Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности
консультация по развитию речи

Щербакова Олеся Владиславовна

Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_teatry.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Березка» структурное подразделение «Звездочка»
Иркутская обл., Братский р-он., г. Вихоревка.

Консультация для педагогов дошкольного образования 

На тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности»

Подготовила: Воспитатель

Щербакова Олеся Владиславовна

2021г.

Цель:

Ø Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Ø Знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.

Задачи:

1.     Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность.

2.     Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

3.     Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.

4.     Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

5.     Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

6.     Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через приобщение к народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей. Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется театрализованная деятельность, так как она является одним из ведущих видов детского творчества. Система работы включает в себя:

Ø Диагностику по театрализованной деятельности;

Ø Создание предметно-пространственной среды;

Ø Взаимодействие с семьёй с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;

Ø Создание перспективного плана, в который включены занятия, упражнения по театрализованной деятельности, а также произведения малых фольклорных форм.

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.

 

Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура это совокупность устойчивых форм жизни русского народакоторая включает в себя:

Русский народный быт;

Русские народные верования;

Русские народные игры;

Русские народные песни, сказки;

Русские народные праздники и т. д.

Цель моей работы это воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья. Эти технологии предметно-развивающая среда построены с учетом возрастной особенности детей и способствуют ненавязчивому привитию интереса к театрализованной деятельности. Так как младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития у детей сценических способностей посредством восприятия сказок и игровых упражнений. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Здоровьесберегающие технологии сохранения здоровья, а именно:

Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.

Игровая гимнастика - это физкультурные досугифизкультминутки, подвижные игры.

Пальчиковая гимнастика. Детские психологи говорят, что существует взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук. Мелкую моторику развивает пальчиковая гимнастика. Проговаривая маленькие стишки, сопровождая каждую новую фразу простыми движениями пальчиков. Такие простые упражнения хорошо развивают память и воображения, а кисти рук и пальцы приобретаю податливость и гибкость. Дети воспринимают упражнения, как игру и с большим удовольствием выполняет все указания.

Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создана библиотека русских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.

В группе отведено место для театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, настольный театр по сюжетам русских народных сказок, пальчиковый театр Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.

Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театровиспользуемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мыслинародного духанародных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях обществаРасширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Открытый просмотр «Березовая роща» (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)

Конспект открытого занятия  (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)....

Презентация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализации»

Презентация опыта работы на методическом объединении «Влияние народной педагогики на развитие детей раннего возраста», для педагогов ДОУ, организованном Управлением дошкольного образования...