афанасьева и прослушивании музыкального произведения «Утро в лесу» Э. Грига;

          - умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

           Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

1.Организационный момент, начало занятия включающие:

Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи:           1. Привлечь детей к совместной деятельности;

                   2. Активизировать мыслительную деятельность детей;

                   3. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.

   Деятельность детей

Деятельность педагога

 Примечание

Дети просматривают первый слайд  с изображением  «волшебного камня», отвечают на вопросы.

Проходят по извилистой  дорожке, перепрыгивают через кочки.

- Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного узнаешь.

-Дети, куда же пойдем?

- А где правая сторона?

- Ну, что же, в путь!

-Вы должны пройти по извилистой тропинке, перепрыгнуть через кочки и присесть на камушки.

Показ  слайда №1 презентации.

Разложена  массажная дорожка и обручи.

2. Основная часть занятия.

             Цель: Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память,  

                         мышление), творческих способностей.

             Задачи:    - развивать речь, коммуникативность, память;

                              - умение составлять предложения и схемы к ним;                            

                             - учить отвечать на вопросы полным предложением;

                             - учить составлять нерифмованное стихотворение.

Дети отгадывают загадки, просматривают слайды  презентации, с изображением сказочных героев.

Слушают стихотворение, отвечают на поставленные вопросы.

Составляют нерифмованное стихотворение, используя иллюстрации из сказки.

Дети выполняют физминутку,  сопровождая слова воспитателя, соответствующим движением.

Мальчики  выбирают иллюстрацию с изображением доспехов богатыря и делают сообщение (Д/з).

Дети разделились на 3 команды. Выполнив задание, каждая группа прикрепила аппликацию на доску.

Рассматривание и анализ работ .

- Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камни и оглядимся вокруг.

- Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А (Соловей – Разбойник)

Из – за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный).

- Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь).

А каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига.  Воспитатель  читает стихотворение.

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину).

- Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой.

 Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

-Кому понравилась сказка, поднимите руку.

 Составление синквейна – нерифмованного стихотворения.

-Скажите кто главный герой сказки? (Никита Кожемяка)

-Охарактеризуйте  нашего героя, какой он? (Сильный, добрый)

-А что он делает? (Защищает,  утопил, мял кожи, сражался)

-Составьте предложение о главном герое, в котором, будет 4 слова.  (Никита  защищал  русскую землю.)

-(Назовите  1,2,3,4 слово)

- А теперь  скажите, одним словом Никита Кожемяка –  кто?  (Богатырь).

- Прочитаем нерифмованное стихотворение, которое мы составили.

 Динамическая пауза

Дружно встали – раз, два, три,

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

(Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца).

- Ребята, давайте с вами вспомним, а какие  доспехи и оружие могут пригодиться нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?

(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами).

-Я предлагаю вам каждому озвучить сообщения, которые вы приготовили дома.

-Познакомьте друг друга с доспехами и оружием богатырей.

 Коллективная аппликация «Соберем богатыря в дорогу».

-Пройдите к своим рабочим местам и соберите вашего богатыря в поход, наклеивая все необходимое.

-Если ваша работа выполнена, можете прикрепить  аппликацию магнитом на доску.

Звучит пьеса «Утро в лесу» Э.Грига.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Воспитатель  читает стихотворение.

Слайд №6

Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций.

На доске. с помощью схемы составления синквейна, иллюстраций  составляется нерифмованное стихотворение.

Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца).

Воспитатель разворачивает свиток, зачитывает  просьбу богатыря.

На столе разложены иллюстрации, с изображением доспехов и оружия богатырей.

Детям предлагается  картинка  богатыря без доспехов.

                                                                                            3. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итогов занятия.

Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.

Играют в игру «Эхо»

Просмотр мультфильма.

   Рефлексия.

- Предлагаю поиграть и игру «Эхо». Вы будете моим эхом, предлагаю вам закончить мое предложение.

-Сегодня я узнал  (сказку Никита Кожемяка)

-Мне было интересно - (отгадывать загадки)

У меня получилось – (составлять стихотворение)

Сказка учит - (добру)

Мне захотелось – (узнать больше о богатырях)

-Мы должны вернуться из путешествия, сказать спасибо нашим гостям, за то, что они пришли в гости к нам и сказать до свидания.

Предлагаю посмотреть мультфильм Никита Кожемяка.

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Свист соловьиный, Взор орлиный – Не зверь, не охотник, А (Соловей – разбойник)

Слайд 4

Из – за сопок и полей Показался некий зверь В ноздри он дышал огнем, Ночью стало, словно днем, Он украл Забаву, Потащил в дубраву. ( Змей огненный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»

Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Насекомые»

Цель: Знакомство со звуками [л]и[л\']и связь с буквой. Закрепление навыков четкого произношения.Задачи:1. определение позиции звука в слове2. определение ударного гласного3. деление слова на слоги4. ра...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....