«В поисках кляксы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сизикова Наталья Викторовна

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_klyaksy_itogovoe_zadanie.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе

«В поисках кляксы»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель:

Развивать связную речь детей, речевое творчество через практическую деятельность.

Задачи:

  • Упражнять детей в умении подбирать однокоренные слова, активизировать речь детей;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество слов в предложении; умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием;
  • Воспитывать чувство товарищества, умение преодолевать небольшие трудности.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Мы ищем кляксу».

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

(воспитатель обращается к гостям)

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

- Ребята, давайте с гостями поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Минута релаксации(звучит спокойная композиция). Ребята, какой сегодня чудесный день. Скажите мне, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее настроение. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

 Давайте вспомним правила поведения на занятии

Все вместе:

 1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

И тихонечко сидим.

 А чтобы четко и красиво говорить, нужно обязательно сделать зарядку для язычка.

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза. 

4. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

 

- Ребята, вы дети умные и любознательные. А что значит любознательные? (Ответы детей: ЛЮБОЗНА́ТЕЛЬНЫЙ - стремящийся к приобретению новых знаний); а где и как можно найти ответы на интересующие вопросы? (Спросить у взрослых, найти в интернете, прочитать в книге). Да, существует много книг. (Дети перечисляют): книги для малышей – книжки малышки, книги с русскими народными сказками, книги различных авторов, энциклопедии, словари ...

- Послушайте загадку и отгадайте её:

С этой книгой самой первой

Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

Нам заветный перевал.

Край родной, родные дали,

Реки, рощи и моря

Целый мир мы открывали на страницах. (букваря)

- Вы будущие первоклассники первая и главная книга первоклассников это – букварь. (Ищу его на столе)

- Ребята, а вы не видели, куда же он подевался? (слышится шум падающих предметов)

 - Ребята, пойду посмотрю, что там происходит? (открывается дверь, заходит клякса)

-Здравствуйте, а вы кто? Ребята, а вы не знаете, кто это? (удивлённо)

-Это клякса! (ответы детей)

Клякса: Верно, угадали, я клякса! А чем вы здесь занимаетесь?

- Мы ищем букварь.

- Клякса скажи, ты его не видела?

Клякса: Может, видела, а может не видела… Этого я вам всё равно не скажу!

- Клякса миленькая, верни нам букварь, я же вижу, что это ты его забрала.

Клякса: Зачем он вам?

-Ну как зачем? Наши ребятишки в этом году идут в первый класс и им просто необходим будет в школе букварь!

Клякса: Ладно, отдам, только выполните все задания, которые я для вас приготовила!

- Ребята, выполним задания?

- Да.

- Клякса, скажи, а заданий много?

    Клякса: Заданий столько, сколько дней в неделе? Сколько значит?

    - семь заданий.

     - Хорошо, мы согласны на твои условия.

Клякса: Держите первое задание, а я посмотрю, на сколько вы умные                   (вынимает из кармана кляксу, подает воспитателю, на ней задание)

Задание 1. «Один - много»

Один чулок – много…(чулок)

Один носок – много…(носков)

Одна чашка кофе – много чашек…(кофе)

Много роялей – один…(рояль)

Один пианино – несколько…(пианино)

Одно ухо – много…(ушей)

Одно пальто – много…(пальто)

Одна цапля – много…(цапель)

Одна пачка сахара – много… (пачек сахара)

Много простыней – одна…(простыня).

- Молодцы, ребятишки, справились с первым заданием. А чтобы клякса нас не запутала, будем на доске каждое задание отмечать цифрой (ребёнок вешает на доске   цифру 1)

Клякса: Вот, вам и второе задание! (вынимает из кармана кляксу, подает воспитателю, на ней задание)

 Задание 2. «Посчитай слоги и продолжи слово»

Луна – река – машина – шары – дым – карандаши – ракета – радуга – рот – кот – весна – зебра – земля – зима – погода – нос. Молодцы, слоги посчитали, а сейчас вам нужно составить слова со следующими слогами: ре -, ва -, ди -, по -.

- Справились и с этим заданием, молодцы!

  (ребёнок вешает на доску цифру 2)

Клякса: Я всё поняла, я лёгкие задания вас даю. Вот сейчас вы точно не справитесь… (подаёт кляксу со следующим заданием).

Задание 3«Назови звуки в слове»

Клякса — слово из 2 слогов: кля-кса. Ударение падает на 1-й слог.

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
л — [л’] — согласный, звонкий, 
мягкий 
я — [а] — 
гласный, ударный
к — [к] — согласный, глухой, 
твёрдый 
с — [с] — согласный, глухой, 
твёрдый 
а — [а] — 
гласный, безударный

В слове 6 букв и 6 звуков.

