Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебный мир звуков» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мартыненко Олеся Петровна

Цель: Дифференциация звуков З-Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z-zh.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебный мир звуков»

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)

Цель: Дифференциация звуков З-Ж.

Задачи: Учить дифференцировать звуки З-Ж;

              Развивать фонематический слух;

              Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков;

              Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук;

             Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков, с помощью фантазии. - А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.). В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках много разных царств – государств, ведь звуков тоже много.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

2. Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

У меня смешные рожки,

Шея длинная и ножки.

Я по Африке хожу,

Свысока на всех гляжу. (Жираф)

-Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Жираф?

-Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком Ж, живет еще один звук, а какой, угадайте.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц).

-Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц?

-Правильно.

-Вы уже догадались в царство каких звуков мы отправимся?

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Царство звуков «З и Ж». Вот замок.

-А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

-Ой, а где же хозяева? Что - то я не вижу никого.

-Что же могло случиться?

Смотрите, письмо.

Логопед читает письмо.

Здравствуйте ребята. Злая колдунья заколдовала замок и все звуки З и Ж пропали. Теперь эти звуки не звучат в царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и жираф просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки, и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

-Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.

-Как вы думаете, справитесь?

-Готовы?

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка –Ж-Ж-Ж? (Жука). Повторите.

А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте.

Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку жука, то изобразите как он летает.

Логопед произносит звуки: Ж-З-Ж-Ж-З-З. Дети выполняют задание.

Молодцы, вы расколдовали одну часть замка.

2. Теперь второе задание. Послушайте стихотворение. Нужно в стихотворении посчитать слова со звуком "Ж". Вы готовы? Логопед читает стихотворение:

Не хочу ходить в упряжке,

Человеку не служу.

И с рождения в тельняшке

Я по Африке хожу. (3)

Ребята, а теперь послушайте стихотворение Зайчика. Надо посчитать слова со звуком "З"

Пошел спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзинку Назар. (6)

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Ребята, вот жираф и заяц очень любят чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Я вам предлагаю поиграть. Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторять за мной.

ЗА - ЗА - ЗА - приближается гроза

ЖА - ЖА - ЖА - ползут два ужа.

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка.

Давайте немного разомнемся.

Физминутка под музыку.

4. А теперь послушайте следующее задание: А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»

Логопед раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Логопед: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

- Как жужжат жуки? (жжжж)

- А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З), а вторая – со звука (Ж) (дети называют по одному слову на заданный звук) Надо придумать слова, в которых есть звук З или Ж.

-Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание: Следующая игра - «Найди картинку»

Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Логопед: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Логопед: Ребята, ну как, понравились вам игры?

Молодцы, вот вы и расколдовали замок. И теперь мы можем прочитать слоги с этими звуками.

Логопед: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж.  А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Посмотрите, все звуки открылись. Колдовство исчезло. Но нам пора возвращаться.

Закройте глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Вот мы и вернулись свой детский сад.

Рефлексия.

Ребята скажите куда мы отправились сегодня в путешествие?

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

- Какие игры вам понравились больше всего?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Индивидуальное подгрупповое занятие по автоматизации звука «Л» «Потерялся звук» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием новых игровых технологий.

Автоматизирование правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях. Использование новых технологий при автоматизации звуков. Развивитие артикуляции, мелкой моторики....

Конспект бинарного занятия педагога-психолога и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Экскурсия в музей волшебных вещей"

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в решении следующих задач: - учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания;- закреплять знание правил добро...

Конспект образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»

Конспект образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Конспект занятия по обучению грамоте «Посылка от Машеньки» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...