КАРТОТЕКА ФОНОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
картотека по развитию речи (старшая группа)

Машалгина Ирина Ивановна

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.  Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fonopedicheskih_uprazhneniy.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ФОНОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработан педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.  Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

Критериями фонопедического метода являются :

• акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);

• энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);

• биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

Преимущество фонопедического метода для координации и тренировки голосового аппарата  детей дошкольного возраста :

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.

«Петушок»

Петушок пшеницу серпом сжал,

снопы навязал,

обмолотил,

на мельницу свозил.

Ветер летит, крылья мельницы верти

Получилась мука хороша, легка.

Петушок из муки напек пироги.

Вон они - на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят.

Дети произносят «ших...ших...», резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Произносят «ш·ш·ш...» на продолжительном выдохе, вращая кулачками перед грудью.

Произносят «т-т-т, ты-ды, ты-ды», ударят кулачками по коленям.

Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Делают glissando вверх и вниз на звук У, показывая его высоту рукой.

Произносят «п..п..» делая короткие активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Руками «пекут пирожки» произносят ЛЯ в высоком регистре.

Произносят «пых... пых...•. стараясь не поднимать плечи и активно работая диафрагмой, руки на поясе


 «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Дети делают crescendo и dirninuendo на звук У

Делают штро-6ас па связках на звук А

Тихо и долго произносят «пama-пama-пama..» на одном дыхании.

Поднимают руки и произносят короткие звуки А, начиная с самого высокого и постепенно опускаясь к самому низкому, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей рук.

На одном дыхании произносят звук У, делая голосом волну, glissando вверх и вниз и показывая движение звука рукой.

Делают glissando на звук У сверху вниз.

Произносят «кар,кар» очень громко в разных регистрах.

«Листочек»

Подул на листочек ветерок.

Задрожал листочек.

Оторвался от веточки и полетел,

Закружился в воздухе.

Упал в лужицу.

Застучал по лужице дождик.

Лужа становилась все больше

в больше.

А листочек поплыл по ней,

как  кораблик.

Дети делают продолжительный равномерный выдох, покачивая поднятыми вверх руками.

Произносят «бл-л·л...» на од ном дыхании, встряхивая кистями рук.

Произносят «п...п...», активно работая диафрагмой и постепенно опуская руки.

Делают glissando вверх и вниз на звук У, показывая его высоту рукой.

Делают glissando на звук У с самого высокого до самого низкого регистра, опуская руку вниз.

Произносят «na-na-na...» в высоком регистре.

Делают crescendo и diminuendo на звук О, раз­ водя руки в стороны и при6лижая ладони друг к другу.

Тянут звуки О,А,У в среднем регистре на продожительном выдохе.

«Вьюга»

Поёт вьюга свою песню.

Завывает ветром.

Кружит снегом.

Метет по земле поземку.

Стучится в окна.

Дети произносят звук О с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки раз­ водят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, -  затихает.

Тянут звук У, пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой. вращения

Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук Ш и штробасс.

Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук ...», показывая указательным пальцем высоту звука.

«Метель»

Свистели метели,

Летели снега,

Стелила постели большая пурга.

Стелила постели морозом она,

И было метелям всю ночь

не до сна.

Дети делают glisвando от низкого регистра к верхнему на звук У

Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук О

Делают glissando на звук И} то вверх, то вниз. показывая высоту звука рукой.

Пропевают отрывистые, «острые» звуки А в разных регистрах по показу вocnu­ mame.11JL

То усиливают звук разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

«Напугаем медведей»

Охотники уехали из стойбища на на оленях.

Вернулись  тихонько назад так, что медведь их не заметил.

А мишка  пришел, как всегда, за сушенной рыбой,

стал детей пугать.

Тут охотники выбежали ему навстречу.

У каждого в руке –

головешка от костра,

шипит, сверкает.

Медведь бросился в одну сторону, в другую - всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура медведя стала

в черных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил.

И нос стал черным.

Взвыл медведь от боли.

Побежал от стойбища прочь

Дети цокают языком.

Произносят «ших... ших ...», скользят ладонями друг о друга.

Произносят «р-р-р!.., показывая пальцы- «когти»

Произносят короткие «острые» звуки А,

в высоком регистре  и Ш] в низком.

«Гавкают» в разных регистрах.

Делают  glissando звук [у] сверху вниз.

«В лесу»

Скрипит снежок под лапками Лисы.

Зайка скачет, путает следы.

Лиса заметила его, затявкала.

Завыл ветер.

Заскрипело дерево на ветру. Закружилась метель.

Дети произносят «ш... ш...»

Произносят короткие звуки А в разных регистрах, показывая рукой.

Произносят «тяв, тяв» сначала тихо, потом громче и громче.

Произносят [у ...] делая crescltendo и dimenuendo.

Произносят скрипучий звук А] на связках.

Произносят У, делая glissando от низкого звука до самого верхнего и наоборот.


«Зима»

Снег искрится на солнце.

Дым из труб поднимается столбом Плавно летят свежинки.

Большие сугробы на земле.

Дети произносят короткие «острые» звуки А

в разных регистрах.

Делают glissando на звук У снизу вверх.

Пропевают нисходящие звуки О по тетрахорду в разных тональностях

Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

«Морозята»

Выли морозята вместе с метелью.

Надували щеки и дули холодным ветром.

Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли.

Катались на снежных тучах.

Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины.

Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели.

Засыпали землю снегом.

Наметали снег в большие сугробы.

Дети произносят  «у-у-у..», делая glissando вверх и вниз.

Продолжительно равно­ мерно выдыхают на звук Ф.

Произносят короткие звуки А в разных ре­ гистрах.

Делают glissando с высокого звука к низкому на гласную О

Произносят «ба-бах!» 1-й слог - в самом низ­ ком регистре, 2-й - в самом высоком.

Произносят скрипучий звук А] на связках - штро-басс.

Произносят <<п..п...п...». коротко и активно выдыхая.

Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о], [ы}, [э].

«Снежинки»

Туча мягко покачивалась,

баюкала снежинк.

Налетал ветер и катал тучу по небу.

Проснувшись, свежинки прыгали

с тучи и летели на землю.

Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.

Ветер, расшалившись,

то опускал их вниз, то поднимал вверх.

Дети делают glissando на звук А в диапазоне терции вверх и вниз.

Делают glissando на звук У от самого нижнего звука до самого верхнего.

Пропевают короткие звуки А в разных регистрах.

Делают  glissando на звуки А,О,У вверх-вниз.

Произносят « а-ах» 1-й звук в низком регистре, а  2-в самом высоком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интонационно-фонопедическое упражнение

Интонационно-фонопедическое упражнение "Жила-была Принцесса"...

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Консультация для воспитателей и родителей.Оздоровителные и фонопедические упражнения

Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, ис...

Оздоровительные фонопедические упражнения.

Оздоровительные фонопедические упражнения В. Емельяновой, М. Картушиной....

Картотека фонопедические упражнения

Картотека фонопедические упражнения...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...