Сценарий организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 6-7 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Валерьевна Королева

"Чтение былины "Илья Муромец и соловей-разбойник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_chtenie_byliny.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Улыбка»

Сценарий организованной образовательной деятельности по речевому развитию

с детьми 6-7 лет

на тему

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

( «Развитие речи в детском саду».

Подготовительная группа. В.В. Гербова стр.60)

Составил: воспитатель

Королева Т.В.

                                                  г. Семенов

                                                       2022г.

Целеполагание

 Познакомить детей с жанром устного народного творчества – былиной, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи

1.Развивать познавательный интерес к героическому прошлому русского народа.

2.Формировать представления о русских защитниках прошлого- богатырях.

3.Продолжать формировать  навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

4.Воспитывать чувство  уважения к русским воинам, желание им подражать.

5.Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Способы

словесный, наглядный, игровой, практический, художественное слово

Средства

ИКТ(презентация), дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Предварительная работа

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Рассматривание альбома «Былинные богатыри»

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей

Словарная работа

Познакомить с новыми словами: былина, богатыри, гусли, град» , «заколодела», «замуравела», «покляпая», «око». «косица».

Интеграция

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие,

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

ПЕДАГОГ

Дети

(переодетый в русский народный костюм) выходит  и обращается к детям: «Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие, и велась наша беседа речью плавною. Доброго здоровья вашему дому! (Низко кланяясь)

- Ребята, вы обратили внимание, как я с вами поздоровалась.

Как я  вас назвала?

Что я вам пожелала?

- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом?

- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились. Родина – это значит родная.

Ребята, а знаете ли вы как давным-давно  называлась наша страна Россия?

Предлагаю вам совершить со мной небольшое путешествие в прошлое  нашего народа. Хотите со мной попутешествовать? Проходите на стульчики, занимайте места.

«Чтобы отправиться в далекие времена, нужно отгадать загадки, внимательно слушайте и отгадывайте»

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. 

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. 

Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же…

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… 


«Ребята, а кому же принадлежали эти предметы?»

«В давние – давние времена, еще в древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди – богатыри. Об их подвигах сложены были сказы и былины.

«Ребята, а каких богатырей вы знаете?»

Сейчас мы видим картину «Богатыри», которую написал русский художник Виктор Васнецов.

На ней изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. Они примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого.

Ребята, какими качествами должны обладать  богатыри?

 А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

Физкультминутка

Богатырь - вот он каков:

 Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

 Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

 Станем, как богатыри!

 

«Богатыри, ребята, существовали очень давно. Откуда же мы узнали об их подвигах?»

 Верно. Сегодня я хочу познакомить вас  с жанром устного народного творчества -  былиной.

Былина происходит от слова быль – это песня о событиях  прошлого.  Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, которое происходило на самом деле. Этим былина отличается от сказки,  в которой все происходящие события-вымысел.

 Исполнялись былины нараспев вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли .

Сегодня я хочу познакомить вас с былиной, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Жил-был на свете богатырь Илья Муромец. Много подвигов он совершил. С одним из подвигов мы сегодня и познакомимся.   

В былине встречаются незнакомые  слова. И, прежде, чем мы приступим к слушанию былины, давайте разберёмся, что же означает каждое из них.

Первое слово, которое встретится нам в былине:

«град» - в современном языке это слово имеет значение город.

Следующее интересное слово

«заколодела»- территория, которая завалена павшими деревьями

 «замуравела»- заросла травой

 «покляпая»- кривая,изогнутая

«око»-  глаз

«косица»- висок


Обратите внимание на то, какими интересными словами, совсем не похожими на нашу современную речь, рассказывается былина.
Слушайте внимательно, после прослушивания мы с вами побеседуем.

Чтение былины.

Как называется былина?
Кто главный герой былины?
Из какого города выезжал и куда держал путь добрый молодец?
У какого города Илья встретил силушки темным-темно?
Как называется местечко, где произошла встреча Ильи Муромца и Соловья Разбойника?
Чем закончилась встреча с Соловьём разбойником?
Благодаря каким качествам Илья Муромец смог одолеть злодея?

Предлагаю вам помочь собрать богатыря в поход.

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать.(Подгруппами).

- Ребята, давайте встанем за столы. А сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Давайте, глядя на картинку, вспомним, что же нужно нашему богатырю?

- Скажите мне, что вы выбрали?

- Молодцы, ребята!

- Дети, вы знаете какой праздник, приближается? 

 - Кто сейчас стоит на защите нашей Родины.

Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое.

Что вы узнали интересного?

Чему учит былина?

-  Мне тоже понравилось наше путешествие и хочу вам подарить игру-лабиринт «Помоги богатырю найти дорогу».

Здравствуйте. Доброго здравия.

Добры молодцы и красны девицы.

Доброго здоровья!

Россия.

Русь.

Кольчуга

Шлем

Меч

Щит

героям, воинам, богатырям

Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Никита Кожемяка

сильными, мужественными, храбрыми

Показывают силача

имитируют движения

Поднимаем руки высоко вверх

Показывают силача

из сказок, рассказов

Илья Муромец и Соловей разбойник.

Илья Муромец.

Из Мурома, село Карачарово в Киев.

 

Чернигов.

Речка у Смородины

Стрелил Соловья.

Храбрый, решительный. Желает помочь людям.

Игра «Собери богатыря в дорогу»

Меч ,кольчугу, щит, булаву.

«День защитника Отечества».

Армия, солдаты.

Как Илья Муромец победил Соловья разбойника.

Учит добру, учит защищать родную землю от врагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми средней группы.Драматизация по сказке «Зайкины друзья».

В ходе организованноле образовательной деятельности, я старалась вызвать интерес детей к явлениям природы и научить полученные знания в рисунках.Познакомим детей с новым литературным произведением, я ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми средней группы «Профессии»

Конспекторганизованной образовательнойдеятельностипо речевому развитиюс детьми средней группы«Профессии»   Подготовил:ВоспитательГагарина Ирина Сергеевна  Санкт-Пе...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида п. Чернянка Белгородской области» Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошколь

Аннотация.Образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие по зимнему лесу» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Все  задачи реализуются через и...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»...