Конспект занятия «Согласные — П, Б, К, Г, Т, Д, Ф, В»
план-конспект занятия по развитию речи

Упражнения делаем на каждом занятии. Чтобы не ослабевал интерес, мы "колдуем" над звуками. Садимся удобно на полу так, чтобы руками могли и пол ударить, и потянуться к небу. Такое упражнение концентрирует внимание, движения каждый раз разные. У детей появляется желание повторить в точности и интонацию, и силу звука: от едва слышного шепота до крика, с разным отношением, мимикой. Эта игра не надоедает ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7mama.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Согласные — П, Б, К, Г, Т, Д, Ф, В».

Упражнения делаем на каждом занятии. Чтобы не ослабевал интерес, мы "колдуем" над звуками. Садимся удобно на полу так, чтобы руками могли и пол ударить, и потянуться к небу. Такое упражнение концентрирует внимание, движения каждый раз разные. У детей появляется желание повторить в точности и интонацию, и силу звука: от едва слышного шепота до крика, с разным отношением, мимикой. Эта игра не надоедает ребятам.

"П и Б"

При звуках "П" и "Б" губы сомкнуты и разрываются под напором выдыхаемого воздуха.

Упражнение:

Звук "П" - глухой, произносится одним шумом без голоса.

Звук "Б" - звонкий, произносится голосом.

1. "П" в сочетании с гласными: ПИ, ПЭ, ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЯ, ПЮ.

"Б" в сочетании с гласными: БИ, БЭ, БА, БО, БУ, БЫ, БЯ, БЮ.

2. Бипп, бэпп, бапп, бопп, бупп, быпп.

Пибб, пэбб, пабб, побб, пубб, пыбб.

3. Би-би бип, бэ-бэ-бэп, бо-бо-боп, бу-бу-буп, бы-бы-бып.

Можно изменять и комбинировать по желанию.

Жил был поп, толоконный лоб

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

"К и Г"

При звуках "К" и "Г" кончик языка упирается в нижние передние зубы. Задняя часть спинки языка касается мягкого неба. Нижняя часть слегка опущена, под напором выдыхаемого воздуха стенки языка отходят от мягкого неба, открывая глотку.

Упражнения:

1. "К" с гласными: КИ, КЭ, КА, КО, КУ, КЫ.

"Г" с гласными: ГИ, ГЭ, ГА, ГО, ГУ, ГЫ.

2. Кигги, кэггэ, кагга, когго, куггу, кыггы.

Гикки, гэккэ, гакка, гокко, гукку, гыккы.

3. Ги-ги ги-гик, гэ-гэ-гэ-гэк, га-га-га-гак, го-го-го-гок, гу-гу-гу-гук, гы-гы-гы-гык.

В Луку Клим луком кинул.

Много снега - много хлеба.

Не хочет косой косить косой.

Говорит: "Коса коса".

"Т и Д"

При произношении звука "Т" и "Д" губы пассивны. Кончик языка крепко прижат к верхним передним зубам.

Упражнение:

"Т" - глухой, "Д" - звонкий.

1. ТЭ, ТА, ТО, ТУ, ТЫ.

ДЭ, ДА, ДО, ДУ, ДЫ.

2. Тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды.

Дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты.

3. Дэ-дэ-дэт, до-до-дот, ду-ду-дут, да-да-дат, ды-ды-дыт.

Улитка едет, когда-то будет!

Федот, да не тот.

Радуга крутой дугой

Изогнулась над рекой.

"Ть и Дь"

При звуках "Ть" и "Дь" передняя часть языка не прижимается к верхним передним зубам, а лишь прикасается к передней части неба.

Упражнения:

1. ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЁ, ТЮ; ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЁ, ДЮ.

2. Дитти, детте, дяття, дёттё, дюттю.

Тидди, тедде, тяддя, тёддё, тюддю.

Без дела жить - только небо коптить.

Ведьма, демон, дятел, дичь,

Тёлка, тёрка, тяга, тёща.

"В и Ф"

При произношении этих звуков нижняя губа должна касаться передних верхних зубов. Воздух, проходящий между зубами и губой, воспроизводит звуки "Ф" (глухой) и "В" (звонкий).

Упражнение:

1. ФИ, ФЭ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ.

ВИ, ВЭ, ВА, ВО, ВУ, ВЫ.

2. Фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы.

Виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы.

3. Фи-фи-фи-фив, фэ-фэ-фэ-фэв, фа-фа-фа-фав, фо-фо-фо-фов, фу--фу-фу-ув, фы-фы-фы-фыв.

Финтифлюшка, фокус, фантик.

Каково волокно, таково и полотно.

Со звукам "Ф" у нас особые отношения. Поставив согнутые в локтях руки перед собой, мы делаем движения, как будто мотаем нити, и говорим: "Фи-фи-фи". Так незаметно подходим к сложному и чудному слову "Финтифлюшка", очень легко его выговаривая.

А дальше идёт игра - мы придумываем слова в сочетании с приставкой "финти", так у нас рождается финтикадушка, финтияблоко, финтизанавеска и т. д. Каждый стремится сказать большое слов. Дети учатся быть более внимательными, видеть, что находится перед глазами, постигают некоторую последовательность в расположении предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Различие твердых и мягких согласных"

В данном конспекте рассказывается о различии твердых и мягких согласных.Мягкие согласные озвучивает герой Тим,твердые согласные - герой Том.На основе этого детям предлагается выбрать слова с мягкими и...

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...