Непосредственно организованная деятельность по развитию речи "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Куленкова Юлия Анатольевна

Материал понадобится при изучении перелётных птиц для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по развитию речи128.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»


Тема: «Перелётные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.

Задачи:

• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

• Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей

• Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.

• Воспитывать бережное отношение к природе,

Участники: дети подготовительной группы ДОУ.

Продолжительность: 30 минут.

Форма проведения: комплексное подгрупповое занятие.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Методы и приемы:

- наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация способа действий);

- словесные (объяснение, вопросы, дидактические словесные игры);

- практические (планирование выполнения задания, постановка задания, контроль и регулирование выполнения заданий, анализ результатов).

Технологии:

- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, динамические паузы)

- технологии проектирования (работа в группах, беседа)

- технология исследовательской деятельности (погружение в звуки природы, постановка и решение вопросов проблемного характера, дидактические игры)

- личностно-ориентированные технологии (игры, этюды).

- коммуникативные (беседа, вопросы)

- игровые (дидактические, подвижные игры)

Демонстрационный и раздаточный материал:

Модель «солнце», модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц, конверты с буквами.

Ход занятия:

Звучит музыка «Весны».

Дети встают полукругом.

Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный. (Грач).

Ну, конечно, это грач.

Посмотрим, что в конверте.

А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много туч. Мы, грачи, уже собрались прилетать. А вот другие птицы не хотят, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»

Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем птицам вернуться?

- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает» (употребление предлогов в речи)

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.

- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?

- А в конверте есть еще кое-что.

- Скажите, что есть у всех птиц? (ответы детей)

- А чем покрыто тело птиц? (ответы детей)

- Правильно, перьями.

- Ребята, а вы знаете, что у птиц есть два вида перьев, одни маховые, другие – покровные?

- Как вы думаете, почему маховые крылья так называются? (ответы детей)

- А почему покровные крылья получили такое название? (ответы детей)

- Молодцы, вы правильно говорите.

- И вот здесь в конверте грач передал нам покровные перья.

- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?

Тогда повторяйте за мной.

Ра-ра-ра - начинается игра

Ро-ро-ро – покровное перо

Ре-ре-ре – реши заданье на пере

Ро-ро-ро – переверни перо

Что нам нужно сделать? (перевернуть перо)

Начнем игру?

1 перо. Переворачиваю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Воспитатель читает текст:

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники для грачей (скворцов). Вот-вот зацветут первые весенние цветы — ромашки (подснежники).

Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.

Немножко отдохнем.

2 перо. «Доскажи словечко»..

На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его. (скворец)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый…(гусь).

 Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица …(грач).

 В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

- Ку – ку.. Ку – ку, -

Не спит опушка.

А птицу звать…(кукушка).

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? …(цапля).

- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг, в теплые края).

Ребята но мы далеко не всех перелётных птиц вспомнили .Давайте в пальчиковую гимнастику играть и птиц перелётных называть.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

3 перо. «Сложные слова»

Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.

Дидактическая игра «Сложные слова».

Белая грудь — белогрудая;

длинные крылья — длиннокрылая;

короткий хвост — короткохвостая;

чёрные глаза — чёрноглазая;

серые глаза — сероглазая;

громкий голос — громкоголосая;

пестрые крылья — пёстрокрылая.

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост - длиннохвостая

желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги - длинноногая

Молодцы, и с этим заданием справились успешно!

4 перо. «Кто как голос подаёт»

Какие птицы мы с вами назвали, а вот как же птицы подают голос.

У нас еще остались перья, посмотрим, какие задания спрятались под ними.

Перевернем 5 перо. Этюд «Превращение»

- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.

(цаплю,скворца,грача,журавля)

-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

6 перо. «Расскажи о себе».

А рассказать о птице поможет схема.

https://pandia.ru/text/80/370/images/image001_202.gif

Составление рассказов о перелетных птицах.

https://pandia.ru/text/80/370/images/image002_137.jpg

- Вокруг себя скорее повернись и в детей обратно превратись!

- Кто запомнил, каких птиц вы изображали?

Молодцы!

Ребята у нас осталось одно перо.

7 перо. Разбуди солнце.

«Встаньте рядышком друг с другом»

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

Подведение итогов

Ребята, вы сегодня молодцы! Солнце разбудили, теперь с каждым днем у нас будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.

задаю вопрос каждому ребенку.

О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Что тебе понравилось?

Что нового ты узнал?

За что ты можешь себя похвалить?

Было что-то, что вызвало трудности, что не очень получилось?

Какое у тебя настроение?

Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья»

Конспект   непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Р...

Непосредственно организованная деятельность по развитию речи Тема: «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной группы.

Сказка играет важную роль в развитии дошкольников. В его воображении живет целый мир, неизведанной и манящей, мир сказки, знакомой с колыбели. Сказки А.С.Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В ...

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи "Животные Севера" (старшая группа)

Занятие по развитию речи для старшей группы«Животные Севера»          Программное содержание:           - расширить представления дет...