«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

 «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

   детский сад №7 «Радуга»   Кулундинского  района Алтайского края

Конспект занятия по развитию речи в

младшей группе «Чтение русской

народной сказки «У страха глаза велики».

                                                                            Воспитатель:

                                                                              Фаненштиль С. М.

 

                                                    2022 г.

     Цель. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики»( обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять содержание сказки.

* Учить следить за развитием действия, сопереживать героям.

* Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

* Упражнять в умении отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях.

Развивающие: Развивать внимание, память, воображение, умение слушать, не перебивая говорящего.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтении русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка».

Словарная работа: водоносы, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, медведище, котище.

 Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка - зайчик

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Сюрпризный момент

Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И дружно улыбнёмся!

 Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да)

Воспитатель: Скажите, а какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Я буду читать отрывок из сказок, а вы должны отгадать. После ответов детей демонстрирую соответствующие иллюстрации.

Воспитатель: Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

Дети:  Сказка «Колобок» (Ответы детей).

Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей)

Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка?

Дети:  «Колобок».

Воспитатель: Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —

Дети: Сказка «Репка».

Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей).

Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка?

Дети:  «Репка».

Воспитатель: Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!

Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей)

Дети:  «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка?

Дети: «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Жили-были лиса да заяц.

У лисы была избёнка ледяная,

а у зайца - лубяная.

Дети: Сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей)

Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка? Индивидуальные ответы и хоровой.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. Эти сказки очень давно читали и рассказывали вашим прабабушкам, бабушка и мамам. И никто не знает, когда и кто их сочинил.

(Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. Что за странный звук)

Воспитатель:- Ой, ребята, кто это? (зайчик). Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

Воспитатель:- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю отправиться  в сказку, и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик. Зайка, а ты не бойся, пойдем вместе с нами, наши дети смелые и дружные. 

Воспитатель: А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

Ра – ра – ра – в сказку нам идти пора,

Ги – ги - ги – нам, зайчонок, помоги.

2. Основная часть.

Воспитатель: -Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее, проверьте у всех спинки ровные. А называется сказка «У страха глаза велики».

Воспитатель:- Скажите, что такое страх? (ответы детей).

Воспитатель: Итак.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

Воспитатель: (Воспитатель читает сказку выразительно, демонстрируя иллюстрации сказки).

Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка?

Дети: «У страха глаза велики».

Воспитатель: Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесём её хором. («У страха глаза велики»).  

Воспитатель: Вспомните, с каких слов начинается сказка?

Дети: (Жили-были.)

Воспитатель: Правильно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были».

Воспитатель: А теперь вспомним, кто главные герои сказки?

 Дети: Бабушка…  

Воспитатель: Как ещё называли бабушку?

Дети: – Старушка.

Воспитатель: Как называли внучку?

Дети: – Хохотушка,

Воспитатель: Как называли курочку?

 Дети:– Клохтушка. 

Воспитатель: Как называли мышку?

Дети: Норушка.

Воспитатель:- Что герои делали каждый день?

Дети: – По воду  ходили.

Воспитатель:- Какие ведра были у героев сказки?

Воспитатель: – У бабушки?

Дети: – большие,

Воспитатель: У внучки?

Дети: – поменьше,

Воспитатель: У курочки?

Дети: С огурчик,

Воспитатель: Уточняю, что у курочки вёдра по размеру сравниваются с огурчиком,

Воспитатель: У мышки

Дети:– с наперсток.

 Воспитатель: Ребята, а наперсток что это такое? Обычно им пользуются, когда шьют, чтобы не уколоть палец.)

Воспитатель: - Откуда брали воду герои сказки?

 Дети: – Бабушка из колодца,

Воспитатель: Внучка из колоды, колода – это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, похожее на корыто. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.

Воспитатель:  Курочка?

 Дети: Из лужицы,

Воспитатель:   Мышка? из следа поросячьего копытца (потому что они самые  маленькие).  

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом?

Дети:  Водоносы.

 Воспитатель: Почему они так названы?

Дети:  Потому что каждый день носили воду.

Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто им помешал? (Зайка).

Воспитатель: Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам) Давайте покажем. А под яблонькой зайка сидел (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок (машут ручками) Яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке прямо в лоб! (хлопают по лбу)

Воспитатель: Что произошло с водоносами?

Дети: Они побросали вёдра и убежали домой,

Воспитатель: Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Воспитатель: Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Воспитатель: Куда взлетела курочка? (на печку)

Воспитатель: Куда спряталась мышка? (под печку)

Воспитатель: Кто со страху померещился бабушке? (медведище). Почему – медведище, сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке).

Воспитатель: Кто привиделся внучке? (волк),

Воспитатель:  Курочке? (лиса),

Воспитатель: Мышке? (котище).

Воспитатель: Почему котище говориться в сказке? (потому что большущий кот).

Воспитатель: - А как они испугались? Покажите.

Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза). (Предлагаю упражнение «Говорящая мимика»).

Воспитатель: - Давайте покажем, как героям сказки было страшно.

Этюд «Страх» Сжались все в комочек, застыли Брови подняли вверх Глазки широко раскрыли, Боимся вздохнуть и пошевелиться Рот приоткрыли Голову втянули в плечи Задрожали, зубами застучали.

Воспитатель: - А теперь давайте вместе наш страх прогоним, а ты Зайка повторяй за нами! Стряхнем его с себя, соберём остатки страха в кулачок. Подуем на него, пусть наш страх улетает. – Молодцы, мы свой страх побороли!

Воспитатель: - Давайте вспомним концовку сказки : «У страха глаза велики – чего нет, и то видит». Сказка учит нас тому, что, испугавшись, мы можем увидеть то, чего нет.

Воспитатель: Ой, ребята, Зайка говорит вам спасибо, что вы ему  всё объяснили! И он теперь не чего не боится.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться в группу. А ты, Зайка, оставайся в своей сказке и больше ничего не бойся! Давайте встанем и повторим волшебные слова:

 «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Понравилась ли вам наше путешествие по сказке? (да!).

Воспитатель: Как называется сказка? («У страха глаза велики»).

Воспитатель: Чему вас научила эта сказка? (если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

НОД Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», вторая младшая

По программе дошкольного учреждения проводится непосредственно образовательная деятельность с детьми 3-4 лет по чтению художественной литературы на тему : " Устраха глаза велики"....

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки; различать короткие и длинные звуки....

«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.  Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...