Образовательная деятельность для детей старшего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Тема: "Звук А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_no3.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Звук А»

Цели  коррекционные: развивать память, слуховое восприятие и внимание, словесно-логическое мышление,  развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой, учить изменять голос по высоте, тембру, громкости; научить детей определять место звука «А» в слове;

образовательные: знакомство с термином «слово», знакомить с условным обозначением слова полоской ( — );

воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.

Оборудование: Звуковичок «А», индивидуальные зеркала, сигнальчики гласных звуков, подносики, длинные и короткие полоски картона, полоска картона для условного обозначения термина «слово», цветные палочки, подбор картинок со звуком «А» в начале.

Ход НОД:

1. Организационный момент

 - Сядут только девочки, а теперь – мальчики.

2.  Основная часть. Знакомство со звуком А.

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком «А» и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: АВГУСТ, АИСТ, АДРЕС, АСТРЫ, АЛЬБОМ.

 - Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук «А»!

Ребята, покажите, как мама укачивает куклу: А – А – А

Когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? А – А – А.

3. Уточнение артикуляции (работа с индивидуальными зеркалами)

 - У нас в гостях сегодня девочка-звуковичок, поющая песенку звука «А». Теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

Л.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Сигнальчик какого цвета обозначает гласный звук? (красный)

4. Игра «Длинный – короткий»

 (упражнять в произнесении звука «А» по звуковым дорожкам)

- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук «А», а если покажу короткую – коротко.

5. Игра «Эхо»

(изменять голос по высоте, тембру, громкости)

 - Ребятки, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

АИСТ, АНЯ, АПЕЛЬСИН, АРБУЗ, АНАНАС, АЗБАКА…

6. Игра «Поймай звук»

(развитие фонематического слуха)

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «А» среди звуков, среди слогов, среди слов

7. Физкультминутка «Грачи»

     Вот на ветках, грачи! Не кричи!           (указательный палец на губы)

     Чёрные сидят грачи                                (присели)

      Разместились в гнёздышке,                  (показать руками гнездо перед собой)

      Распушили пёрышки,                            (встать, руки в стороны)

      Греются на солнышке,                           (погладить себя по рукам)

      Головой вертят,                                       (повороты головой вправо, влево)

      Полететь хотят.                                       (руки в стороны – взмах)

      Кыш! Кыш! Улетели!                             (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

      Полетели, прилетели                              (летают)

      И опять все в гнёзда сели.                      (присели)

8. Знакомство с термином «слово».

 - Все звуки, которые мы с вами произносим, сливаются в слова. Слова могут быть любые и обознаяать все что угодно, например, названия перелетных птиц.

 - Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

Игра «Кто внимательнее»

(дети поднимают полоску, обозначающую слово, если услышат любое слово)

 - Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены картинки. Звуковичку мы подарим только те, которые начинаются на звук «А».

Игра «Подари подарок Звуковичку»

(дети подбирают картинки для Звуковичка, которые начинаются со звука «А»)

9. Знакомство с буквой А.

Л.: Ребятки, посмотрите, что у меня нарисовано на этой картинке. Это буква А. Ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

              Высока и стройна буква А.

              Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква «А»? (На ракету, крышу дома...)

 - Давайте попробуем сделать букву «А» из цветных палочек. Теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

10. Подведение итога

 - Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква?  Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста

Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста

Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста. Область «Познание». «В гости к белочке».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) .Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста «Загадки старичка - лесовичка»

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста образовательная область "Речевое развитие", "Познавательное развитие"...

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста по познавательному развитию Тема: «Удивительный мир природы»

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность  для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Удивительнрый мир природы"...