Цветовая схема: клякса

- Молодцы, ребята и с эти заданием вы справились. (Ребёнок помещает на доску следующую цифру 3)

Клякса: Нет, этого не может быть, ну не могут они всё знать… Это всё ваша воспитатель, это она вам подсказывает, поэтому я решила, следующее задание я сама вам загадаю. Я зашифровала слова, я вы должны их расшифровать (на доске слоги, дети составляют слова)

Задание 4. «Зашифрованное слово»

- ка – ру (рука)

- са – ко (коса)

- ра – но (нора)

- са – ли (лиса)

- ша – ка (каша)

- ба – шу (шуба)

- бо – не (небо)

- ра – го (гора)

- Многоуважаемая клякса, давайте немного отдохнем!

Физкультминутка.

По тропинке Клякса шла, на полянке гриб нашла (ходьба).

Раз – грибок, два – грибок, вот и полный кузовок(приседания).

Клякса охает - устала, оттого что приседала.

Клякса сладко потянулась,

А потом назад прогнулась, а потом вперед нагнулась,

И до пола дотянулась (наклоны).

-Молодцы, присаживаемся на свои места. Уважаемая клякса, дети ждут следующее задание. Клякса играет с детьми.

Задание 4. «Скажи наоборот»

доброта – злоба, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина – шум, веселье – грусть, день - ночь;

твердый – мягкий, чистый – грязный, молодой – старый, сладкий – горький, большой – маленький, высокий – низкий,

открывать – закрывать, говорить – молчать, оторвать – пришить, уронить – поднять,

тихо-громко, медленно-быстро, темно-светло, много-мало, вниз-вверх, далеко – близко.

(Ребёнок помещает на доску следующую цифру 4)

Клякса: Вот держите следующее задание. С ним вы точно не справитесь.

Задание 5. «Какой, какая, какие?»

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;

- кровать из дерева (какая?) – деревянная;

- шапка из меха (какая?) – меховая;

- кольцо из золота (какое?) – золотое;

- кувшин из глины (какой?) – глиняный;

- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;

- платок из пуха (какой?) – пуховый;

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;

- каша из манки (какая?) – манная.

(Ребёнок помещает на доску следующую цифру 5).

Клякса: Мне понравилось с вами играть, давайте еще поиграем. Дети стоят в кругу, Клякса бросая мяч по очереди каждому ребенку, называет ряд признаков (имена прилагательные), дети подбирают к ним слово (имя существительное). Отвечать нужно быстро.

Задание 6. «Кто это? Что это?»

Опорные слова:

Звонкий, быстрый, весёлый-…

Вкусный, алый, сочный-…

Жёлтые, красные, осенние-…

Холодный, белый, пушистый-…

Бурый, косолапый, неуклюжий-…

Зелёный, продолговатый, сочный-…

Аккуратная, послушная, весёлая-…

Маленькая, серенькая, пугливая-…

Белоствольная, высокая, стройная-…

Красное, спелое, сладкое-…

Ветвистая, зелёная, колючая-…

Новая, интересная, библиотечная-…

Чистое, голубое, горное-…

Старый, кирпичный, четырёхэтажный-…

-Молодцы, ребята. Справились с заданием!

(Ребёнок помещает на доску следующую цифру 6).

- Уважаемая клякса, нам осталось выполнить только одно задание (клякса подает задание)

Задание 7. «Продолжи и передай»

 - Педагог начинает предложение, ребёнок, которому он передает флажок, заканчивает его. Отвечать нужно быстро.

Опорные фразы:

Лида читает…

Мама сшила…

Папа привёз…

Птичка прилетела…

Мы открыли…

Кот мяукал…

Весна пришла…

Идёт дождь…

Мышка вышла из норки…

Заяц убегал…

Дети помогали…

Расцвела черёмуха…

    (Ребёнок помещает на доску следующую цифру 7).

Клякса: Ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали!

Вот держите свой букварь. Ну а мне пора, до свидания детвора.

- Ребята, а  от меня вам будет подарочек в виде вот таких ярких, красочных медалей!

- Спасибо, Клякса! (Клякса уходит)

- Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас клякса. Молодцы!

- Что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем приключении?

- Какое задание оказалось лёгким?

- Какое задание вызвало трудности?

- Всем большое спасибо!

Литература: В.Сутеев «Мы ищем кляксу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесная клякса

Тема:Чудесная клякса (нетрадиционное рисование)Цель:Развивать художественно-творческие способности.Задачи:·         Закрепить знания детей о пятнокляксогр...

РИСОВАНИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ « ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ КЛЯКСЫ».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Использование нетрадиционных приемов рисования....

Итоговое занятие для родителей " Клякса в тетради"

Практические задачи: Совершенствовать навыки букве звуко-буквенного анализа. Закрепление правильного употребления грамматических категории: согласование слов в предложении и употребление предлогов.Раз...

"Кляксы,кляксы,клякы"

Нетрадиционные техники рисования .Кляксография...

Занятие по художественному воспитанию " Клякса в поисках красок"

Учимся смешивать основные цвета с целью получения нового цвета .Развиваем творческую фантазию с помощью рисования в нетрадиционных техниках....

итоговое занятие подготовительная к школе группа "В поисках кляксы"

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе...