Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности
консультация по развитию речи
Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_teatry.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Березка» структурное подразделение «Звездочка»
Иркутская обл., Братский р-он., г. Вихоревка.
Консультация для педагогов дошкольного образования
На тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности»
Подготовила: Воспитатель
Щербакова Олеся Владиславовна
2021г.
Цель:
Ø Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Ø Знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
6. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через приобщение к народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.
При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей. Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется театрализованная деятельность, так как она является одним из ведущих видов детского творчества. Система работы включает в себя:
Ø Диагностику по театрализованной деятельности;
Ø Создание предметно-пространственной среды;
Ø Взаимодействие с семьёй с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;
Ø Создание перспективного плана, в который включены занятия, упражнения по театрализованной деятельности, а также произведения малых фольклорных форм.
Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.
Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура это совокупность устойчивых форм жизни русского народа, которая включает в себя:
Русский народный быт;
Русские народные верования;
Русские народные игры;
Русские народные песни, сказки;
Русские народные праздники и т. д.
Цель моей работы это воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья. Эти технологии предметно-развивающая среда построены с учетом возрастной особенности детей и способствуют ненавязчивому привитию интереса к театрализованной деятельности. Так как младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития у детей сценических способностей посредством восприятия сказок и игровых упражнений. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Здоровьесберегающие технологии сохранения здоровья, а именно:
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.
Игровая гимнастика - это физкультурные досуги; физкультминутки, подвижные игры.
Пальчиковая гимнастика. Детские психологи говорят, что существует взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук. Мелкую моторику развивает пальчиковая гимнастика. Проговаривая маленькие стишки, сопровождая каждую новую фразу простыми движениями пальчиков. Такие простые упражнения хорошо развивают память и воображения, а кисти рук и пальцы приобретаю податливость и гибкость. Дети воспринимают упражнения, как игру и с большим удовольствием выполняет все указания.
Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создана библиотека русских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.
В группе отведено место для театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, настольный театр по сюжетам русских народных сказок, пальчиковый театр Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.
Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...
Открытый просмотр «Березовая роща» (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)
Конспект открытого занятия (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)....
Презентация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализации»
Презентация опыта работы на методическом объединении «Влияние народной педагогики на развитие детей раннего возраста», для педагогов ДОУ, организованном Управлением дошкольного образования...